Главнаяпередача.Лишь после этого рекомендуется показать обучаемым, как сочетаются шестерни в передачах. При этом уместно обратить внимание на то, что в каждой из передач (за исключением прямой и заднего хода) в рабочем положении всегда находятся в зацеплении две пары шестерен, причем сумма зубцов каждой пары обязательно должна равняться сумме зубцов другой. С целью проверки полезно вызвать несколько обучаемых и предложить им подобрать правильные пары шестерен из деталей полностью разобранной коробки. Когда слушатели четко усвоят сочетания шестерен в указанных выше передачах, преподаватель объясняет, каким образом получается прямая передача и задний ход. В то же время необходимо подчеркнуть, что при пользовании задним ходом образуется повышенное тяговое усилие на ведущих колесах. Вместе с тем пользоваться задним ходом долго нельзя — возникает перерасход горючего, перегревается двигатель и увеличивается износ резины. Для логического завершения этого раздела слушателям надо объяснить устройство механизма управления коробкой передачи, рассказать, что это устройство должно обеспечить переключение всех передач одним рычагом на полную длину зубьев шестерен, не допускать самопроизвольного разъединения шестерен на ходу автомобиля и одновременного включения двух передач. Перед тем как дать своим слушателям домашнее задание, преподавательдолжен указать, что в коробках перемены передач легковых автомобилей отечественного производства — «Москвич», «Волга» и др. — установлены косозубые шестерни и специальные механизмы (синхронизаторы), уравнивающие различные окружные скорости и обеспечивающие бесшумное включение шестерен. Для домашнего задания можно предложить подготовить ответы на контрольные вопросы примерно такого содержания: t . Через какие механизмы усилие коленчатого вала передается ведущим колесам? 2. Какие шестерни включаются при первой (второй, третьей) передаче в трехступенчатой коробке? 3. Как отличить по внешней форме первичный (ведущий) валик от промежуточного? 4. С какой шестерней промежуточного вала сцеплена шестерня первичного (ведущего) вала? Рассказывая об устройстве карданной передачи, надо показать ее связь, с одной стороны, с коробкой передач ис другой — с ведущим мостом автомобиля. Учащимся, естественно, покажется совершенно непонятным, почему, собственно, тяговые усилия передаются при помощи карданной передачи под все время меняющимся углом и почему произойдет поломка карданного вала, если он не будет иметь карданных сочленений. Надо пояснить, что во «время движения расстояние между коробкой передач и рамой автомобиля не изменяется, поскольку коробка закреплена на раме жестко, а расстояние между ведущим мостом и рамой беспрерывно изменяется, так как он подвешен к ней На упругих рессорах. Тогда учащимся будет понятна необходимость кардана. По окончании объяснения всего раздела «Силовая передача автомобиля» следует провести заключительное занятие в классе сборочно-разборочных работ. Оно должно иметь цель — подведение итогов изучения данного раздела, т. е. повторение, закрепление пройденного материала и опрос. Б. ПАНТЕЛЕЕВ, преподаватель. Ленинград.-У/Шмяшйф*Наглядные пособия — своими рунамиолговечность Ди механизмов работы всех воагрегатов автомобиля многомКОМИССИЯГОВОРИТ:„ХОРОШО!''Нпервичной организации ДОСААФ Рославльского вагоноремонтного завода Смоленской области шли экзамены на курсах шоферов. Будущие водители волновались, Трудно быть спокойным, когда за твоими действиями следят члены экзаменационной комиссии. Волновались и преподаватель курсов М. Левитин и инструктор учебной езды П. Бакутин. Сменяя друг друга, садились в автомобиль досаафовцы. Вот уже успешно сдали зачеты по вождению Анатолий Медведев, Михаил Полозов, Виктор Бакутин. Григорий Бойков, Петр Бунцев. За рулем — комсомолка Валентина Вабило. Она безукоризненно выполнила сложное упражнение, и даже члены комиссии не удержались от похвалы: — Xopouiol В этот день удостоверение шофера получили 35 человек. Почти три года назад досаафовцы Рославльского вагоноремонтного завода решили открыть на своем предприятии постоянные курсы по подготовке шоферов и мотоциклистов. Члены заводского комитета оборонного Общества обратились за