9
10
11
УДОСТОВЕРЕНИЯ ГАИняли участие 55 инструкторов из 19 районов области. На семинаре с докладом о подготовке водительских кадров в свете решений IV съезда ДОСААФ выступил председатель Московского областного комитета оборонного Общества. Одно из занятий с инструкторами провел начальник квалификационной комиссии Московской областной госавтоинспекции. Он проанализировал работу- первичных организаций ДОСААФ и рассказал о наиболее распространенных ошибках, встречающихся в обучении курсантов. Состоялись также занятия по методике преподавания вождения, правил движения и др. Участники семинара в ходе обмена мнениями подвергли критике систему снабжения первичных организаций, где есть курсы по подготовке шоферов, необходимыми наглядными пособиями и оборудованием. Так, в соответствии с утвержденным перечнем предлагается иметь разрезные двигатели ГАЗ-51А, М-21 и ЗИЛ-164. А первичные организации нигде не могут их приобрести. Между тем отсутствие этих наглядных пособий часто служит препятствием для открытия курсов шоферов. Плохо также обстоит дело с кинокурсом «Автомобиль». Этого учебного пособия нет в конторах Главкинопроката, а отдельные разрозненные части уже пришли в негодность и устарели по содержанию. После окончания семинара большинство инструкторов сдало экзамены и получило удостоверения на право преподавания. Быстрое решение вопросов, поставленных инструкторами и преподавателями, хорошо организованная Методическая работа помогут еще выше поднять качество обучения водителей, выполнить решения IV съезда ДОСААФ. Ю. СКУДИН, инструктор Московского областного комитета ДОСААФ.3000 КИЛОМЕТРОВ ЗА РУЛЕМ СОБСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. * ЧЕТЫРЕ РАЛЛИ ПО 500. * УДАЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТУРИЗМА И СПОРТА. * СВЫШЕ 40 НОВЫХ РАЗРЯДНИКОВ. * ПОЧЕМУ НЕ СПАЛОСЬ ЛИДЕРАМ! От нашего специального корреспондентаНВ РАБОТЕобсуждением, организует методические совещания, помогает в подборе преподавателей для первичных организаций. Все члены секции подготовились к сда.че экзаменов в ГАИ для получения удостоверения ня право преподавания правил уличного движения и практического вождения. Перед экзаменами были организованы недельные сборы, на которых выступали с лекциями лучшие методисты города (доценты, профессора ВУЗов). Большую помощь в проведении сборов оказали работники квалификационной комиссии ГАИ г. Ростова тт. Вогйкова, Иванов и Почикаев. Проделанная секцией работа Дала положительные результаты. Улучшилось качество подготовки водителей. Теперь при сдаче экзаменов в ГАИ почти нет отсева, повысился общий балл успеваемости курсантов. В. КРЫЛОВ, член бюро технической секции горкома ДОСААФ. Ростов-на-Дону. 2. «За рулем» № 6овенькая, поблескивающая лаком «Волга», совершенные обтекаемые формы которой как бы особо подчеркивают присущую ей динамичность и быстроходность, медленно движется по глади асфальтового шоссе. Впереди — никаких препятствий, дорога — ровная и прямая, как стрела. Между тем автомобиль, украшенный спортивным вымпелом и эмблемой Московского автомотоклуба, едет все тише и тише; его начинают обгонять грузовики, и вот уже какой-то резвый велосипедист неумолимо вырастает в рамке заднего стекла. Что происходит? Обнаружились неполадки в двигателе либо какая другая техническая неисправность? Или это — соревнование на медлительность, нечто вроде «автомобильных поддавкое»? Нет, перед нами — ралли, участник которого совершает в данном случае типичную для начинающего спортсмена ошибку. Вместо того, чтобы остановиться и использовать образовавшийся резерв времени на осмотр машины, заправку топливом, кратковременный отдых и пр., он плетется .