Дела преподавательскиеПЕРЕСМОТРЕТЬИ СР КО ЫП ЛЧЮ Н ТУТ РО УА Тосковский областной комитет ДОСААФ уделяет большое внимание подготовке водительских кадров. Только в 1958 году организациями Общества было подготовлено 11 тысяч шоферов и 3,5 тысячи мотоциклистов. В целях оказания помощи курсам при первичных организациях у нас создана областная хозрасчетная автомобильная школа, которая, по существу, является центром учебно-методической работы. Коллектив школы подбирает инструкторский состав для курсов первичных организаций, проводит учебные сборы и семинарские занятия, предоставляет на период обучения наглядные пособия, литературу, а также обеспечивает курсы необходимой документацией, программами, тематическими планами, классными журналами, книжками учета вождения. В период обучения автошкола осуществляет контроль за учебным процессом, а по прохождении программы организует экзамены, выдает свидетельства и представляет учебные группы в ГАИ. Улучшение контроля за работой курсов и оказание им помощи способствовали повышению качества обучения. Достаточно сказать, что сдача экзаменов в ГАИ с первого раза возросла с 40 процентов в 1957 году до 71 процента в прошедшем году. В связи с введением в действие нового положения о порядке присвоения квалификации шофера требования к качеству подготовки водителей значительно повысились, возросла ответственность инструкторов, которые должны иметь удостоверения на право преподавать правила уличного движения и вождение автомобиля. Исходя из этого, в апреле Московская областная автошкола, при активном участии комитетов ДОСААФ и Госавтоинспекции, провела десятидневный семинар инструкторов-общественников, подготовив их к сдаче экзаменов в ГАИ для получения удостоверения на право преподавания. В работе семинара при-НОРМЫ РАСХОДА БЕНЗИНАля подготовки водительских кадров автомотоклубы получают много бензина, но работа по учету и сбережению этого ценного топлива в некоторых учебных организациях Общества ведется неудовлетворительно. Например, во Владивостокском автомотоклубе ответственность за бензин несут не заведующий складом и инструкторы учебной езды, а начальник гаража. Будучи заинтересован в оправдании любого перерасхода горючего, он не контролирует правильность расхода бензина, а зачастую и сам исправляет записи пройденного километража в путевых листах, «подгоняя» их под количество фактически использованного горючего. В Уссурийском, Владивостокском и Хабаровском АМК показания спидометра при выезде автомобиля и возвращении его в гараж в путевых листах вообще не проставляются и ежедневный замер бензина в баках автомобиля не проводится. Можно привести еще немало примеров, подтверждающих плохой учет расходования бензина в этих автомотоклубах, но, справедливости ради, следует сказать, что в этом повинны не только работники АМК. Существующие нормы расхода горючего для автошкол и курсов были утверждены в 1947 году. Они предусматривали, что «для учебных автомобилей нормы расхода бензина устанавливаются на 1 час обучения из расчета расхода бензина на 10 километров пробега по основной норме, увеличенной на 5 процентов». В то время обучение шоферов проводилось в основном на сравнительно тихоходных автомобилях ГАЗ-ММ. Кроме того, автомотоклубы и школы готовили, как правило, шоферов-стажеров. Не имея достаточных навыков, курсант, естественно, и сам старался ездить помедленнее. Поэтому инструктору сравнительно легко удавалось укладываться в нормы расхода бензина, установленные для учебных автомобилей. С тех пор прошло почти 12 лет. Теперь автомотоклубы ДОСААФ и другие учебные заведения готовят не шоферовстажеров, а водителей-профессионалов. Окончивший обучение курсант должен уметь уверенно водить автомобиль в различных дорожных условиях, ночью, буксировать прицепы. К моменту сдачи экзаменов в Госавтоинспекции будущий шофер должен наездить 50 часов. В автомотоклубах и автошколах теперь уже почти не встретишь учебных автомобилей ГАЗ-ММ. Подготовка водителей проводится, как правило, на современных автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-63 и других. После 15 часов наезда инструктор учит курсанта водить автомобиль со скоростью до 30-40 км/час. Такая скорость предусмотрена и действующей программой подготовки шоферов 3-го класса. Как же в этих условиях можно требовать от инструктора укладываться в нормуМДрасхода бензина, исчисленную из расчета движения со скоростью 10 км/час? Инструктор не может уложиться в установленную норму расхода бензина, он его пережигает, а показывать перерасход не разрешают бухгалтер и начальник клуба. Начинаются поиски выхода из создавшегося положения, которые, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводят. В указанных выше автомотоклубах Дальнего Востока из-за боязни показать перерасход в путевых листах проставляют не фактический расход бензина за день, а количество горючего, положенное по норме. Например, инструктор Хабаровского автомотоклуба т. Михалкин, обучая курсантов на автомобиле ГАЗ-51, имеющем бензобак емкостью 90 литров, в путевых листах за январь этого года показывает остаток от 110 до 152 литров. Списывая ежедневно не фактический расход, а только то, что положено по норме, он вынужден увеличивать себе остатки несуществующего в баке бензина. Начальник гаража и бухгалтер знают это и все же подписывают путевки, а начальник АМК т. Саночкин принимает их к отчетности. В других учебных организациях инструкторы, желая уложиться в норму расхода горючего, записывают в путевые листы большее количество часов практической езды, чем проведено на самом деле. В результате серьезно страдает качество подготовки водителей, так как большинство курсантов не ездят 50 часов. Центральному комитету ДОСААФ и Главному управлению трудовых резервов при Совете Министров СССР необходимо возбудить ходатайство об установлении новых норм расхода бензина на учебное вождение. Несколько слов еще об одном важном, на наш взгляд, вопросе. До 1949 года в автомотоклубах Общества ив автошколах других ведомств применялись путевые листы, специально разработанные для учебных автомобилей. ЦСУ СССР с ноября 1948 года ввело в действие для грузовых автомобилей путевой лист нового образца, одновременно запретив пользоваться специальными путевыми листами. Это запрещение действует до сих пор, несмотря на то, что за это время подготовка водителей в стране возросла во много раз. Но ЦСУ упорно не желает считаться с резко возросшим парком учебных автомобилей, относя их к разряду грузовых. В связи с этим автомотоклубы и автошколы к основному путевому листу вынуждены прилагать дубликат. На изготовление и заполнение дубликата тратится много времени и средств, усложняется отчетность. Было бы целесообразней не считать учебные автомобили грузовыми и. разрешить в учебных организациях пользоваться специальными путевыми листами. Владивосток. Е. ДИСКИН.СЕКЦИЯ ПОМОГАЕТ1958 года первичных организациях Ростова Доввелась, главнымподготовка в шоферов образом, маленьких учебных группах, не имеющих достаточной учебной базы, квалифицированных преподавателей, методического руководства. При сдаче экзаменов в ГАИ много курсантов получало неудовлетворительные оценки. Это явилось результатом прежде всего слабых знаний правил уличного движения и отсутствия необходимых навыков по вождению автомобиля. Теперь положение изменилось. Борясь за повышение качества обучения, Ростовский городской комитет ДОСААФ объединил всех преподавателей и инструкторов курсов при первичных организациях в единую секцию. На общем собрании были избраны бюро в количестве 9 человек, председатель секции и его заместитель. Все члены секции были раскреплены по районам города для контроля и оказания помощи курсам. Бюро секции проводит открытые уроки на курсах шоферов с последующим их8