14
15
Что касается тактики гонок, то очень важно уметь в каждом заезде хорошо взять старт, так как высокая всесторонняя подготовленность участников делает чрезвычайно трудными и малоэффективными попытки обходить других спортсменов в разгар самих соревнований. Генеральное наступление на позиции буржуазного мотоспорта наши чехословацкие друзья развернули в прошлом году. И не только по линии мотокроссов. Небывалого в истории успеха они добились ив многодневных мотоциклетных соревнованиях. На старт же чемпионата Европы по мотокроссу сразу вышло пять представителей Чехословакии — Чижек, Рон, Хамрсмид, Роучка и Хара. Лидерство с первых же туров уверенно захватил Яромир Чижек. Он победил в Швейцарии, Франции, Чехословакии, Англии, Голландии, Бельгии и Люксембурге. Выступив всего в десяти из двенадцати соревнований, он в итоге один набрал почти .столько же зачетных очков, сколько три его ближайших конкурента, вместе взятых.СПОРТИВНЫЙРабота спортивного радиокомментаовременные соревнования по автотора очень ответственна. В ряде слумотоспорту немыслимы без хорошей чаев на размышление приходятся букинформации о спортивной борьбе на вально секунды, поэтому к нему трассе. Она необходима для любителей предъявляются высокие требования. Он спорта, как непосредственно присутдолжен хорошо, на основе личного ствующих на состязаниях, так и находящихся у экранов телевизоров, около - опыта, знать автомотоспорт, в особенрадиоприемников. Особое значение инности тот вид соревнований, который формация имеет при проведении комментирует. Желательно, чтобы ком ­ кроссов и шоссейно-кольцевых гонок. ментатор был знаком с участниками, есЗдесь участники проходят трассу по нели не со всеми, то, по крайней мере, с скольку раз (иногда делают по 15—30 наиболее известными и популярными. кругов), и зрителям трудно, а подчас и Очень важно уметь быстро реагировать невозможно, ориентироваться в ходе на происходящие на трассе события, соревнований. Вот почему основная заправильно оценивать изменяющуюся дача судьи-информатора (радиокоммен. обстановку и немедленно пояснять ее татора) заключается в том, чтобы любизрителям. Нет нужды доказывать, что тели спорта имели ясное представление передачу надо вести хорошим литераоб обстановке, складывающейся на турным языком, в живой увлекательтрассе в каждый данный момент. ной форме. И наконец радиокомментатор должен обладать ясной и четкой Однако информация не должна, как дикцией. это, к сожалению, часто бывает, состоять из простого перечня стартовых В чем же заключаются основные заномеров участников, появляющихся в дачи радиокомментатора? Вкратце их зоне финиша, или только из сведений можно сформулировать следующим обо врем'ени прохождения одного круга и разом. всей дистанции. Д о начала соревнований и перед проХороший судья-информатор своей межуточными стартами он обычно объувлекательной, темпераментной передаявляет название данных соревнований, чей обязательно заинтересует зрителей, рассказывает о их значении, а также не оставит их равнодушными к исходу дает краткую характеристику и историспортивной борьбы. Для этого он долческую справку. Затем разъясняет осж ен не только вести репортаж о ходе новные задачи и условия соревнований, в соревнований в яркой, доходчивой форчастности систему зачета, информирует ме, но и «чувствовать» настроение зри ­ зрителей о составе участников, характелей. Если, например, на трассе не теризует наиболее выдающихся спортспроисходит ничего захватывающего, наменов и перечисляет их предыдущие до уметь оживить информацию «вставдостижения на этой трассе или в аналоным номером»: каким-нибудь интересгичных соревнованиях. Обязательно наным сообщением, хотя бы и не имеюдо напомнить зрителям о правилах пощим непосредственного отношения к ведения в зоне соревнований, о необсобытиям, происходящим на состязаходимости соблюдения установленного ниях в данный момент, или даже шутпорядка с точки зрения обеспечения кой. безопасности. В ходе соревнований комментатор отмечает наиболее интересные моменты, возникающие на трассе, и сообщает о лидерах соревнования. В перерывах между стартами он обычно анализирует прошедшие заезды, а по окончании соревнований извещает о закрытии финиша и. объявляет предварительные или пать в них. Д олжен сказать также, что уже утвержденные главной судейской рост мастерства советских гонщиков в коллегией спортивно-технические реизвестной мере сдерживается широко зультаты. распространенной у вас системой ко ­ мандного зачета. По моему глубокому В чем же заключается предварительубеждению, в крупных мотосоревнованая подготовка радиокомментатора? ниях зачет, как правило, должен быть Свою работу он начинает с