30
31
В городахПИНОсака. На мосту через один из многочисленных каналов. ...Широкая улица Токио. По обе стороны идет густой поток транспорта. К самому тротуару жмутся велосипеды, рядом с ними — мотороллеры, затем мотоциклы и далее грузовики и легковые машины. Все это движется в обе стороны очень быстро, быстрее, чем в Париже, хотя там на многих улицах установлено одностороннее движение транспорта. Странно видеть перекресток или площадь без единого светофора. В Токио светофоры установлены только на самых оживлённых перекрестках, на самых шумных улицах. На. большинстве перекрестков и площадей движение, как правило, не регулируется ни полицейскими, ни светофорами. У перекрестка. Японцы встают очень рано. В 6 часов утра улицы уже заполнены массой пешеходов и транспортных машин. Это часы пик. Так продолжается до 9 часов утра, пока вслед за рабочими не разъедутся по местам службы чиновники. Во. второй половине дня часы пик начинаются в4и продолжаются до 7 часов. К 8 часам в Токио наступает ночь. В этом отношении столица Японии сохранила свою самобытность. Исстари по законам страны человек должен был жить только днем. Любая ночная работа считалась оскорблением императора, осквернением памяти предков. Люди вставали с восходом солнца и ложились с заходом. Так продолжалось сотни лет. В наше время, конечно, этого порядка На трамвайной остановке.нет, но по неписаным законам театры начинают свои спектакли в 6, 6.30 вечера. Последний сеанс в кино, как правило, бывает не позднее 19 часов. Поэтому в8 часов вечера на улицах японских городов мало автомобилей. Это, конечно, не относится к Гинзе — центральному району Токио, так же, как не относится ик центральным районам других крупнейших городов страны: Осака, Кобе, Иокогама, Фукуока, Нагоя, Саппоро. В центре японской столицы — увеселительный район. Здесь заведены порядки, привезенные из «цивилизованной» Европы в «дикую» Азию: горят огни кабаре и дансингов, обрушивается на прохожего реклама всех цветов радуги, у входа в сомнительные заведения стоят зазывалы, которые криком или шепотом заманивают посетителя. В этом районе ^всегда много машин. Они стоят, прижавшись к обочинам. На широких улицах их загоняют на тротуары, а в узких проулках, где нет тротуаров, «прижимают» вплотную к стеклянным стенам баров и ресторанчиков. В японских городах мало высоких зданий. И в этом сказывается традиция. Япония — страна, расположенная в активной сейсмической зоне. Здесь часты землетрясения, которые влекут за собой сильные разрушения, человеческие жертвы. Осенью на страну наваливается тайфун с Тихого океана. Это бедствие, повторяющееся из года в год, приносит огромный материальный ущерб. Каждый раз во время тайфуна исчезают десятки, сотни, а иногда и тысячи людей, разрушаются бамбуковые хижины, смываются мостовые, с корнем вырываются деревья, ветер сваливает столбы, рвет провода. Страшно в такую пору бывает в Токио. Огромный город погружается во мрак. Люди прячутся по домам, пережидая бедствие. Поэтому во всей архитектуре Японии преобладают небольшие здания, которые легко переносятся с места на место, разбираются. Да и внутри такого домика картонные или бумажные стены раздвигаются, и из двух—трех комнат можно сделать большой зал. Памятник жертвам автомобильных катастроф. На табличках — количество погибших (верхний ряд) и раненых (нижний ряд) за предыдущий день. Высокие здания европейской архитектуры были построены в Токио после войны. Они расположены в центре го ­ рода, их немного , и не они составляют главную достопримечательность японс кой столицы. Г ород невысоких домиков , располож енный на холмах, с очень густым населением изанимающийогромную площадь, — вот что такое современный Токио. В нем почти десять миллионов жи ­ телей. Это, пожалуй, в настоящее время самый крупныйгородвмире , больше Лондона и Нью-Йорка. Хаотичность застройки, д ороговизна