с минимальной скоростью, надеясь таким образом войти в график до того, как встретится секретный пункт контроля' времени. Да, бесспорно: соревнование, о котором идет речь, большого спортивного значения не имело, именами крупных мастеров не блистало. Но, тем не менее, оно явилось, на наш взгляд, одним из важнейших событий в спортивной жизни советских автомобилистов. Более того: при известных условиях оно может стать заметной вехой на пути развития массовых видов автомобильного спорта. НАЧАЛО ТРАДИЦИИ 6 мая на Манежной площади в Москве выстроилось свыше 80 автомобилей, на боковых стеклах которых были написаны стартовые номера, а на облицовках радиаторов натянуты красные ленты с надписью: Москва — Севастополь — Москва. Вскоре колоннапрошла по улицам Москвы и устремилась на Серпуховское шоссе. Московские автомобилисты отправились в многодневное соревнование на личное первенство, посвященное 15-летию со дня освобождения города-героя Севастополя от фашистских захватчиков. Проезд колонны по улицам многих городов, а также соревнования по фигурному вождению в Белгороде, Симферополе, Севастополе, Запорожье и Курске немало способствовали популяризации автомобильного спорта. Но самое главное заключается в том, что этот автомобильный пробег впервые в истории советского автомобилизма протекал как многодневное спортивное соревнование. Он фактически состоял из четырех ралли по 500 км. К участию в соревнованиях допускались досаафовцы — члены Московского городского автомотоклуба, имеющие собственные автомобили и водительские удостоверения. Для дорожных соревнований предусматривались невысокие средние скорости. Победители награждались призами и дипломами, участникам начислялись очки согласно Единой спортивной классификации, что открывало возможность получения спортивного разряда. И что особенно интересно, участники имели право перевозить в своих автомобилях еще до 3—4 пассажиров (членов семей, знакомых и пр.), т. е. использовать поездку также и для совместного отдыха и развлечения. Фактически была проведена своеобразная туристско-спортивная многодневная прогулка, во время которой многочисленные автолюбители и туристы приобщались к автомобильному спорту. Тем,, кто недооценивает практического значения такой новой многообещающей формы массовой работы в автомобильном спорте, мы рекомендуем... совершить самостоятельную поездку на автомобиле до Севастополя. Слов нет, это большое удовольствие. Думается, что для большинства читателей «За рулем», особенно для владельцев автомобилей и мотоциклов, нет лучше и заманчивее отпуска, чем проведенный на9 колесах, за рулем собственной машины. И, разумеется, наиболее излюбленный маршрут — это так называемая «солнечная трасса», ведущая на юг, к морю. Но... кто же из путешествующих по этой трассе не ловил себя вдруг на мысли, что дорога довольна монотонна, а время, когда пересекаешь равнины Орловщины, Приазовья и Крыма, тянется медленно. Для тех, кто совершает этот путь не впервые, поездка становится порой просто скучной. Ничего подобного не довелось испытывать участникам пробега Москва — Севастополь — Москва. Они были все время заняты интересной и полезной спортивной игрой, соревновались друг с другом, были по-настоящему увлечены ходом соревнований. А в промежутках между соревнованиями они имели возможность изучать и заимствовать друг у друга различные способы оборудования автомобилей для дальнего туристического путешествия, обмениваться опытом, отдыхать. Думается, что такая форма спортивно-туристской работы имеет очень большие перспективы. В летний период тысячи членов автомотоклубов едут на своих автомобилях в отпуск — на Кавказ, в Крым, в Молдавию, в Прибалтику, в Закарпатье. Почему бы не использовать это для организации однодневных, двухдневных и даже трехдневных — в зависимости от опыта, квалификации и возможностей участников — соревнований на регулярность движения? Нет сомнения, что желающих участвовать в ралли нашлось бы немало. Во всяком случае массовое ежегодное многодневное соревнование — «ралли Севастополь» может войти в систему, стать традиционным, если столичный автомотоклуб не выпустит из рук ценную инициативу. А какие широкие возможности открывает новый опыт перед республиканскими, областными и городскими автомотоклубами всего оборонно-патриотического Общества) Сколько местных ралли со спортивно-туристскими целями можно провести в различных краях нашей великой страны! О том, какую большую роль могут сыграть подобные соревнования в повышении водительского и спортивного мастерства автолюбителей — членов ДОСААФ, свидетельствует небольшой диалог, подслушанный вашим корреспондентом на привале в районе Севастополя. — Мне осенью в армию призываться, — степенно сообщал водитель «Волги» № 1 своему собеседнику, соседу по колонне. — Вот