26
27
ЕПЫБ. МОРОЗОВ, А. СКЕРДЖЕВ (Научный автомоторный институт) егковые автомобили с прицепами еще сравнительно недавно были редкостью. А сейчас такие автопоезда можно встретить повсеместно на улицах городов и на дорогах многих стран. Особенно широкое распространение они получили после того, как легковые автомобили стали средством массового туризма и дальних путешествий. Определенную роль сыграл также и общий рост мощности двигателей, которые стали способны обеспечить легковым автопоездам сохранение высоких скоростей движения. По своему назначению существующие в настоящее время прицепы к легковым автомобилям подразделяются на грузовые, прицепы для перевозки лодок и прицепы-дачи. Рассмотрим типовые конструкции прицепов каждой из перечисленных групп.ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙЛГРУЗОВЫЕ ПРИЦЕПЫГрузоподъемность их колеблется от 200 до 1000 кг. В большинстве они изготовляются низкорамными с бортовым кузовом (рис, 1). В последнее время появились также прицепы с кузовом-фургоном (рис. 2). Они довольно сильно отличаются от обычных автомобильных фургонов, на многих из них вообще нет дверей, а загружаются они через съемную или откидную крышку. Как правило, современные прицепы, особенно большой грузоподъемности, снабжены тормозами. В ряде случаев последние имеют так называемый инерционный привод, но в последнее время все чаще применяются тормоза с приводом, управляемым с места водителя. Современные прицепы снабжены всеми характерными для автомобиля задними световыми точками. Поэтому автомобиль, предназначенный для работы в составе автопоезда, должен быть дооборудован необходимыми соединительными устройствами. Последние аналогичны соответствующим устройствам прицепов грузовых автомобилей, т. е. соединение осуществляется с помощью четырех- или семиштырьковой вилки. Если прицеп имеет управляемые тормоза, то соединение тормозных систем выполняется в виде непосредственного стыка гидравлических магистралей или электрического соединения при электроприводе тормозов прицепа. Тягово-сцепные устройства делаются обычно на основе шарового шарнира. Ряд специфических конструктивных и эксплуатационных особенностей имеют Рис. 1. Двухколесный прицеп грузоподъемностью 530 кг для автомобилей с двигателем от 10 л. с. и выше.одноколесные прицепы. Внешний вид одного из них представлен на рис. 3. Колесо у данного прицепа крепится на поворотной вилке, наподобие опорного ролика ножки рояля. Благодаря этому на поворотах колесо самоустанавливается и катится без бокового скольжения. Тем самым достигается снижение износа шины, который является бичом другой разновидности одноколесных прицепов — с жестким креплением колеса. Правда, последние в настоящее время почти не встречаются. Одноколесные прицепы крепятся к автомобилю при помощи двух цилиндрических шарниров, расположенных далеко друг от друга. Чаще всего точки крепления находятся непосредственно на заднем буфере автомобиля. Одноколесные прицепы обладают двумя основными преимуществами по сравнению с двухколесными. Первое из них заключается в неограниченной возможности движения автопоезда задним ходом. Второе преимущество состоит в малом собственном весе. Так, прицеп, показанный на рис. 3, имеет вес всего 50 кг при грузоподъемности 300 кг. Правда, у него нет бортового кузова. Тем не менее отсутствие балки оси и совмещение дышла с «грузонесущей частью» в любом случае должно дать снижение веса. В Советском Союзе пока еще нет налаженного производства прицепов к легковым автомобилям, но отдельные автохозяйства и владельцы автомобилей строят такие прицепы в довольно большом количестве. В связи с этим Научным автомоторным институтом (НАМИ) выработаны «Технические требования к изготовляемым в индивидуальном порядке грузовым прицепам легковых автомобилей», согласованные с Госавтоинспекцией СССР. В этом документе подчеркивается, что каждый прицеп должен удовлетворять требованиям