земли, разбросанность, отсутствие плановости привело к тому, что в Токио, да ив других городах страны, м ного маленьких улочек, г детрудно разъехаться двум автомобилям. Ш ирокими являются только центральные улицы и магистрали, к оторые связывают столицу сдругимигородами страны. В Японии движение левостороннее. Это влияние Англии. В мире довольно много таких стран. Сюда относятся мно ­ гие английские колонии, почти все страны Британского содружества наций, такие, как Индия, Пакистан, Ю жнаяАф ­ рика. Машины на улицах Токио появились впервые английские. Руль у них был справа. С их появлением и началась организация уличного движения . И хотя сейчас английских машин в Японии ничт ожно малое количество, левостороннее движение осталось. На улицах японских городов преобладают западногерманские и американские автомобили. Успешно производит свои малолитражки и японская промышлен ­ ность. Особенностью Японии является небольшой трехколесный малолитражный грузовик , к оторый часто встречается на дорогах страны и весьма удобен Для перевозкигрузов по узким улочкам японских городов , куда, п ожалуй , т руд ­ но въехать на грузовикахамериканского или европейского производства. Часто в центральном районе Токио, о колоимператорского парка и дворца ( р асположенного на огромнойтеррито ­ рии, о круженнойкаменными стенами и глубоким рвом , заполненным водой), м ожно встретить странную процессию : всадники в средневековых ливреях, странные кареты, у пряжкацугом , д оро Американекий липы Японии. автобус — на улице погая золоченая сбруя на лошадях, треуголки с перьями на головах у кучера иу лакеев. Это едет либо император, либо кто-нибудь из членов императорской семьи. Тогда останавливается все движе ­ ние, полицейские, которых обычно мало на улицах, появляются на месте следования этого кортежа . У японских шоферов такси — тяжелая жизнь . Их десятки тысяч. Каждый из них на свои деньги должен содержать машину, покупать бензин, обязан платить большой налог. В Токио стоянок такси нет. А втомо ­ биль постоянно находится в движении. Бывает, что шофер десятки раз объезжает вокруг какого-нибудь богатого квартала в поисках пассажира. Осенью изимой заработки шоферов такси резко падают, возрастая лишь во время туристс кого сезона, весной и летом. Д елов том, что таксисты очень хорошо знают все районы города. В сложном лабиринте улиц Токио, у которых нет названий, а только одни буквы : авеню «А», авеню «Б», авеню «С» и т. д., п риезжемутрудно разобраться. Ездят в Токио очень быстро. Не уди ­ вительно, что вгороде , где очень плохо налажено уличное движение, бывает много аварий, катастроф, дорожных происшествий. О собенномного их совершают шоферы такси. По сведениям полицейского управления Токио, на каждые 10 такси в3 месяца выпадает 1—2 несчастных случая, 70 процентов всех аварий вгороде совершают шофер ы такси. С одним из жертв автомобильной катастрофы мне довелось встретиться в квартале Аруномаци (токийский район Асакуса). На берегурекигородской муниципалитет устроил большую свалку. Здесь в ямах живут безработные, л юди , к оторые ничего не ждут от жизни , к ое как влачат жалкое существование. Спят они на тряпье, покрываются лохмотьями илоскутками , собранными среди мусора. Синице Куротаке поведал свою истор ию . Он — жертва^ автомобильной катастрофы. Переходил дорогу, какой-то таксист не успел затормозить, в результате — сломана нога. Несколько недель пробыл Синице Куротакев госпитале для бедных. С таксиста взять было нечего, судиться он не стал. На работу (он был плотником-строителем) е го не при ­ няли. Жена умерла от голода игоря . О дин , без детей (они погибли на войне), без знакомых идрузей , он очутился на улице, а потом судьба привела его сюда, на городскую свалку. Сейчас он нищенствует, выставляя на показсвою плохо сросшуюся ногу." В японских городах много американцев. Они живут совсем не так, к акпро ­ стые труженики страны. У пришельцев много денег, комфортабельные машины американского производства. В лимузинах ездят офицерыи советники, в автобусах — солдатня. Японцы с ненавистью говорят об американцах. Часто по улицам городов страны проходят, останавливая движение транспорта, массовые демонстрации трудящихся. Над их головами лозунги : « А мериканцы , убирайтесь домой ! » . Так трудовая Япония требует прекращения американской оккупациив стране. Она борется против повторения трагедии Хиросимы, она борется за мир . В. ПАРХИТЬКО. Токио. Фото автора.