отец и порекомендовал мне принять участие в ралли на нашей машине. Чтобы прийти в армию хорошим водителем... Это говорил Александр Каплин, молодой рабочий, токарь 3-го технологического училища г. Москвы. Виктор Александрович Каплин, старший научный сотрудник Института удобрений, тоже участник соревнований, дополнил сына: — Из-за этого мне всю дорогу пассажиром приходится ехать. Впрочем, ведь яв запасе второй очереди, подожду до следующего ралли... В ралли Москва — Севастополь Москва участвовали люди разных возрастов и профессий. Были среди них и 68-летний пенсионер А. Э. Гриневич, и студенты Игорь Раков и Геннадий Гавриш, инженеры Л . И. Хмелевский иА. Д . Вепринский, художники В. И. Гапошкин и А. А. Черномордик, школьный учитель Б. Л. Боришанский, токарь 8-го разряда И. И. Фураев, театральный критик С. М. Гринберг, модельщик по дереву Б. А. Трофимов — всех не перечтешь. Ехали за рулем, отлично справляясь со своей задачей, и женщины — архитектор В. Н. Колпакова, юрист Л . К. Елисеева, инженер Л. Ф . Островская и другие. Для всех эта поездка явилась большой школой водительского мастерства, спортивной выносливости, туристского опыта. ПОБЕДИТЕЛИ ЕСТЬ, ПОБЕЖДЕННЫХ НЕТ Как же проходили соревнования? На этот вопрос ответить и трудно, и легко. Трудно потому, что речь идет, по существу, о четырех самостоятельных соревнованиях, со всеми перипетиями борьбы и особенностями, присущими каждому из них; легко потому, что условия для всех этапов были равными и каждое последующее соревнование отличалось от предыдущего лишь,., существенным и весьма заметным ростом мастерства участников. Достаточно сказать, что общее количество штрафных очков на четвертом этапе Харьков — Ясная Поляна было в двенадцать раз меньше, чем на первом этапе Ясная Поляна — Харьков! Первое ралли в группе автомобилей «Москвич» с нижнеклапанными двигателями уверенно выиграл инженер Моспроекта А. Д. Вепринский (стартовый номер 37). Он прошел дистанцию без единого штрафного очка, а на фигурном вождении в Белгороде мастерски выполнил все упражнения. Пройдя и второй этап (Ново-Московск — Севастополь) без штрафных очков, Вепринский стал наиболее вероятным победителем в общем зачете, но он, к сожалению, не закончил соревнования в связи со случайным обстоятельством — болезнью одного из членов его «семейного» экипажа. Тогда борьба за первенство разгорелась между победителем второго ралли рижанином Г. Мощинским (№ 44) и москвичкой Л. Елисеевой (№ 39), которая хотя ни разу и не получала лидерского вымпела, но на всех этапах занимала высокие места. Впрочем, дело здесь не в высоких местах, а в минимальном количестве штрафных очков, полученных за нарушение регулярности хода, так как в общем зачете учитывались только показатели ралли, но отнюдь не фигурного вождения; результаты последнего были важны только для выявления победителей отдельных этапов. На наш взгляд, такой принцип несколько смягчил борьбу за общее первенство, но все же она была достаточно интересной. Более опытному Г. Мощинскому в этой борьбе не хватило, мы бы сказали, не мастерства, а настоящей спортивной выдержки. Внося порой в соревнование нездоровый азарт, он в результате был вынужден довольствоваться вторым местом, после Л. Елисеевой, ровно проведшей все соревнования. Третьим в общем зачете был В. Столбовский. Несколько иначе протекала борьба в группе автомобилей с верхнеклапанными двигателями («Москвич-407», «Волга»). Здесь первый этап выиграл, шедший на «Волге» № 4, С. Гринберг, а гораздо более опытный Б. Боришанский, участник целого ряда ралли последних лет и победитель первенства Москвы 1959 года по фигурному вождению, остался вторым. Естественно было его стремление поправить дела на следующем этапе, но... излишняя нервозность не щадит даже и чемпионов. Быстрее всех закончив упражнения по фигурному вождению в Симферополе (за 1.40), Боришанский умудрился «подцепить» здесь с той же быстротой и 40 штрафных очков (для общего зачета это, правда, не играло роли, так как ралли было пройдено .