17
18
КАК ПОСТРОИТЬ ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ 3 КЛАССА ДО 500 СМЭтот вопрос интересует многих любителей автомошироко использованы механизмы и детали серийных автомобилей и мотоциклов. бильного спорта. Такой интерес не случаен. Гоночные В связи с этим техническая комиссия Всесоюзной микролитражки должны стать наиболее распространенными скоростными автомобилями в нашей стране. Они автомобильной секции ЦАМК СССР разработала рекомендации с примерами отдельных конструктивных просты по своей конструкции, доступны для изготовлерешений, которые могли бы послужить исходным матения в условиях небольших мастерских, требуют сравнириалом при создании на местах гоночных автомобилей тельно небольших затрат. При их постройке могут бытькласса до 500 см3.Инж. А. САБИНИН, председатель технической комиссии автомобильной секции Центрального • автомотоклуба ДОСААФ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ Дорожно - г оночный автомобиль класса до 500 см3 предназначается для со ­ ревнований, к оторые проводятся, к ак правило, п окольцевым трассам. О нможет быть также использован вгон ­ ках вокруг стадионов, на ипподромах и т. п. В этих условиях от автомобиля требуется большая надежность, хорошая устойчивость и маневренность в сочетании свысокими динамическими качествами. Максимальная скорость совре ­ м енного автомобиля такого класса находится в пределах 165—170 км/час. ОБЩАЯ КОМПОНОВКАОбщепринятой является компоновкасзаднимрасположением двигателя при задних ведущих колесах (рис. 1). Как правило, двигатель размещают за сиденьем водителя. М оторный отсек должен быть отделен от места гонщика глухой металлической перегородкой . На автомобиле устанавливают легкий одноместный кузов , не закрывающийко ­ леса. М естогонщика находится пример ­ но посредине автомобиля. Двигатель, сцепление икоробкупере ­ дач обычно применяютмотоциклетного типа, что определяет общуюкомпоновку силового агрегата. В случае установки двигателя своздушным охлаждением, но без принудительного обдува цилиндр овнеобходимо устройство специальных карманов . О ни предназначаются для подвода встречного потока воздуха ктем узлам и деталям, к оторые требуют интенсивного охлаждения. Наиболее простуюкомпоновку разработал Г. А. Шахвердов для автомобилей, подготавливаемых к соревнованиям 1959 года ленинградскими спортивными организациями. А налогичнуюв основном компоновкуимеют автомобили, созданные таллинскими спортсменами Сайл ером (1-й АРЗ) и Прометом («Трудовые резервы»), ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ Габаритные размеры ( м м ) : длина 3000—3100 ширина . . . . . 1300—1400 высота (по щитку) . 850—900 База 1900—2000 Колея передних колес . 1150—1250 Колея задних колес . . 1050—1150 Дорожный просвет . . не менее 100 Минимальный радиус поворота (м) не более 5,5 Сухой вес ( к г ) . . н е более 300 Желательно, чтобы распределение веса по осям было повозможности равн омерным . У автомобиля с заполненными топливными баками разница в весе, приходящаяся на переднююи задн юю ось, не должна превышать 3проц . Топливные баки надо располагать так, чтобы изменение количества топлива в них не отражалось значительно на распределении веса по осям во времядви ­ жения. ДВИГАТЕЛЬ На автомобилях такого класса устанавливают серийный двигатель мотоцикла М-52, развивающий мощность 25 л. с. при 4800 об / м ин . Используя опыт фор сировки этого двигателя мотоциклистами-спортсменами ивНАМИ , м ожнопод ­ нять его мощность до 36—38 л. с. ТРАНСМИССИЯ Сцепление икоробка передач — серийные, от мотоцикла М-72. В связи с увеличением крутящего момента двигателя усиливают пружины сцепления. Д ля этого применяют клапанные пружи ­ ны двигателя М-72. С целью улучшения динамических качеств автомобиля це ­ лесообразно изменить передаточные числа вкоробке передач, изготовив но ­ вые шестерни. Передаточные числа должны быть сближенными . Задний мост обычно не имеед дифференциала. В качестве главной передачи может быть использован задний редуктор мотоцикла М-52. Вторую половину корпуса редукторанужно изготовить за ­ ново. Картер редукторажесткозакрепляют на раме (каркасе) автомобиля. Крутящий момент передается кведущим колесам спомощью качающихся полуосей, и зго ­ товленных из карданных валов автомобиля «Москвич».При использовании мотоциклетных двигателей с цепной звездочкой на ко ­ ленчатом валу может быть применена цепная передача. Трансмиссию мото ­ циклетного типа с цепной передачей имеет, н апример , чехословацкий автомобиль ЕСО-500. ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКАП ереднюю подвеску выполняют независимой, с минимальным весом неподрессоренных частей и углами установки колес, соответствующими их лучшей стабилизации. Д лямикролитражных гоночных автомобилей обычно выбирают такую схему, которая характеризуется неизменной шириной колеи и изменяющимся углом наклона колес при повороте. Это изме ­ нение наклона колеса при максимальном его подъеме не должно превышать 6°. В качестве упругих элементов могут быть использованы поперечные рессоры, п ружины , торсионы. К онструкцияшкворневой подвески с поперечными рессорами применена на автомобиле «Эстония-1» (вес ее всего 15 кг ) . На автомобиле ЕСО-500 использована бесшкворная подвеска, и мею ­ щая шаровые пальцы на поворотномку ­ лаке, устройство которого показано на рис. 2. М ожет быть также использована и торсионная подвеска мотоколяски СЗА, выпускаемая Мытищинским машиностроительным заводом . Недостатком ее является большой вес: о коло 39 кг . ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКАКак показывает опыт отечественного изарубежного спортивного автомобилестроения, гоночные автомобили класса до 500 см3имеютследующие основные параметры:Задняя подвеска независимо от типа применяемогоупругого элемента наряду схорошей устойчивостью иаморти ­ зацией должна обеспечивать также нак лон колес в сторону, п ротивополож ­ н уюкрену кузова (при повороте). За счет этого уменьшается боковой увод колес, улучшается управляемость автомобиля. Ж есткое крепление главной передачи на раме автомобиля позволяет устанавливать независимую подвеску задних ко ­ лес. П ри этом могут быть выбраны различные схемы (рис. 3). На микролитражных спортивных иго ­ ночных автомобилях находит широкое применение пружинная подвеска с балансирами, подставленными подуглом .17 Ось качания балансира направлена подугломкпродольной оси автомобиля ипроходитчерез центр карданного сочленения качающейсяполуоси . Это необхо ­ д имо , чтобы исключить устройство для компенсацииизменения длины полуоси при качании колеса.КОЛЕСА И ШИНЫ Рекомендуется применять колеса савтомобильнымишинами . Установка ко ­ лес сшинамимотоциклетного типа не желательна. На автомобилях, построенных спортс менамиЦСКМО , использованы колеса с диаметром обода 12". Ободья — р азъемные , состоят из двух отдельных половин , выдавленных на токарном станк е из листовой стали толщиной2ммисоединяемыхпосредством болтов. Д ля этих колес применяют специальные го ­ н очныешины И-149 размером 4,00—12, изготовленные НИИШПом . О ниимеют протектор с продольными канавками и рассчитаны на движениесмаксимальнойскоростьюдо 300 км / ч ас . Наибольшая нагрузка на шину привысокойскоростидвижения не должна превышать 125 кг . Внутреннее давление вшине : м инималь - , ное — 5 кг / с м2 , м аксимальное — 8 кг / с м2 . Как показывает опыт ленинградскихспортсменов , наилучшие результаты в' кольцевых гонкахс частыми поворотамиi дает применение колес сшинамиболь - { ш его диаметра.АМОРТИЗАТОРЫ Передняяи задняя подвескидолжны быть снабженыамортизаторами , ж ела ­ тельно гидравлическими телескопичес кого типа автомобиля «Москвич-407» или отечественных мотоциклов . О ни устанавливаются снаклономкпродольной оси автомобиля, что улучшает стабилиз ацию колес. П ри использовании пру ­ жинной подвески телескопические амортизаторы могут располагаться внутри пружин , являясь их направляющими , к ак это сделано у автомобиля ЕСО-500.ТОРМОЗА Тормоза — к олодочного типа — д ожны быть установлены на всех четырех ко ­ лесах. О порнымитормознымидискамикак для передних, так и для задних ко ­ лес могут служить опорныетормозныедиски автомобиля «Москвич-407». Д ляоблегченияи улучшения охлаждения тормозных барабанов их вместе со ступицами колес следует отлить заново из алюминиевого сплава сзапрессовкойв них чугунных гильз. Т ормозныеколод ­ ки и детали гидравлическогоприводамогут быть использованы от автомобиля «Москвич-407». Чтобы предотвратить одновременный выход из строятормозовпереднихи задних колес в случае повреждения гидропривода , устанавливают два главных тормозных цилиндра. О дин из них действует на передние , а другой на задние тормоза . О ба цилиндра приво ­ дятся от одной педали через уравнительный механизм . Рычаг ручноготормоза действует на штоки главных тормозныхцилиндровпосредствомтогоже уравнительного механизма . С цельюуменьшения веса неподрессоренных частей тормозные барабаны задних колес могут быть установлены возле картера главной передачиприже ­ с ткомкреплениипоследнего на раме.РАМА И КУЗОВ Все гоночныеавтомобили класса до 500 см3имеют , к ак правило, р амнуюконструкцию . Рамы выполняют из тонко ­ стенных стальных труб . В качестве материала для них могут быть использованы трубы 30 ХГСА диаметром от 40 ' д о 60 ммитолщиной стенки 2—3 мм . О тдельные части рамысоединяютспомощьюгазовойсварки . На многих современных гоночных автомобилях трубчатая рама сделана заодноструб ­ чатым каркасомкузова . Такая конструк ­ ция обеспечивает необходимуюжест ­ кость рамыикузова . Трубчатый каркас обшивают листовым алюминием. Наиболее простой является формаку ­ зова, п рикоторой колеса остаются отк рытыми . К узовтакого типа может быть изготовлен также из пластмассы. К узова , з акрывающие колеса, у худшают маневренность автомобиля и, как правило, не применяются на гоночных автомобилях класса до 500 см3 .ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ ПО РАЛЛИВо второй половине мая на кольцевой трассе Москва — К убинка — Н арофоминск — Малоярославец — Калуга — Медынь — Рославль — Смоленск — Орша — Довск — Р.ославль — Медынь — Калуга — МалоярославецНарофоминсн — Москва, общей прот яженностью 1576 км , было разыгра ­ но личное и командное первенство Москвы по ралли. В соревнованиях приняли участие 67 экипажей , из кот орых более 50 закончилидистанцию . В группе автомобилей «Москвич» (402 и 407) победили, завоевав звание чемпионов Москвы , мастер спорта С. Тенишев и спортсмен второго разряда Б. Конев. В группе автомобилей с рабочим объемом цилиндров двигателя свыше 1500 смз победителями оказались члены Московского автомотоклуба, молодые спортсмены И. К арачанснийи Б. Савин, выступавш ие на собственной «Победе». Соревнования на грузовых автомобилях проходили по той же трассе, но на сокращеннойдистанции (1032 км). Здесь победителями стали А. Громов и И. З убков . Командное первенство осталось за спортсменами завода малолитражных автомобилей.РУЛЕВОЕУПРАВЛЕНИЕНаиболее распространено на гоночных автомобилях класса 500 см3 рулевое управление реечного типа. Д остоинствоего — п ростотаконструкциии выполнения. Такое рулевое управление может быть взято от мотоколяски СЗА. В нем желательно, о днако , изменить переда ­ т очное отношение с 10,5: 1 до8 : 1 пут ем замены ведущей шестерни. Н едо ­ с таткомрулевого управления мотоко ­ л яскиСЗА следует считать значительный вес. В связи с этим может быть приме ­ нено облегченноерулевое управление реечного типа, выполненное пообраз ­ цу, разработанному ленинградскими спортсменами (рис. 4). Д опустимотакже использование руле ­ в ого управления типа червяк - с ектор от микролитражного автомобиля Запорож ­ с кого завода или, в крайнем случае, от малолитражного автомобиля « М осквич 407».Часто причиной отсутствия света является . неисправность не самих осветительных приборов, а проводки и аккумуляторной батареи. Неплотно закрытая дверь «Победы» или «Волги» может явиться причиной разрядки аккумулятора: зажженная дверным включателем лампочка плафона за несколько дней стоянки может полностью «посадить» аккумулятор. Если машина будет стоять несколько дней, всегда полезно отсоединить аккумулятор. Одна из фар не горит. Если лампочка не перегорела, проверьте, обеспечен ли надежный контакт в патроне. Выньте рефлектор и зачистите место контакта провода, идущего от патрона на массу. Если не горят обе фары, проверьте предохранители и ищите неисправность в центральном переключателе света. Заменяйте лампы фар с потемневшими колбами заблаговременно. Не горят задние фонари и фонарь освещения номерного знака. При коротком замыкании в этих цепях термобиметаллическое реле сработать не успевает: перегорает плавкий предохранитель (у «Победы» — крайний справа). Найдите и изолируйте поврежденное место. Стрелка-указатель поворота мигает значительно реже обычного. Перегорела нить (в 21 свечу) лампы подфарника или заднего фонаря. В одном из патронов лампы перегорают чаще, чем в других. Из-за неплотного контакта и .вибрации ток в лампе постоянно меняется (часто не вызывая заметного на глаз мигания). Проверьте патрон, зачистите контакты. Если необходимо, подогните пластины-усики. Разбито стекло фары. Чтобы сохранить зеркало рефлектора, поставьте под ободок кусок картона. Как можно скорее замените стекло новым. Проверка стоп-сигнала. По соображениям безопасности движения, стоп-сигнал требует к себе повышенного внимания. На темной улице с места водителя хорошо виден красный .отсвет включаемого стоп-сигнала. Если при нажатии педали тормоза стоп-сигнал не загорается, поднимите капот и проверьте, плотно ли присоединены провода к включателю стоп-сигнала (слева, на трубке тормозной магистрали). После этого снимите оба провода и соедините их между собой. Если лампочка загорелась, неисправен включатель и его надо заменить. Двухнитевые лампы можно использовать в стоп-сигнале, аккуратно припаяв между клеммами лампы перемычку из фольги. Помните, что оставлять машину на обочине шоссе без стояночного света опасно. Любые работы, связанные со светом, лучше производить, съехав с шоссе в сторону. При длительных поездках в мокрую погоду из-за налета грязи резко уменьшается прозрачность стекол всего освещения. Регулярно останавливайте автомобиль и протирайте фары и подфарники.18