НастройкахсемилетниАВТОМОБИЛИ ИДУТ В ГЛУБЬ ЗЕМЛИСТРОЙКА ПОД КУРСКОМКурская магнитная аномалия была открыта в 1783 году, но ее серьезное изучение началось лишь в 1918 году по предложению В. И. Ленина. «Дело это надо вести сугубо энергично», — рекомендовал Владимир Ильич, предвидя большие перспективы же ­ лезорудных месторождений. Много лет под Курском трудились геологи, разыскивая залежи наиболее богатой железом руды. Ее обнаружили невдалеке от Слободы Михайловской на глубине в несколько десятков метров. Добывать руду было решено открытым способом. И вот на площади в девятнадцать квадратных километров начались невиданные по размаху вскрышные работы. В глухих ельниках и березняках, где в Отечественную войну разбивали бивуаки советские партизаны, шагают сейчас экскаваторы, прокладывают дороги бульдозеры и грейдеры, сотни автомобилей вывозят грунт из карьера на отвал, расчищая путь к подземной кладовой. Невдалеке от рудника растет, ширится, уходя кирпичными домами прямо в поле, новый поселок Железногорск — город недалекого будущего. В карьере ни днем, ни ночью не затихает движение самосвалов. Бесконечной вереницей, словно привязанные один к другому, ползут они вниз и вверх из глубин забоев. Под их тяжелой поступью содрогается почва, гул двигателей слышен далеко окрест. Пока пройдены лишь первые слои земной толщи. То здесь, то там, над расчищенным от кустарников обрывом, поднимаются ковши экскаваторов. Они вгрызаются в землю, загребают отложения давно минувших тысячелетий — увесистый сырой грунт, от одного ковша которого приседают десятитонные грузовики. Поклон, еще поклон стрелы, шофер торопливо садится в кабину, и машина отходит, освобождая место очередной... На «Курской Магнитке» немало тех, кто уже работал на других крупных стройках; здесь трудятся и недавние воины, и посланцы комсомола, пожилые, молодые, куряне и уроженцы других областей Советского Союза. Расскажем о некоторых из них. ОДНИ ИЗ ПЕРВЫХ Конечно, и на Михайловском железорудном комбинате будут фундаментальные гаражи, профилактории для автомобилей, просторные общежития, более вместительная столовая, квартиры в новых домах Железногорска — — И тебе, Михайлович. желаю перевыполнить сегодня норму, — говорит своему сменщику И. Ворушеву Митрофан Дмитриевич Шаповалов.Участники движения за создание на руднике комсомольско-молодежных ударных бригад (слева направо): шоферы В. Колесник. И. Герасименко. П. Глинчиков и Н. Евсюков. все это уже строится. Но год назад, когда шофер Иван Герасименко только приехал на рудник, под гараж была «приспособлена»... большая поляна. По вечерам, после работы, тут выстраивались грузовики, и диспетчер, обосновавшийся в маленьком полевом вагончике, принимал у закончивших смену водителей захватанные побуревшими от земли и масла руками путевые листы. Ночи в то время стояли теплые, комнату Герасименко еще себе не подыскал и, как и некоторые другие шоферы, оставался ночевать тут же, подле машины. Рядом с ЗИЛом Герасименко обычно глушил машину молчаливый паренек Саша Чепелев. Он тоже оставался спать в поле. Соседи познакомились, а потом и подружились. Как-то вечером, подложив под голову вытащенную из кабины спинку сиденья, ребята отдыхали. Разговор зашел о мощных дизельных автомобилях, которые вот-вот должны были прийти на рудник. — А мы с ними не знакомы. Как тогда? — с тревогой спросил Иван. — Не волнуйся — на курсы пошлют, — успокоил Александр и добавил: — А знаешь, давай сменщиками на одну машину попросимся. Закончив курсы дизелистов, Герасименко и Чепелев получили новенький МАЗ и решили объявить свой экипаж ударным. Друзья во всем помогали друг другу. Сдав смену( ни тот, ни другой не уходили домой, пока не убеждались, что работа пошла на полный ход. В то время большинство шоферов делало