«на нулях»). Лишь на 3 се-» кунды худшее время показал В. Егоров (1.43), но он тоже задел один флажок при движении задним ходом и получил за это 10 штрафных очков, что отодвинуло его на второе место по итогам этапа. Первое же место неожиданно завоевал студент Г. Гавриш, прошедший всю дистанцию Ново-Московск — Севастополь без единого штрафного очка ис прекрасным временем (2.15), выполнивший все упражнения по фигурному вождению. Поскольку С. Гринберг приехал на 4 минуты раньше срока на секретный пункт KB и, заняв, таким образом, девятое место, временно выбыл из группы лидеров, задача Боришанского на третьем этапе (Севастополь — Новомосковск) несколько облегчилась. Но С. Гринберг вновь очень хорошо прошел ралли (Севастополь — Ново-Московск), оставив после себя Г. Гавриша и самого Б. Боришанского. Это заставило чемпиона насторожиться и на четвертом этапе мобилизовать все свое мастерство. Выйдя победителем четвертого ралли, Б. Боришанский занял общее первое место. Второе место в общем зачете осталось за С. Гринбергом. И, наконец, в группе автомобилей «Победа» первенство в общем зачете выиграл студент Игорь Раков (№ 71). Любопытно, что для этого ему ни разу не понадобилось побеждать на отдельных этапах. Первое ралли выиграл многоопытный В. Стеценко (№ 65), второе — Л . Хмелевский (№ 64). На третьем этапе первенствовал Н. Фалевич (N2 62). Четвертый этап вновь выиграл Хмелевский. Но при подсчете очков, однако, оказалось, что последний опоздал на один из секретных пунктов KB более чем на 5 минут. А участник многих «настоящих» ралли — В. Стеценко тоже на последнем этапе получил 1 штрафное очко. В результате он остался в общем зачете вторым, а Фалевич — третьим. Может возникнуть вопрос, а что же делали в это время остальные участники? Не скучали ли они, пока шла борьба лидеров? О, нет, никто не скучал. Во-первых, характерной особенностью подобных соревнований является то, что никогда не знаешь, на сколько хуже или лучше обстоят дела у других участников, то есть каковы их штрафы. Не всегда известны также и собственные «достижения»: правильно ли вел себя в закрытом парке, не забыл ли выключить на две минуты двигатель на старте, не пересек ли линию желтого флага на KB раньше срока и т. д. и т. п. Все это выясняется лишь потом, после финиша и обработки судейской коллегией мар-10 шрутных карт. Поэтому каждый участник борется за победу буквально до последнего.., контрольного времени. Во-вторых, при довольно большом количестве победителей (по три в каждой группе) в этих соревнованиях не было побежденных. Ну, разве можно считать потерпевшим поражение человека, который проехал, так сказать «играючи», да еще в доброй компании, по «солнечной трассе», искупался в Черном море, посетил всемирно известную Севастопольскую панораму, Малахов Курган, военный корабль, городские музеи и раскопки Херсонеса, погулял в Харькове, Ново-Московске, Ясной Поляне и, наконец, вернулся в Москву под аплодисменты многочисленных друзей, собравшихся у линии финиша в ЦПКиО!.. КОМФОРТ НИ К ЧЕМУ, НО... Итак, первый опыт удался. Победителям вручены призы, всем участникам — памятные дипломы и значки, более чем 40 участникам присвоены спортивные разряды. Можно считать, что идея соединения автомобильного туризма с автомобильным спортом нашла себе убедительное подтверждение и впервые удачно воплощена в жизнь. Но это еще не значит, что следует ограничиться только аплодисментами по сему поводу. К сожалению, организация всего пробега и соревнований оставляла желать много лучшего и об этом следует сказать сейчас, чтобы не допустить повторения ошибок в дальнейшем. Начать с того, что из 82 заявленных к старту автомобилей уже по прибытии в Ясную Поляну отсеялось около двадцати. Руководители пробега теряются в догадках о причинах столь странного явления, а ведь правильнее всего было бы предположить, что люди просто воздержались от первоначального намерения, столкнувшись с первыми трудностями. И, действительно, в Ясной Поляне ночевка не была обеспечена, ужин и завтрак не заказаны, обещанный участникам автомобиль технической помощи сам потребовал ремонта сразу после выезда из Москвы, а судейский автобус прибыл в Ясную Поляну с опозданием на несколько часов. К тому же и весь путь до Ясной Поляны был проделан в каком-то сонно-замедленном «перестраховочном» темпе; достаточно сказать, что в Серпухов, покрыв 100 км, колонна вступила в 16.55, то есть почти через три часа после выезда с Манежной