В странах народной демонратииАВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НАРОДНОЙ ВЕНГРИИВенгрия никогда не славилась своим автомобильным производством. Даже в послевоенные годы , когда промышленность и уровень техникив стране, ставшей народной республикой , резко возросли, к рупнейший завод «Чепель» продолжал выпускать грузовикис двигателями по австрийской лицензии. Легновые автомобили в Венгрии не выпуска . лись. Тем более разительны те перемены, к о ­ торые произошли в автомобильной промышленности республики за последнее время. Здесь создана сейчас солидная экспериментальная база для модернизации всей выпускаемой продукции , на полный ход работают автомобильные заводы. К рупнейшим автомобилестроительным предприятием Венгрии является «Завод грузовых автомобилей и моторов Чепель». Здесь выпускаются два основных типа грузовиков — 4-тонный и 7-тонн ый , на базе которых создано несколько модификаций в диапазоне грузоподъемности от 3,5 до 7 тонн (см. таблицу 1). Суточная программа завода составляет в настоящее время 40—50 машин. Таблица 1 Грузовые автомобили, выпускаемые заводом «Чепель» Груз оКонструк- д внга . Число подъ . цня цилин- еыность тель кузова дров ( т 0НВ ) Д ДДДДДД 413 413 413 413 413 414 613 4444446 3,5 3,5 3,8 3,8 4,5 5,0 7,0ТипБ азаД ДДДДДД350-В самосвал 362-В — ; 352 бортовой 400 -.420 -.450 -.700 -.-3710 3710 3710 3710 3710 3710 5000Для автомобилей, у казанныхв таблице 1 (а также для колесных тракторов , являющихся одной из основных разновидностей выпускаемой этим заводом продукции), предназначена семья дизелей, отличающихся полным единством конструкции , но разным количеством цилиндров — от 2 до 6. Диаметр каждого цилиндра равен 110 мм ; ход поршня — 140 мм; рабочий объем — 1300 смЗ. Все двигатели имеют водяное охлаждение с термостатом, «мокрые» г ильзы , алюминие1. Трехсторонний самосвал «Чепель Д-350» грузоподъемностью 3.5 тонны.и почти на 20 процентов повышает мощность двигателя. Двухцилиндровые двигатели устанавливаются, к ак правило, на трактора ; а четырех- и шестицилиндровые двигатели — на автомобили грузоподъемностью до 4,5 тонны . В последнее время на заводе созданы опытные образцы 5-тонного грузовикас модернизированным четырехцилиндровым двигателем, мощность которого доведена с 85 л. с. до 100 л. с. На базе этого грузовика создан такжеи новый тягач , прототип которого пользовался большим успехом в нынешнем году на Лейпцигскойярмарке . Что касается 7-тонного грузовика , выпускаемого заводом «Чепель», то на него устанавливается либо шестицилиндровый двигатель мощностью 135 л. с. либо новый, недавно созданный восьмицилиндровый двигатель оригинальной конструкции , предназначенный для автобусов «Икарус». Завод «Чепель» располагает довольно хорошо развитой экспериментальной службой и поэтому смело вводит кон ­ с труктивныеновинки , порой не применявшиеся до этого еще нигде в мире. Так, например, на всех грузовиках , выпускаемых заводом, устанавливается весьма действенный двухступенчатый ручной тормоз, к онструкция которого запатентована. Для нового 5-тонного грузовика создана пятиступенчатая коробка передач с полной синхронизацией передач, пригодная такжеи для устан овки на 4-тонный грузовик . В последнее время заводом проводятся интересные опыты по применению фары новой конструкции , устанавливаемой на задней стенке кабины и дающей, при надобности, свет назад и по сторонам; при этом фара нисколько не ослепляет водителей идущих сзади автомобилей. Д ругимкрупнейшим народным предприятием Венгрии является автобусный завод «Икарус», пользующийся мировой известностью в Европе, т аккак его продукцияв значительной своей части (до 90 процентов) идет на экспорт . Он выпускает 150—200 первоклассных маш инв месяц. Основные данные выпуск аемых заводом автобусов приведены в таблице 2. Кроме того, завод выпускает