МОТОРОЛЛЕРВпоследнее время на улицах Москвыидругихгородов все чаще можно видеть одноместные мотороллерыс велосипедными моторамиД - 4 , построенные любителями . Эти небольшие легкие машины развивают скорость 4045 км/час. Почти во всех них используются детали детского роллера сколе ­ сами размером 12,5"Х2,5". Сравнительно большой диаметр этих колес заставляет применять цепную передачу от мотора на заднее колесо , что увеличивает вес и сложность конструкции . Описываемый мотороллер лишен этого недостатка. О н построен летом 1958 го ­ да. Длительная эксплуатация его пока ­ зала, что выбор схемы оказался удачным. При проектировании этого роллера, в котором был учтен опыт постройки мо ­ тороллеров с цепной передачей, возникло немало спорных вопросов. Особенно много сомнений вызвала установка ко ­ леса малого диаметра непосредственно на мотор . Не будет ли двигатель задевать за землю при крутом левом вираже? Как скажется сильная тряска мотора на его работу? Как повлияет уменьшение диаметра колес на проходимость мотороллера? Мотороллер уже прошел около 4000 км , на нем неоднократно совершались длительные поездки (до 150 км) по шоссейнымдорогам со сложнымпрофи ­ лем. Испытывался он и на улицах Моск ­ вы. Поэтому сейчас можнос полной увер енностьюи обоснованностью говорить оего достоинствах и недостатках. тить, что в случае применения рамы велосипеда целесообразно использовать каретку педалей в качестве шарнира подвески заднего колеса смотором . Пол мотороллера изготовляется из листового дюраля толщиной 1,5 мм . О н крепится к нижней трубе рамы. Боковые трубы , усиливающие раму, являются окантовкой пола. Сверху к нему прикрепляются дюралевые профили, п ри ­ дающие полу жесткость и препятствующие соскальзыванию ног с пола. Руль мотороллера — о бычного велосипедного типа (удобно использовать руль от детского роллера) с ручкой газа и двумя рычагами: сцепления и торм оза (от велосипеда «Турист»). К онструкция передней подвески ясна из рис. 1. Вместо обычной вилки к рулевой колонке приварена вилка с большим выносом вперед. На ней шарнирнокре ­ пится П-образная вилка колеса сзакреп ­ ленным на ней тормозом , д ействующим на обод. В шарнир качающейся вилки запрессованы две бронзовые втулки. О бе вилки связаны пружинами от амор ­ тизационной стойки мотоцикла К-125. Наиболее интересным является узел заднего колеса. Двигатель крепится к подвеске, которая является одновремен . но иподмоторной рамой. Она сварена из двух гнутых труб, одна из которых поддерживает мотор снизу, д ругая проходит через передний хомут мотора (рис. 3). Эти две трубы (рис. 2) с при ­ варенными к ним втулками образуютзаднюю вилку, которая шарнирно соединена с кареткой рамы так же , как и вилка переднего колеса. Задняя вилка и специальные кронштейны рамы мотороллера, подкрепленные подкосами, и дущими от седла, связаны тремя пруж инами (такими же , как и на передней вилке). Мощность двигателя снимается не со звездочки вторичного вала, а непосредственно сведомой шестерни редуктора через сцепление. Колесо крепится при помощи трех шпилек, ввернутых в вед омый диск сцепления. Надо сказать, что подшипники вторичного вала, которые воспринимают нагрузку от консольно зак репленного колеса, оказались достаточно прочными : до сих пор, т. е. после 4000 кмпробега , их износ очень незначителен. Переделка двигателя Д-4 не представляет трудности. В ведомомдиске сцепления сверлятся три отверстия, в которых нарезается резьба для крепления шпилек колеса (рис. 4), а вкрыш ­ к ередуктора вырезается отверстие. Чтоб ы предотвратить попадание пыли игря ­ зи вредуктор двигателя, колесо икрышка редуктора уплотняются фетровым (войлочным) к ольцом , вставленным в специальную проточку на