площади столицы. Немудрено, что такая организация дела отпугнула кое-кого из возможных участников. Мы далеки от мысли оправдывать их поведение: в конце концов, речь идет о мероприятии спортивнотуристского типа и комфорт тут никому не нужен. Но нельзя забывать, что Положение разрешало участникам брать до 4 пассажиров и, следовательно, обязанностью руководителей было обеспечить сносные условия ночлега всем тем, кто не мог разместиться в машинах. Этого не было сделано. Пытаясь оправдать свою нераспорядительность, директор соревнований Я. Фролов усиленно распространял версию, будто гостиницы потребовали уплаты денег за двое суток вперед. Подобное2*нововведение в практику коммунального хозяйства гг. Харькова, Ново-Московска и Севастополя оказалось, разумеется, существующим лишь в воображении т. Фролова. На яву же была неразбериха и неурядицы с организацией ночлега. В результате спортсмены, взявшие с собой более одного пассажира, плохо спали, беспокоились о предстоящем устройстве своих близких на ночлег, нервничали. А это в свою очередь сказывалось на спортивных результатах. Немало было и других недостатков в организации отдыха и досуга участников. Вряд ли следует искать причины этого где-либо за пределами Московской организации ДОСААФ, то есть сваливать вину на Харьковский либо Ново-Московский горкомы нашего Общества. Все дело в том, что сами руководители пробега уделяли показной его стороне гораздо больше внимания, чем черновой организационной работе. Командор С. М. Шевченко — один из инициаторов пробега, много сил и труда вложивший в подготовку этого полезного дела, — почему-то в ходе самого пробега предпочитал появляться на виду лишь в «особо торжественных случаях», когда надо было вручить призы или произнести речь. А его заместитель по политчасти Я. Малкин имел о своих задачах настолько отдаленное представление, что даже не счел нужным познакомиться с личным составом участников: не знал, например, даже их профессий, не говоря уже об интересах, склонностях и т. д. Можно только удивляться, что Московский горком ДОСААФ утвердил в столь ответственной должности такого на редкость безынициативного работника. Пристрастие к парадности сказалось ив том, как были подведены итоги всего соревнования. В московской печати уже критиковали (и весьма справедливо!) странную практику, когда на финише пробега, в торжественной обстановке и при большом скоплении публики призы, дипломы и награды вручались не победителям и участникам соревнований, а судьям, начальнику дистанции и т. д. Следует сказать, что критика эта так и не возымела действия: награждение судей и «начальства» продолжалось и на собрании в клубе; правда, здесь награждали также и участников, но... значение этого важного акта для пропаганды автомобильного спорта было потеряно. Вместо того, чтобы проанализировать технические и спортивные итоги пробега и соревнований, серьезно и глубоко изучить и обобщить первый опыт проведения столь перспективного и важного для ДОСААФ мероприятия, устроители вечера ограничились раздачей призов и обменом взаимными комплиментами. Судейская коллегия (главный судья Г. М. Соловьев) работала достаточно четко; впервые судейство ралли осуществлялось на марше, и этот опыт себя оправдал. Однако ив судействе имели место досадные организационные недочеты, которые не следовало бы повторять. Так, в маршрутных картах не всегда точно указывалось расстояние между KB, в Орле на пункте KB не было белого флага. В Фатеже секретный пункт вообще ничем не был обозначен — оказывается, знак по ошибкеСтудент Гена Гавриш (стартовый J* 7) выполняет упражнение по фигурному вождению.На контрольном пункте времени иногда приходится поторапливаться...Тепло встретили моряки Черноморского флота участников соревнований в Севастополе. увез с собой в другое место начальник дистанции т. Унт.*Но все это — досадные недочеты при большой удаче. Удача же состоит в том, что найдена интересная, полезная и перспективная форма спортивномассовой работы в рамках и возможностях нашего патриотического Общества. Важная задача автомотоклубов — не упустить эту находку, изучить и претворить в жизнь открывающиеся возможности плодотворного объединения туризма и автомобильного спорта. Ю. КЛЕМАНОВ.11