помощью к администрации завода. Их поддержали партийная, профсоюзная и комсомольская организации. Для курсов было выделено помещение. куплены плакаты и учебники. Досаафовцы связались с автохозяйствами и гаражами города, где приобрели необходимое количество списанных деталей и агрегатов для изготовления наглядных пособий. Будущие шоферы сами изготовили стол по правилам уличного движения. За время существования курсов удостоверение водителя получили 284 рабочих и служащих завода, 50 досаафовцев стали мотоциклистами. Многие выпускники курсов сейчас работают шоферами. Так, тт. Матвеев. Перепелкин, Прудников. Арлер трудятся в Рославльской автоколонне, Александр Стегганенко водит автобус, в гараже вагоноремонтного завода успешно работают воспитанники курсов тт. Голу идейно, Иванов, Васильев, Сафронов. На заводских курсах укомплектована новая группа. Тут будут готовиться шоферы длл колхозов Рослав.тьского района. И. ИНШЕВ, ответственный секретарь Смоленского обнома ДОСААФ.зависит от амортизаторов. Для лучшего изучения устройства и работы амортизатора нетрудно своими руками сделать изображенный на вкладке учебный стенд. На фанерном экране размером 500 X 830 мм изображен поперечный разрез корпуса амортизатора. Отдельные части корпуса амортизатора вырезаются из картона или выпиливаются из фанеры и приклеиваются к экрану щита. Верхние и нижние направляющие поршня изготавливаются из полосок 4-мм фанеры, склеенной так, чтобы в средней части образовался паз, в который и вставляется поршень. При этом нижняя направляющая ставится при окончательной сборке и прибивается гвоздями. Перед наклейкой деталей корпуса 1в экране щита вырезаются сквозные отверстия (рио. 1). Поршень 5 изготовлен из фанеры толщиной 3,5 мм так, чтобы он имел возможность свободно перемещаться в своих направляющих. На поршень с лицевой стороны набиты два упора для кулаука 4, а с тыльной стороны — упор для рычага привода. Кроме того, в нем вырезаны отверстия для перепускных клапанов 6. На пластинку поршня наклеивается изображение его деталей, к ак видно из рисунка общего вида. Рычаг привода 2 выполнен из фанеры толщиной 8 мм, кулачок — из фанеры толщиной 5 мм. Рычаг в сборе с кулачком хорошо виден на макете. Клапан сжатия 7 (рис. 2) выточен из березы. К срезанной части клапана, на одной линии с пояском, в сторону скошенной части, прибивается фанерная направляющая по ширине паза в экране щита (рис. 1). Хвостовая часть клапана вместе с надетой на нее пружиной вставляется в упорную шайбу, вырезанную из листовой стали толщиной 1 мм. Стержень клапана отдачи (рис. 3) и сам клапан 8 (рис. 4) сделаны из листовой стали толщиной 1 мм. Он упирается в такую же упорную шайбу, как клапан сжатия. Перепускные клапаны изготовлены из кусочков фанеры и монтируются в пазах поршня. Пружины для всех клапанов навиваются из проволоки диаметром 1,0 и 0,7 мм. Двуплечий рычаг привода клапанов выполнен из листовой стали толщиной 1,5 мм. Его установка видна на рис. 1. При перемещении рычага привода рукой по часовой стрелке кулак также будет поворачиваться по часовой стрелке и через упор переместит поршень влево. При этом правый перепускной клапан, оставаясь на месте, отойдет от гнезда, а левый будет перемещаться вместе с поршнем. Вместе с поршнем начинает двигаться и двуплечий рычаг, который, поворачиваясь вокруг оси, своей средней частью нажимает на клапан отдачи, перемещая его. Жидкость, преодолевая сопротивление, переходит в правую часть корпуса амортизатора, Возвращение всех клапанов в исходное положение, при перемещении рычага в среднее положение, осуществляется пружинами. Таким образом, перемещая рычаг в ту или другую сторону вокруг оси 3, преподаватель может наглядно показать работу амортизатора. Направление движения тормозной жидкости при сжатии и отдаче указывается стрелками, окрашенными в различные цвета. Стенд можно выполнить и электрифицированным. Для этого стрелки надо сделать прорезными, а с тыльной стороны смонтировать лампочки, отделенные друг от друга небольшими перегородками для исключения возможности подсветки в соседние участки. Контакты для включения лампочек можно вмонтировать в торец кулачка и упоров поршня. Е. АЛЕКСАНДРОВ, инженер-подполковник.(6