По страницам зарубежныхжурналовМИКРОАВТОМОБИЛЬ ИЛИ ПРОСТО АВТОМОБИЛЬ»В хоре журнальных голосов, восхваляющих распространение микроавтомобилей в ряде европейских стран и связывающих это с перспективами «широкой моторизации населения», резким диссонансом прозвучала недавно статья инженера И. Спира на страницах западногерманского журнала ^ Мотор* Рун дшау». Оказывается, рост производства микроавтомобилей за последние два года не наблюдается, причем модели с двигателями 0,3 — 0,4 литра постепенно сходят с арены. В статье под характерным названием «Кто еще остался и кто останется?» автор указывает, что открытие экономических границ в связи с единым европейским рынком «лишь ускорило процесс, который был неизбежен, а именно; прозрение миллионов покупателей, начавших понимать, что низкая первоначальная стоимость автомобиля отнюдь не означает. что он действительно дешев»,. Больш ую роль играет срок службы, возможность продавать автомобиль после некоторого срока эксплуатации, стоимость частых ремонтов и т. д. «Нельзя забывать, что микроавтомобиль почти все время работает на пределе своих возможностей и поэтому срок его службы отнюдь не настолько же меньше, насколько дешевле микроавтомобиль по сравнению с обычным, — пишет Спиру. — Это начали понимать покупатели, и поэтому сбыт микроавтомобилей падает». В настоящее время в ФРГ пять фирм выпускают 11 моделей автомобилей с рабочим объемом двигателей до 600 см • ; кроме того, более 11 моделей таких же автомобилей выпускают9 фирм в Австрии, Италии, Ф ранции , Голландии, Англии и Ирландии. Отвечая на вопрос, кто из них «останется», автор утверждает, что только те, которые сумеют довести технико-экономические и динамические качества минроазтомобилей до «среднеэксплуатационного» уровня нормального автомобиля, т. е. фактически откажутся от основной идеи микроавтомобиля.«ЧЕРНЫЙ» РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ . Бо французском журнале «Отомобиль»сообщается, что в Испании автомобиль «Рено», модель «Дофин», официально ус* тановленнап цена которого 114 500"пезет* невозможно купить дешевле. чем , за ЗСО 000 пезет. На итальянские автомобили «Фиат-600» наценки черного рынка еще более внушительны и доходят до трехкратного увеличения его официально объявленной стоимости. Дело о том, что правительство Франко в целях ограничения ввоза автомобилей ввело исключительно высокие пошлины на импорт, с тем чтобы стимулировать спрос на продукцию испанских автомобильных заводов — ФАЗА (который занимается сборкой '^Дофинов») и Сеат, выпускающего автомобили по лицензиям итальянской фирмы «Фиат». Эта отечественная продукция. видимо, столь плоха, что покупатели предпочитают пользоваться услугами «черного» р ынка .ИСМЕХ, ИГРЕХ.Императорский кортеж.Как сообщается а американском издании «Известия Кальтекс», некоторые фирмы начали в целях рекламы оборудовать выпускаемые ими автомобили дополните л ьным «веселящим» прибором, представляющим собой упрощенный воспроизводящий механизм магнитофона, При нажатии кнопкив автомобиле немедленно слышится один из ста записанных на пленку анекдотов, либо шуткии остроты. с гыеязыки утверждают, что для амер иканских автомобильных концернов эти новые попытки бороться с неуклонно возрастающим общим нризисом сбыта есть не что иное. как... смех сквозь слезы.