безопасности движения, быть надежным в эксплуатации и иметь тягово-сцепной прибор, желательно шарового типа. Грузовые прицепы могут изготовляться как одноосные (двухколесные), так и одноколейные, с колесом костыльного типа. Наличие тормозов на этих прицепах не обязательно, разрешается использование отдельных агрегатов и деталей стандартных легковых автомобилей, мотоциклов и мотоколясок, выпускаемых в СССР. Установлена максимально допустимая грузоподъемность и основные размеры прицепов к легковым автомобилям. Так, Рис. 2. Прицепной вому автомобилю. фургон к легкообщий вес двухколесного прицепа (включая собственный вес и груз) к легковым автомобилям типа «Москвич» не должен превышать 200 кг, а к легковым автомобилям класса «Победа» или «Волга» — не более 300 кг. Для одноколесных прицепов эти нормы снижаются вдвое. Регламентация основных размеров прицепа сводится к тому, что ширина, высота и дорожный просвет его не должны превышать соответствующих размеров легкового автомобиля, а длина с дышлом может быть не более 2,3 м. Шины разрешаются только пневматические, кузов допускается любой и может быть изготовлен из любых достаточно прочных материалов, но он не должен иметь выступающих острых деталей; серьезные требования предъявляются к внешнему виду кузова, качеству окраски и т. д. Прицеп к легковому автомобилю должен иметь габаритные фонари (либо отражатели света), стоп-сигнал и фонарь номерного знака. А на самом буксирующем автомобиле обязательно должен быть опознавательный знак — фонарь треугольной формы на ветровом стекле с правой стороны. Скорость движения легкового автомобиля с прицепом не должна превышать в городе 30 км/час, а за городом — 50 км/час. Перевозка людей в таких прицепах не разрешается.ПРИЦЕПЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛОДОККонструкция типичного лодочного прицепа «Рамблер» грузоподъемностью 300 кг представлена на рис. 4. На раме вместо кузова размещены приспособления для погрузки и крепления лодки. Погрузочное приспособление представляет собой лебедку 1и качающийся трап 10. При загрузке прицеп подают задним ходом в воду, а нос лодки подводят к трапу. Затем зацепляют ее тросом ис помощью лебедки затаскивают на прицеп (передаточное число лебедки примерно равно 3). При этом лодка скользит килем по роликам, а после погрузки поддерживается ими с боков и снизу. На рис. 5 показан легкий прицеп для перевозки малого прогулочного катера МК-3, созданный конструкторами Министерства судостроительной промышленности. Прицеп представляет собой сваРис. 3. Одноколесный прицеп подъемностью 300 кг. грузо ренную из стальных труб и угольников ферму, шарнирно установленную на два колеса с подвеской от автоколяски С1Л, изготовляемой Серпуховским мотозаводом. При спуске на воду и подъеме на прицеп, а также во время движения катер опирается на валики, облицованные резиной. Катер, установленный на прицепе, крепится к нему на корме при помощи тканевого ремня и петель на раме прицепа, а на носу — при помощи горизонтального штыря, проходящего через специальное отверстие в форштевне. Для спуска катера на воду и его подъема из воды на прицепе предусмотрена лебедка с храповым механизмом. Буксировочное устройство, соединяющее прицеп с автомобилем «Победа»,— шарового типа, что обеспечивает свободу угловых перемещений прицепа относительно автомобиля. Наибольший возможный угол подъема автомобиля «Победа» при буксировании катера на прицепе составляет 18°, а спуска —16°. Наибольший возможный угол поворота между автомобилем и прицепом, безопасный для сцепного устройства, равен 60°. Общий вид прицепа с лодкой показан на рис. 6. Подвеска лодочных прицепов может быть выполнена на обычных листовых полуэллиптических, а также витых или торсионных рессорах. Амортизаторы, как правило, не ставятся. Грузоподъемность таких одноосных прицепов колеблется от 150 до 900 кг. При большей грузоподъемности они имеют балансирную двухосную тележку. Если грузоподъемность прицепов свыше 4 т, то их должны буксировать не легковые автомобили, а седельные тягачи. Поэтому они снабжены грузовым тягово-сцепным или опорно-сцепным устройством, а привод тормозов у них такой же, как у прицепов для грузовых автомобилей.