За нашу СоветскуюРодину/ИНСТРУКТОР АВТОМОТОКЛУБАIV съезд ДОСААФ поставил перед всеми учебными организациями добровольного патриотического Общества задачу резкого повышения качества обучения. Решения съезда имеют особенно большое значение для автомотоклубов и школ ДОСААФ. В ближайшие годы в Обществе будет готовиться намного больше шоферов, чем раньше. В этих условиях огромное значение приобретает правильная организация обучения, повышается роль инструктора. Инструктор автомотоклуба — центральное лицо педагогического процесса. От него во многом зависит качество обучения курсантов. Поэтому квалификация, отношение к работе и моральный облик преподавателя должны всегда быть в центре внимания комитетов и советов клубов. Выполняя решения IV съезда ДОСААФ, многие из них резко улучшили подбор и воспитание преподавателей и инструкторов практического вождения, развернули систематическую методическую работу. Каким же мы хотим видеть инструктора автомотоклуба! В своей практической работе по обучению водителей инструктор должен всегда иметь в виду главное — воспитание технически грамотного, умелого шофера, обладающего высокой профессиональной и общей культурой, способного жить и работать по-коммунистически. Инструктор обязан прививать учащимся любовь к знаниям, труду, уважение к людям труда. Поэтому теоретические занятия необходимо тесно увязывать с практическими работами у агрегатов, приборов и механизмов автомобиля, с уроками по обучению техническому уходу и эксплуатации. В процессе учебы курсанты должны осознать, для каких целей они приобретают знания, должны научиться умело применять эти знания на практике. Но выполнить эту задачу может только высококвалифицированный инструктор. Поэтому преподаватели и инструкторы автомотоклубов и автомотошкол ДОСААФ должны иметь квалификацию, установленную действующим положением. В качестве преподавателей по теоретическому обучению (устройство автомобиля, ремонт, основы эксплуатации) допускаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также лица, ранее получившие соответствующие удостоверения Государственной автомобильной инспекции. В порядке исключения, с разрешения республиканского, краевого, областного комитетов ДОСААФ к преподаванию указанных дисциплин могут быть допущены инструкторы, имеющие среднее образование и стаж работы .по автомобильной специальности не менее пяти лет. Вести занятия по производственному обучению могут лишь инструкторы, имеющие семилетнее образование и опыт производственной работы по данной специальности. Преподаватели по правилам движения и инструкторы по вождению автомобилей должны сдать экзамены и получить соответствующие удостоверения Государственной автомобильной инспекции. Многие комитеты и автомотоклубы Общества ведут систематическую работу по подбору, воспитанию и расстановке кадров инструкторов и преподавателей. Это приносит хорошие результаты. Больших успехов в деле повышения успеваемости добились преподаватели тт. Афанасьева и Опритова (Борисоглебский ДМК), Габаянц (Центральный московский АМК), Дайненко (Фрунзенский АМК) и многие другие. За хорошую организацию обучения водителей лучшие работники автомотоклубов награждены ЦК ДОСААФ СССР. Однако не все комитеты обращают должное внимание на подбор кадров. В Вологодском ДМК, например, некоторые инструкторы имеют недостаточное образование. Плохо ведется работа с преподавателями в Минском и Хабаровском автомотоклубах. И это существенно отражается на качестве подготовки водителей. Огромное значение в деле повышения квалификации инструкторов, а следовательно, и в повышении качества обучения имеет правильно поставленная методическая работа. Как известно, подготовить грамотного шофера можно только при условии, когда все занятия будут проводиться в строгом соответствии с требованиями программы, при обеспечении связи теории с практикой, тщательном изучении и умелом использовании передового опыта. В общей системе мер, обеспечивающих необходимую подготовку занятий, большая роль отводится плану проведения урока, методической разработке и конспекту. В практике учебной работы установилось, что основным документом для проведения занятий является планконспект. Но это должен быть не простой перечень взятых из учебника или пособия формулировок и готовых рецептов. План-конспект — творческая запись инструктора-педагога. В нем должно быть умело запечатлено содержание каждого занятия. Только в этом случае можно обеспечить правильное проведение урока. Готовясь к занятиям, каждому инструктору необходимо всегда помнить, что его собственные знания должны быть намного шире и глубже, чем это требуется для преподавания той или иной темы программы. Лишь в этом случае инструктор сумеет свободно и доходчиво изложить материал урока, исчерпывающе ответить на все вопросы курсантов. Это приобретает особенное значение сейчас, когда, согласно новому положению о присвоении квалификации шофера, резко повышается общеобразовательный уровень курсантов. Неотъемлемым качеством инструктора должна являться высокая требовательность и объективность в оценке успеваемости курсантов. Эту требовательность надо обязательно сочетать с повседневной помощью учащимся, проявлением заботы об усвоении будущими шоферами прочных знаний и практических навыков. В каждой учебной группе занимаются люди с разными способностями, разной общеобразовательной подготовкой. Поэтому так важен для успешного преподавания индивидуальный подход к каждому курсанту. Только хорошо знающий своих курсантов инструктор может успешно вести занятия. Инструктор несет большую ответственность не только за обучение, но и за воспитание будущих шоферов. Мало добиться того, чтобы каждый курсант хорошо знал устройство автомобиля. Каж/дый выпускник автомотоклуба ДОСААФ должен быть примером в труде. А для того чтобы постоянно воспитывать у курсантов эти качества, инструктор прежде всего сам обязан показывать пример коммунистического отношения к делу, хорошо вести себя в быту. В автомотоклубы в последнее время пришло немало молодых инструкторов, закончивших средние и высшие учебные заведения, но не имеющих достаточного методического опыта. От них в первую очередь потребуется упорная . работа над дальнейшим углублением своих специальных знаний, творческая учеба у более опытных преподавателей, систематическое изучение методической литературы. Все это поможет им избежать многих ошибок и овладеть правильной методикой подготовки водителей. Руководящие работники автомотоклубов и комитетов ДОСААФ должны повседневно оказывать молодым преподавателям необходимую помощь в повышении своей квалификации. Велика и ответственна роль инструктора автомотоклуба. Народному хозяйству нашей страны требуются квалифицированные, культурные и дисциплинированные шоферы. Поэтому инструктор обязан обеспечить среди курсантов крепкую дисциплину на занятиях, добиться строгого выполнения правил внутреннего распорядка, привить будущим водителям горячее стремление быть полезным обществу, активно участвовать в претворении в жизнь великой программы коммунистического строительства, намеченной XXI съездом КПСС С. РЕЗНИКОВ, начальник Управления военнотехнической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ СССР.