такжеи различные специализированные автомобили на шасси машин «Чепель». Среди приведенных в таблице 2 автобусов возможнытакже различные дополнительные модификации. Так, например, городской автобус «Икарус», т ип 30, выпускается такжес 23 места-2. Бензовоз «Икарус» на шасси грузовика «Чепель-350». ми для сидения плюс 16 общих мест; этот же автобус в другом варианте имеет 30 мест для сидения и при переоборудовании под школьный автобус он вмешает 67 детских мест. Автобус тип 60 выпускается еще икак модель 60 Тс 53 местами для сидения и т. д. Все типы автобусов «Икарус» имеют кузов несущей конструкции . Автобусы тип 55 итип 66 в последнее время подверглись весьма существенной модерн изации , в результате которой создана новая конструкция (тип 555), отличающаяся большими совершенствами (см. «За рулем» № 6). Т ипичнымиконструктивными чертами автобусов «Икарус», х арактеризующими3. Автомобиль для транспортировки молока (шасси «Чепель Д-700»). в ысокий уровень современного технического развития автомобильной промышленности Венгрии, являются: мощный (200 л. с.) восьмицилиндровый горизонтальный, располагаемый сзади двигатель с противонаправленными поршнями (типа «боксер») и непосредственным впрыском топлива; полуавтоматическая коробка передач с предварительным «избиранием» передач; д вухкруго вая гидравлическая система привода торомозов; двухступенчатый ручной тормоз; задний мост типа Де-Дион; независимая подвесна передних колес с гидравлическими амортизаторами и гидравлическим сервоусилителем поворота колес (т. е. усилителем руля). Для отопления кузова в автобусах устанавливаются специальные агрегаты, работающие не зависимо от двигателя. Сиденья в автобусах выполнены из губчатой резины. В настоящее время на заводе «Икарус» завершаются экспериментальные работ ы , в результате которых все типы автобусов «Икарус» будут оборудованы пневматической подвеской колес. Так же , к аки на заводе «Чепель», здесь имеется хорошо работающий экспериментальный цех, оборудованный рядом испытательных и измерительных установок и приборов. Здесь, например, были проведены глубокие исследования наилучших видов сварных соединений несущих кузовов, причем эти соединения подвергались не только обычным статическим нагрузкам , но и динамическим, для чего была создана специальная аппаратура. С целью быстрого выявления «критичесних мест» в конструкциях кузовов были проведены специальные скоростные испытания на посадочной площадке одного из аэродромов в Будапеште. Но наибольшего размаха научно-исследовательские иконструкторские работы по автомобилестроению достигли, разумеется, в специальном Институте по разв итию автомобилестроения — И АФИ . Здесь возникли многие новинки последней модели автобуса «Икарус-555», здесь создана такжеи совершенно новая семья двигателей для грузовиков «Чепель». Вместо форкамеры новые двигатели бу-вые поршнис хромированным верхним кольцом, отдельные головки цилиндров с подвесными, расположенными под углом клапанами. Степень сжатия_21 . С каждого цилиндра снимается мощность 21—23 л. с. при 2 200 об/мин. Ф ор камера этих дизелей имеет, в отличие от обычных выдувных отверстий, продольную почковидную прорезь. В днище поршня до последнего времени делали простую кругообразную мульду, которая при достижении поршнем верхней мертвой точки располагалась непосредственно под выпускной прорезью. Недавно в эту конструкцию введена существенная модернизация — дополнительно фрезеруются в днище поршня две дискообразные мульды глубиной 5 мм, ч то значительно улучшает использование поступающего в цилиндры воздухаТаблица Автобусы, выпускаемые заводом «Икарус» к Назначение Двига- g Я тель g | g gтmи2О30 31 60 bUl 55 66городской междугородный городской междугородный городскойД 413 20 45 32 40 Д 613 24 60 40 51 44 44 284500 5000 5550 „3,3 3,3 4,5 4,8 4.3 8,0,,26