изучения личным. задач и условий соревнований, списка — Каковы ваши планы на 1959 год? участников, их спортивной квалифика— Вновь приму участие в чемпионате ции и спортивно-технических результаЕвропы. Соревнования эти становятся тов, достигнутых в предыдущих состявсе интересней. Для них в этом году в заниях. числе 12 призов учреждены три БольВсе эти сведения он заносит в сводших приза странами социалистического ную ведомость (таблицу), составляемую лагеря — ГДР, Польшей и Чехословав порядке стартовых номеров участникией. М ежду прочим, советским спортков. Она может, например, включать в сменам следовало бы начать не с чемсебя такие графы: фамилии и спортивпионата мира по мотокроссу, как они ные звания участников, принадлежность пытаются делать, а с участия в чемпиоих к спортивному обществу или ведомнате Европы. Это было бы для них преству, марка и класс машины, спортивные красной школой для движения вперед. достижения за последние 1—2 года и т. д. Б. КУЗНЕЦОВ.С*Мой рассказ будет неполным, если не привести несколько кратких ответов Чижека на вопросы, которые актуальны для нашего мотоспорта и интересны для многих читателей. Вот они в том виде, в каком были' записаны в поезде. — Расскажите,' пожалуйста, о вашей системе тренировок. — Тренируюсь я круглый год. Зимой для повышения общефизической подготовки два раза в неделю занимаюсь плаванием, Прыжками в воду, гимнастикой, спортивными играми. А специальная тренироака в этот период складывается из регулярных испытательных пробегов, отдельных тренировочных выездов на мотоциклах или велолыжах. Что это такое? Под колеса обычного велосипеда устанавливаются специальные полозья и получаются велолыжи. На них мы катаемся, спускаясь на большой скорости по заснеженным склонам гор. Лето проходит в многочисленных соревнованиях. В 1958 году с апреля по октябрь мне пришлось выступать на состязаниях тридцать раз. Участие в них ив обязательных тренировках накануне этих соревнований позволяет поддерживать хорошую спортивную форму. — Как вы смотрите на необходимость специализации гонщиков? — Конечно, каждый спортсмен должен заниматься тем, что ему больше по душе, лучше отвечает его склонностям и возможностям. В Чехословакии мотоциклисты давно специализируются одни в гонках по шоссе, другие по жужелю , третьи по кроссу. Кроссисты, как правило, выступают ив многодневных соревнованиях. Лично я люблю мотокросс и считаю его классическим видом мотоспорта. А из всех мотоциклов больше всего нравятся мне машины с рабочим объемом до 250 см 3 . Обладая вполне достаточной мощностью и скоростью, они вместе с тем отличаются легкостью и маневренностью. — В чем, по вашему мнению, главная причина не совсем удачного выступления советских гонщиков? — Нельзя с первого раза быть первым. Чтобы побеждать в международных соревнованиях, нужно чаще высту-14 РАДИОКОММЕНТАТОРДля опытного радиокомментатора этой таблицы вполне достаточно, чтобы проинформировать зрителей перед первым стартом ив периоды между промежуточными стартами. Менее опытный комментатор должен составить заранее дикторский текст или, по меньшей мере, подробный конспект. В ходе соревнований информация организуется в зависимости от их вида, а также от характера и длины трассы. При кольцевых, хорошо просматриваемых коротких трассах радиокомментатор строит свою работу на визуальном наблюдении. В этих условиях он может давать информацию о том, что происходит не только в зоне старта-финиша, но и на всей дистанции. Однако подобный репортаж возможен только в том случае, если имеются достаточные интервалы между участниками, о приближении которых с указанием занимаемого ими положения в ходе состязаний он должен извещать зрителей. При этом в начале называется фамилия, а затем спортивный номер участника. Сообщается также его спортивное звание и организация или команда, к которой он принадлежит. На соревнованиях, где время прохождения одного круга составляет 35 минут, а число участников велико, обстановка на трассе изменяется и смена лидеров происходит очень быстро. Для правильной ориентировки в таких условиях радиокомментатору нужно вести счет, кругов, а если есть возможность, — хронометраж для головной группы участников. Он должен иметь 1—2 помощников, так как иначе у него не будет материала для информации о ходе соревнований. Только на длинных трассах и при появлении участников с большими интервалами радиокомментатор может получать материалы от соответствующих судейских групп (например, от счетчиков кругов, секретариата и даже с КП, расположенных по трассе). Но во многих случаях эти сведения оказываются запоздавшими к моменту объявления и не соответствуют тому, что зритель видит сам