колесе. Описываемая конструкция мотороллера получила положительную оценку на кафедре колесных машин МВТУ имени Баумана и экспонировалась на выставке студенческих научно-технических работ, посвященной 40-летию комсомола . И. Ф ИЛИН , ( А. БОЛДЫРЕВ. (КАК НЕ НА ЕЗДИТЬЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ПОДОЛЬСКЕтель А. Петровский, хирург одной из московских поликлиник, взяв на прокат «Победу», выехал со своим приятелем В. Осиповым, хирургом 2-й хирургической клиники 1-го мединститута, в г. Кимовск Тульской области. На обратном пути Петровский передал управление автомобилем Осипову, который не был вписан в прокатный лист • не имел удостоверения водителя. и - Было уже около 10 часов вечера, быстро темнело, видимость уменьшилась до 50 метров. Несмотря на это, Осипов вел машину «а большой скорости, включив только подфарники. На 44-м километре Симферопольского шоссе автомобиль вошел в зону действия дорожносигнального знака «Пешеходы — 500 м». Правила безопасности движения, действующие на территории Московской области, обязывают водителя при проезде зоны действия этого знака «...снизить скорость до предела, обеспечивающего безопасность движения, и, в случае необходимости, немедленную остановку транспорта». Но Осипов продолжал ехать с прежней скоростью. Он не обратил внимания и на знак «Перекресток», установленный несколько Аалее (см. схему). При подъезде к перекрестку Осипов был ослеплен встречным автомобилем. Правила движения требуют в этом случае немедленной- остановки, чего опятьтаки не сделал неопытный водитель. Миновав зону ослепления со скоростью 60 км/час, Осипов вдруг увидел группу пешеходов. Он так резко затормозил, что задние колеса оторвались от земли, автомобиль перекатился через капот, упал на крышу и потом дважды перевернулся вокруг продольной оси. Это произошло в 300 метрах от знака «Пешеходы — 500 м». Нарушение правил движения Петровским — передача управления лицу, не имеющему на это права, — привело к аварии и человеческим жертвам, а Осипова на скамью подсудимых. Так незнание водителем правил уличного движения и отсутствие элементарных навыков вождения автомобиля окончилось тяжелым преступлением.К. Л УЖЕЦКИЙ , инспектор ГАИ и БД УВД Мособлисполкома.мая Всередине базе абонированный на Московской проката шофер-любиСделанный нами мотороллер весит 21 кги развивает скорость 3540 км/час. Отсутствие коробкиперемены передач, естественно, н есколько ухудшило тяговые характеристики роллера, но зато позволило сделать его легкими уп-т ростить конструкцию . Н есмотря на ма ­ лый диаметр колес и отсутствие коробки передач, м отороллер проходит и по сухому проселку. На шоссе небольшой размер колес совершенно не заметен. Удачная конструкция двигателя обеспечивает надежную работу егодажев условиях сильной тряски, а небольшие габариты, простота, надежность и невысокая стоимость самодельного моторол ­ лера а сочетании со сравнительно большой скоростью делают его серьезнымконкурентом мотовелосипедам. Мотороллер имеет следующие основные узлы: рама с седлом ибензобаком ; передняя вилка с рулем, маятниковой подвеской переднего колеса итормо ­ зом; блок заднего колеса (мотор, закрепленный на качающейся подвеске к раме мотороллера, и колесо, п осажен ­ ное на вторичный вал двигателя). К он ­ струкция этих узлов, в основном, ясна из фотографий. На роллере применены ко ­ леса от детских роллеров иколясок размером 8,5"*2". Резина таких разме ­ ров имеется впродаже , а диски вытачиваются из стали. Рама мотороллера представляет собой простуюконструкцию , п онятную из ри ­ сунка ( с м . вкладку). Конструктивное оформление ее может быть очень разн ообразным , поэтому не имеет смысла подробно описывать ее. Н ужно отме,7<