РАЛЛИПервенство СССР 1959 годавания привлекли 16 мастеров спорта и 64 перворазрядника; две трети раллистов являлись профессиональными водителями 1-го и 2-го классов. Чтобы определить победителей, судьям пришлось обратиться к результатам дополнительных соревнований, которые в сложившейся ситуации приобрели чрезвычайно важное значение. Судьбу медалей решили десятые доли секунд,- выигранные на скоростных участках. По группе автомобилей «Москвич» (402, 407, 423) и «Шкода-445» золотые медали завоевали москвичи С. Тенишев и Б. Конев, серебряные — также спортсмены столицы В. Орлов и А. Протасов, бронзовые — рижане А. Швачко и К. Эвертс. Среди раллистов, выступавших на автомобилях «Победа» и ГАЗ-69, победили таллинцы В. Паасик и У. Аава, второе место заняли армейцы Н. Климанов и П. Жуков, третье — экипаж эстонцев в составе В. Сало и Я. Каш. Таллинские спортсмены оказались лучшими ив группе автомобилей «Волга» и ГАЗ-12. Звание чемпионов СССР по этой группе получили А. Тыкке и A. Саарм, бронзовых медалей удостоены Г. Хольм и X. Рюютель, пропустившие на второе место представителей Рижского автомотоклуба ДОСААФ B. Бейшанса иД . Машкевича. С большим преимуществом победили отлично подготовленные эстонцы ив командном зачете. Второй была команда Латвии, третьей — Ленинграда, четвертой — Москвы. Среди коллективов физкультуры и автомотоклубов наилучших результатов добились команды Московского завода малолитражных автомобилей (1-е'Место), научного автомоторного института (2-е место) и Таллинского авторемонтного завода. Следует отметить, что команда Украины, двухкратный победитель прошлогодних ралли, приехала в Пярну слабо подготовленной. Но еще тревожнее, что на соревнованиях не было спортсменов от РСФСР и Азербайджана, также успешно выступавших в прошлом году. Команда Азербайджанской ССР была заявлена к участию, усиленно готовилась к выезду, однако на ее отправку почему-то не дали согласия руководители местных автотранспортных организаций. А вот от РСФСР, как ни странно, даже не предполагалось посылать спортсменов в Пярну. Особо нужно сказать об отношении к развитию автомобильного спорта со стороны республиканского комитета ДОСААФ Литовской ССР. Трассы автомобильных соревнований на регулярность движения уже четвертый раз проходят по территории республики. Только в этих состязаниях зрители еще не Еидели литовских спортсменов. Энтузиастов автомобильного спорта в Литве не меньше, чем в других республиках. Два из них даже выступали в ралли «Прибалтика»... за московские коллективы. Еще задолго до первенства СССР в Каунасе по своей инициативе возник-Участники автомобильных ралли за изучением нований.схемы трассыпредстоящих сореь-Наши автомобильные ралли имеют всего трехлетний «стаж». Между тем быстрый рост популярности уже сделал их полноправным видом советского спорта. Завершением признания явилось недавно принятое решение о награждении призеров первенств СССР большими золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. 12—15 июня состоялись всесоюзные соревнования раллистов, в ходе которых наряду со званиями чемпионов СССР впервые разыгрывались и эти почетные трофеи. В состязаниях приняло участие 158 спортсменов. Центром встречи был небольшой эстонский город Пярну, расположенный на побережье Балтийского моря. 2500-километровая трасса соревнований распадалась на пять связанных между собой колец и проходила по дорогам трех прибалтийских республик. Имея столь непродолжительную историю, наши ралли, разумеется, далеко не совершенны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и это соревнование проходило под знаком поисков лучших, более приемлемых форм. Новинкой, в частности, было установление общих средних скоростей для автомобилей всех классов. И нужно сказать, что эксперимент удался вполне: соревнования стали значительно проще и стройней в организационном отношении. Ведь что получалось раньше? Стартовавшим обычно первыми «Москвичам» задавалась одна скорость, «Победам» — другая, более высокая, «Волгам» — третья и т. д. В процессе движения на трассе совершались многочисленные обгоны одних автомобилей другими. При этом колонна сначала сжималась, что приводило к образованию «пробок» на пунктах контроля времени ив местах заправки. Затем, когда быстроходные машины выходили вперед, а тихоходные все больше отставали, колонна разрывалась. Чтобы уплотнить ее, судьи были вынуждены назначать так называемые уравнительные кольца. После прохождения их колонна принимала свой первоначальный вид. Так повторялось несколько раз, вызывая в итоге много нежелательных осложнений в работе судейского аппарата.Опыт ралли в Прибалтике убедительно показал целесообразность установления единых скоростей для всех наиболее распространенных у нас современных! автомобилей, ибо средняя скорость движения этих машин больше зависит от дорожных условий, чем от какихлибо других причин. В эти ралли впервые был включен целый комплекс дополнительных скоростных соревнований — кроссов, гонок по шоссе, ипподрому и окраинным улицам Пярну, а также состязания по фигурному вождению. Дистанции назначались небольшие, их преодоление заняло у спортсменов всего около 20 минут. Но эти испытания позволили более полно оценить мастерство того или иного спортсмена и сделали содержательней все соревнование. По общему мнению, в ралли нужно включать такие состязания, смелей разнообразить их по характеру. Проведение же на легковых автомобилях кроссов в лесу не получило одобрения. Спортсмены не против преодоления бродов, песчаных участков, они не хотят лишь, чтобы трассы кроссов проходили по дорогам, изобилующим ухабами, так как зачет «на время» в этих условиях часто приводит к превышению допустимых скоростей и, как следствие, повреждению ходовой части автомобилей. С мнением участников нельзя не согласиться, особенно учитывая, что в соревнованиях выступают и водители на своих личных автомобилях, располагающие подчас весьма скромными возможностями для последующего ремонта и восстановления машин. Правда, в первенстве СССР лишь шесть экипажей выступало на автомобилях индивидуального пользования. Однако вряд ли тут виновны непосредственно организаторы самих ралли. Вовлечением в автомобильный спорт этой категории участников должны заниматься все руководящие спортивные органы и организации. После упорной трехдневной борьбы на дистанции из 79 стартовавших экипажей финишировало 58, причем около половины без штрафных очков. Это объясняется прежде всего тем, что состав участников на. этот раз был значительно сильнее, чем раньше. Соревно-12