в зоне финиша. Помощники ведут счет кругов с помощью сводной таблицы, которую для быстрого прочтения и расшифровки записей заранее расчерчивают на квадраты. В верхней их части (по горизонтали) проставляются порядковые цифры, начиная с единицы до числа, соответствующего количеству участников, а слева от квадратов (по вертикали) — порядковые цифры, указывающие число кругов, которое должны пройти спортсмены. В свободных квадратах записывают стартовые номера участников в той последовательности, в которой они проходят каждый круг. Начинают с соответствующего этому кругу крайнего левого квадрата, обозначенного сверху цифрой 1. ' Радиокомментатор при одном взгляде на записи в сводной таблице может определить, какой круг проходит данный участник и какое место он занимает. Если в одном . заезде участвует не один, а два класса или группы машин, то, чтобы отличить их друг от друга, спортивные номера спортсменов записывают разноцветными карандашами или обозначают условными значками. Когда участники идут тесной группой (в особенности на первом круге), один из помощников записывает их номера под диктовку другого, а сам радиокомментатор ведет дублирующую запись. При недостаточной внимательности возможны ошибки. Так, иногда записывают номер какого-либо участка дважды по одному и тому же кругу. Это происходит в тех случаях, когда он начал проходить следующий круг раньше, чем некоторые другие гонщики закончили предыдущий. Иногда производят запись номера участника по кругу, который проходит головная группа, в то время как этот отстававший спортсмен еще не закончил предыдущий круг. Для предотвращения таких ошибок радиокомментатор или его помощники должны быть предельно внимательны, когда приближается участник. Прежде чем записать его номер в тот или иной квадрат сводной таблицы, они обязаны просмотреть записи по предыдущему кругу (в особенности по первым 10—15 участникам). Это позволит правильно установить, какой круг этот спортсмен заканчивает ив какой квадрат нужно записать его номер. Наблюдая по сводной таблице за прохождением кругов участниками, радиокомментатор может сообщать данные не только о лидерах, но ио спортсменах, которые, наращивая темп, постепенно переходят в головную группу. Такие сведения всегда оживляют информацию и делают ее более интересной. Нет нужды доказывать, как важно правильно выбрать место для расположения микрофона. При этом надо исходить из того, что радиокомментатору необходимо: хорошо видеть соревнования, иметь постоянную связь с судейской коллегией, а в некоторых случаях ис контрольными пунктами на трассе, и быть защищенным от постороннего шума, дождя и ветра. При выборе места на шоссейных кольцевых гонках рекомендуется находиться на судейской трибуне или над ней; на • гонках по гаревой дорожке и льду — на расстоянии 8—10 м от линии старта-финиша; на кроссах — в месте, откуда просматриваются наибольшие участки трассы. А. КАРЯГИН, судья всесоюзной категории; В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта.Нам пишутШКОЛЬНИКИ ЗА РУЛЕМВ клязьминской средней школе № 1 много юных автолюбителей. Они занимаются в автомобильном кружке, которым руководит опытный преподаватель машиноведения Павел Никанорович Крючков. Он хорошо знает автомобиль, умело его водит и охотно передает свои знания ребятам. Практические занятияпроводятся на автомобиле, который собрали сами ребята. Многие школьники уже получили удостоверение шофера. Сейчас ребята помогают школе перевозить топливо и принимают активное . участие в строительстве гаража. В. ЧЕРТКОВ, преподаватель клязьминской средней школы № 1. ст. Клязьма, Московская обл.ГОТОВИТЬ ВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИНАвтошколы и курсы ежегодно выпускают тысячи водителей. Но на курсам не готовят шоферов специальных автомобилей. Особенно не хватает квалифицированных кадров для обслуживания автокранов. Готовить водителей такого профиля своими силами ввиду отсутствия программы, оборудования, преподавательского состава очень сложно. На мой взгляд, подготовку шоферов специальных автомобилей следует поручить в каждом крае и области существующим автошколам. Б. КУЦИЯ. Краснодар.СТРОИТЕЛИ ИЗУЧАЮТ АВТОМОБИЛЬНа строительстве Сталинградской ГЭС работает немало девушек. Многие из них решили научиться управлять автомобилем и получить удостоверение водителя. Сейчас 38 девушек посещают курсы шоферов при Волжском автомотоклубе ДОСААФ. Антонина Стороженко, Тамара Меркулова, Мария Овчаренко и другие успешно изучают устройство автомобиля, вырабатывают практические навыки управления машиной. На снимке: девушки-курсантки на практических занятиях. г В. МЕЛЬНИКОВ. Фото Д. СПИРИДОНОВА. Сталинград.15