^£/алх£г>&ы£*обучением водительских кадров занимаются многие автомотоклубы, школы и курсы ДОСААФ. С каждым годом повышаются требования к подготовке шоферов. И, естественно, часто возникает вопрос, как лучше организовать учебный процесс, чтобы выпускники получали более прочные знания, необходимые практические навыки. Основная форма учебной работы, принятая в учебных заведениях, — урок. На нем преподаватель должен не только изложить новый материал, но и закрепить его. Для этого необходимо целенаправленно использовать каждую минуту урока, тщательно продумать все его элементы. Большое значение для успешной учебы имеет и самостоятельная работа курсантов во внеурочное время. Однако, как правило, она сводится лишь к чтению объемистых конспектов, составленных под диктовку преподавателей. Качество этих конспектов далеко не всегда бывает удовлетворительным, так как они подчас являются плохим пересказом существующих пособий, руководств, наставлений и учебников по автоделу. Кроме того, на диктовку такого конспекта у преподавателя уходит не менее 20—25 процентов учебного времени, предназначенного на изучение конструкций автомобилей и их технического обслуживания. Опыт показывает, что работа над таким конспектом не способствует сознательному усвоению и закреплению пройденного материала, а приводит к тому, что курсант механически заучивает каждую фразу конспекта, ставшего для него «основным руководством». Такая методика обучения, на наш взгляд, снижает качество подготовки шоферов й не приучает будущих водителей к работе над книгой, что необходимо для их дальнейшей практической деятельности. Сейчас, когда на курсы шоферов принимаются лица с образованием не ниже 7 классов, создаются особенно благоприятные условия для перехода на новый, бесконспектный метод в большинстве учебных заведений, готовящих водительские кадры, так как еще в стенах школы будущие курсанты на уроках физики получили первые сведения по электро. технике и механике, приучились к работе над книгой. Это даст возможность значительно увеличить время на изучение и повторение материала. Как же организован учебный процесс в нашей автошколе? Каждый учащийся имеет учебник. Чтобы привить учащимся правильные навыки работы с книгой, с ними во внеурочное время проводятся беседы о том, как наиболее продуктивно организовать самостоятельную работу. Во время урока преподаватель после объяснения соответствующего раздела программы, ответов на вопросы и опроса слушателей диктует только краткие вопросы, которые и обеспечивают целеустремленное повторение материала по учебнику с использованием имеющегося в нем графического материала (схем, чертежей, рисунков, диаграмм). Эти вопросы заранее составляются и утверждаются педагогическим советом. На их запись уходит из 2-часового урока- ? out/ не ckauSU&UH*;(90 минут) — 5—6 минут учебного времени. Так, например, по теме «Генератор и реле-регулятор», на которую согласно программе отведено 8 учебных часов, записываются всего лишь 9 вопросов. Когда аудитория привыкнет к такому методу, можно отказаться от диктовки контрольных вопросов, так как они имеются в большинстве учебников.ОТ РЕДАКЦИИ. По существу вопроса, поднятого т. Бер естинским , преподаватели, методисты и другие специалисты высказывают раз-О рациональном использовании времени урокаООпыт бесконспектного обучения обсуждался на кустовом совещании работников учебных заведений Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, проходившем в Горьком в. конце прошлого года, а также на московской конференции, проведенной в апреле 1959 года. БЕРЕСТИНСКИЙ, г заведующий учебной частью Рязанской автомобильной школы.личные статью, сказать методе точки зрения. Поэтому, помещая редакция просит читателей высвое мнение о беснонспектном обучения шоферов.m\ivm,mm,mЗА ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯДорогая редакция! Нам, работникам 6-й автобазы Мосавтотранса, приходится совершать дальние рейсы в самые различные города и населенные пункты страны, расположенные на сотни километров от Москвы. Наш путь лежит через многие области, республики, административные центры. Нередко между водителями-дальнерейсовиками и местными инспекторами Госавтоинспекции возникают споры, которые иной раз заканчиваются штрафом или проколом талона. Однако из этого не следует, что шоферы автобазы недисциплинированы и нарушают правила уличного движения. Дело в том, что в каждой области Российской Федерации, в каждой союзной республике существуют свои правила движения, содержание которых по многим пунктам расходится. Взять, к примеру, скорость движения транспорта. В правилах уличного движения по городу Москве записано: «Скорость должна выбираться водителем в зависимости от сложившейся обстановки движения, состояния проезжей части, видимости, технического состояния транспорта и других обстоятельств с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное замедление движения или остановку для предотвращения аварии или наезда...». На наш взгляд, это разумное правило следует ввести повсеместно. Конечно, в отдельных случаях обстановка требует ограничения скорости движения, но это целесообразно делать не введением местных ограничений, а установкой дорожносигнальных знаков. Можно привести и другие расхождения в правилах уличного движения, действующих в областях и союзных республиках. В Ленинграде левый поворот автомобиля совершают на зеленый и желтый свет светофора, правый — на желтый и красный. В Москве же поворот совершается на два зеленых огня светофора или на стрелку. Большая неразбериха существует с применением звуковых сигналов. В ряде областей и городов пользование ими запрещено, а в других наоборот — обязательно требуется подача звуковых сигналов. Согласно московским правилам на прицеп технического талона не требуется, а в Запорожье, Днепропетровске, Таганроге инспектора его спрашивают. В Москве автофургоны относятся к специализированным машинам, однако в Калинине, Харькове и некоторых других городах их классифицируют как грузовые автомобили и на них распространяются правила движения грузового транспорта. Вследствие этого водителям приходится петлять по незнакомым улицам, терять время, пережигать горючее. В разных областях не совпадают требования к надписям, повторяющим буквы н цифры номерного знака. Например, в Москве на грузовые автомобили (в том числе цистерны и фургоны) и прицепы к ним такие надписи наносятся на задний борт. Однако за пределами Московской области инспектора ГАИ требуют, чтобы они были нанесены на всех трех боргах. Расходятся правила и по такому вопросу, как движение автотранспорта в зоне трамвайных остановок. В Москве, если ширина проезжей части более 6 метров, автомобиль продолжает движение, а если проезжая часть уже, то водитель должен остановить машину в двадцати метрах от остановки. Но в других областях действующие правила обязывают шофера во всех случаях останавливать автомобиль в 30 метрах от остановки трамвая. Больше того, в городах Харькове и Туле обгон трамвая автотранспортом независимо от ширины проезжей части запрещен. Во многих областях местные правила уличного движения запрещают водителю курить во время движения автомобиля. В других областях курение за рулем не запрещено. Этим далеко не исчерпывается перечень расхождений, которые существуют в действующих по стране правилах уличного движения. Между тем они, за исключением вопроса о скорости, не имеют принципиального значения и вносят путаницу в работу шоферов. На наш взгляд, настало время ввести в стране единые правила уличного движения. Они будут способствовать укреплению дисциплины среди водителей, повышению культуры в работе, уменьшению аварий и дорожных происшествий. С. УСТИНОВ — шофер 1-го класса; С. СОКОЛОВ — шофер 2-го класса; Д. АРТЕМОВ — председатель местного комитета.19