домиками максимально облегченного типа (рис. 8). Собственный вес каждого из них достигает 1000 кг, а габаритная длина — 7 м. Почти все дачи имеют рамы из гнутых профилей; оси, как правило, делаются гнутыми. Это позволяет иметь низкий пол, несмотря на использование относительно больших шин. Тормозная система прицепов-дач аналогична тормозной системе грузовых прицепов. Часто имеется также ручной тормоз, который совместно с опорным колесом на дышле облегчает маневрирование отцепленного прицепа. Подвеска имеет различное устройство, иногда, помимо обычного назначения, она должна обеспечивать возможность изменения высоты пола дачи на стоянке. Сцепные устройства применяют шаровые. В качестве материала для кузова используют как металл, так и дерево и пластмассу. Для термоизоляции служит стеклянная вата. Дачи поставляются укомплектованными мебелью, большей частью складной, приборами освещения (как правило, от аккумуляторной батареи автомобиля), кухонной плитой, топливом для которой является сжиженный газ из легкосъемного баллона. Очень часто они снабжены также рефрижератором и баком, где хранится накачиваемый насосом запас воды. В зависимости от размеров дачи имеют от 2 до 6 спальных мест и разделены на несколько сообщающихся между собой помещений (спальни, кухня и т. д.). Ниже приводятся данные о собственном весе английских прицеповдач различной длины. Вес (кг) Длина (м) 250625 2 —3.0 625850 3 —3,6 750—1250 3,6—4,2 800—1300 4,2—5,1 Несколько слов о так называемых передвижных домах, получивших распространение в США. В отличие от европейских туристских прицепов-дач они используются как постоянное жилье. Длина передвижного дома нередко достигает 12, а в отдельных случаях —15 м, полный вес 4—5 т. Буксируются они уже не легковыми, а грузовыми автомобилями. При длине до 9м передвижной дом устанавливается на одноосное шасси, а при большей — на шасси с балансирной двухосной тележкой. Он обычно имеет деревянный каркас, облицованный снаружи алюминиевым листом, а внутри — деревянными панелями. В конструкции кузова предусматриваются водопроводные канализационные, газовые и электрические коммуникации, а также короба воздушного отопления. Теплои звукоизоляция осуществляется несколькими слоями стеклянной или минеральной ваты в одном или нескольких слоях бумаги, оклеенной алюминиевой фольгой. Газ для кухонной плиты и отопления используется баллонный (пропан) или от местной газовой сети. Калорифер воздушного отопления располагается под полом. Рис. 5. Прицеп АМ-1 для легкого катера. перевозкиРис. 9. Английские туристы в Москве.Рис. 8. .Прицеп-дача типа «караван».ПРИЦЕПЫ-ДАЧИСначала появились прицепы, приспособленные для транспортирования и разбивки брезентовой туристской палатки. Было предложено много более или менее остроумных их конструкций на базе шасси и узлов стандартных грузовых прицепов для легковых автомобилей. Позже на прицепах стали размещать не только палатки, но и фургоныдачи с жесткими складными (или раздвижными) стенами и крышей (рис. 7). Они, естественно, обеспечивают туристам значительно больше удобств, чем палатки. Еще более удобны прицепыдачи типа «караван», распространенные в Европе и являющиеся, по сути дела, Рис. 4. Лодочный прицеп «Рамблер»: 1 — кронштейн-лебедка; 2 — рама; 3 — герметичные конические ролико-подшипники; 4 — регулируемое дышло; 5 — петли для крепления; 6 — листовые рессоры на резиновых подушках; 7 — место заднего фонаря и номерного знака; 8 — регулируемые килевые ролики; 9 — регулируемый самоустанавливающийся ролик днища; 10 — качающийся трап.Рис. 7. Прицеп-дача разборного типа. Рис. 6. Спуск катера на воду с прицепа АМ-1.