за смену 12—14 рейсов. Это считалось высоким показателем. Друзья решили давать по восемнадцати — двадцати. Они стали внимательно анализировать все операции, стараясь найти возможность сократить время рейса. Постепенно сменщики научились абсолютно точно с хода подавать самосвал под погрузку. Оказалось, что и разгрузку можно производить быстрее. Сейчас Герасименко и Чепелев, работая на большегрузном ЯАЗе, за смену делают иногда по двадцать пять рейсов. НАДО! БУДЕТ СДЕЛАНО! ют участники стройки в тревожные минуты, чувствовать острое беспокойство людей за дела коллектива. Отработав несколько лет на строительстве Сталинградской ГЭС, приехал сюда шофер Митрофан Дмитриевич Шаповалов. По своему опыту он знал, какие трудности приходится испытывать с подбором водителей, когда на стройку поступает новая техника. — Дизелей у нас все больше становится, — говорил он на профсоюзном собрании автобазы, — на будущий год получим и двадцатипятитонные. На курсы сразу всех не пошлешь. А я, к примеру, знаю дизели еще с войны. Вот и предлагаю: пусть старые дизелисты возьмут к себе на выучку «карбюраторщиков»... Предложение понравилось. К Митрофану Дмитриевичу прикрепили Ивана Михайловича Ворушева, много лет работавшего шофером в колхозе. Шаповалов часто ездил вместе с Ворушевым, советовал, подправлял, порой поругивал и успокоился только тогда, когда сменщик стал хорошо разбираться в двигателе и работать не хуже самого учителя. Впрочем, «успокоился» — это не совсем точно: Шаповалов готовит сейчас Ворушева к сдаче специального экзамена экстерном. По примеру Шаповалова обучают своих сменщиков и другие водители. На стройке люди растут, совершенствуют свой опыт и знания, она стала для них родным и близким делом. ...Подпочвенная вода пошла внезапно, она хлынула в один из забоев и подбиралась к другим. Надо было срочно привезти в карьер специалиста с того берега реки Свапы. Срочно! Но как это сделать? Снег в эти дни таял бурно. Речушка неожиданно разлилась. Затопило мосты. Шофер Алексей Илюхин на автомобиле ГАЗ-69 вызвался прорваться на другой берег. Подъехал к реке и не узнал тихой, незаметной Свапы. Она вздулась, скрыв в мутном потоке бревенчатый настил моста. Оплывшая колея уходила прямо в воду. Алексей разулся, прошел к мосту, промерил глубину. Получалось, что машина может пройти, но /кабину зальет водой. Шофер отпустил ремень вентилятора, «забинтовал» брезентом распределитель, наметил ориентир — дерево, на которое надо было держать, и решительно захлопнул дверцу. «Газик» ринулся через реку. Кабина стала заполняться водой. Вот она уже скрыла педали, ледяным холодом обожгло ноги. Под колесами настил. Мелькнула мысль: «Вот сейчас машина соскользнет с моста и...» Еще минута, и в фонтане брызг автомобиль вынес Алексея на берег. Вскоре Илюхин был вновь у реки, но на этот раз вместе с пассажиром. А через полчаса доставленный водителем инженер уже возглавлял борьбу против угрозы затопления котлована.*С каждым днем все шире становится карьер, все глубже в землю уходят автомобили. Пуск Михайловского железорудного комбината зависит прежде всего от усилий шоферов. Чем скорее будут вывезены на отвал миллионы кубометров пустой породы, тем. быстрее пойдет руда, необходимая металлургическим заводам. Темп работы возрастает с каждым месяцем. Иначе нельзя: ведь строители комбината, в том числе и шоферы, обязались дать стране первые 700 тысяч тонн богатой руды уже в 1960 году — на год раньше установленного срока, и они прилагают все усилия, чтобы сдержать свое слово. Н. БОБРОВ. Фото автора. Строится поселок Железногорск — будущий город рудокопов.Для каждой новостройки характерен боевой ритм. И на Михайловском железорудном комбинате можно наблюдать сердечную заботу о товарище, услышать рассказы о том, как поступа