22
23
g^jC*^-(ТМЯ11Ми?^ш6Попробуйте представить себе улицы современного города без автотранспорта — вряд ли это вам удастся. Автомобиль стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Конструкции наших автомобилей улучшаются, совершенствуются методы перевозки грузов. Мы являемся свидетелями перехода от мелких гаражей к мощным автохозяйствам с высокоорганизованными формами транспортного процесса. И... все же ряд вопросов движения автомобилей в городах не находит правильных, единых решений, не находит потому, что вопросы развития автотранспорта порой недостаточно хорошо увязываются с общими вопросами жизни и развития наших городов. Если уровень культуры работы и производительность железнодорожного транспорта определяются главным образом мероприятиями и усилиями его работников, то в городском автотранспорте положение несколько иное. Здесь очень большое значение имеют и другие обстоятельства, на которые сами работники автотранспорта не всегда могут оказать надлежащее влияние. Строительство города, ремонт улиц, распределение и размещение торговых точек, общественные мероприятия и т. п. часто накладывают существенный отпечаток на работу автотранспорта. Хочется рассмотреть некоторые из этих вопросов, пользуясь примерами из жизни московских улиц. «Тротуар — для пешеходов, дорога — для автомобилей». Если бы всегда соблюдать это правило, то работа водителей стала бы легче, эффективность транспорта выше, а несчастных случаев меньше. В действительности же улицу прямо или косвенно захватывают самые разнообразные предприятия, организации, а иногда и люди. Все они нимало Г. ЗИМЕЛЕВ голубям, которые не желают уступать дорогу автомобилям, то водитель посылает не одно «ласковое» слово и голубеводам и ОРУДу, придумавшему даже специальный «голубиный» знак. Пустяки? Возможно. Но водители сотен автомобилей в Москве ежедневно должны в определенных местах снижать скорость, производить ненужные торможения и переключения передач. Кроме того, разведение голубей на улицах — антисанитарно, и фасады окрестных домов являют печальное этому подтверждение. Пусть любители птиц организовывают голубиные загоны в парках, на площадях и скверах. А улицы надо использовать только по прямому назначению — для транспортных средств. Мы все радуемся развитию советской торговли. Хорошо, что торгующие организации ищут новые формы продажи товаров населению. Но когда большинство выездов из переулков на магистральные улицы занято ларьками, лотками и т. п., возле которых толпятся покупатели, это затрудняет движение и нередко служит причиной аварий. Поставить автомобиль, даже на короткое . время, ближе 20 метров от перекрестка нельзя. Это нарушает безопасность движения. А когда на сам ом углу улицы стоит цистерна с квасом и около нее, на мостовой, — длинная очередь жаждущих напиться, то это считается нормальным. Для того чтобы разгрузить, например, перекресток у Колхозной площади в Москве, автомобиль, идущий со Сретенки на Садовое кольцо, направляется через Панкратьевский переулок. Это правильно. Но у въезда в переулок стоят два ларька с фруктами и газированной водой. (Кстати, зимой торговли нет, а ларьки остаются). Попробуйте въехать в этот переулок, когда пешеходы идут сплошным потоком по улице,— вы задержите идущий сзади транспорт, услышите немало раздраженных замечаний от пешеходов, которых вам приходится буквально оттеснять в сторону автомобилем, и уж обязательно помяните недобрым словом тех, кто создает такие трудности для движения транспорта. Настало время запретить использование проезжей части московских улиц под торговые точки, а для ларьков и лотков найти место во дворах, в многочисленных неиспользуемых подворотнях ив разрывах между строениями. Интересы транспорта не принимаются во внимание и при размещении магазинов. М ежду тем, например, возле ме ­ бельных магазинов всегда скапливаются легковые и грузовые такси, которые во многих случаях очень мешают движению и создают заторы. Очевидно, магазины, торгующие громоздкими и тяжелыми товарами, надо размещать так, чтобы машины могли останавливаться возле них — во дворах или переулках,— не загружая основных магистралей. Существенные затруднения в работу автомобильного транспорта часто вносит неудачное размещение остановок трамвая, троллейбуса и автобуса, особенно в тех случаях, когда по одной улице движутся различные виды обще ­ ственного транспорта. А ведь именно этот вопрос поддается и научному исследованию и инженерному расчету. Зимой проезжая часть улиц резко сокращается кучами снега, сметаемого с улиц и не всегда своевременно вывозимого. Расстояния между кучами снега делаются столь малыми, что подъехать к тротуару невозможно. Прихоне заботятся о том, как это повлияет на работу автомобильного транспорта. Начнем с «мелочей». Голубь — исконная московская птица, символ мира. На фестивалях и спортивных соревнованиях голубиные стаи вносят оживление и радуют взоры мо ­ сквичей. Некоторая часть молодежи увлекается голубиным спортом. Все это хорошо. Но когда множество переулков и проездов Москвы предоставленодится останавливать автомобиль далеко от тротуара иеще больше сокращать проезжую часть улицы. Необходимо регламентировать расстояние между кучами сметаемого снега так, чтобы в разрывы между ними автомобили могли подходить к тротуару улиц. Нужно обратить внимание и на вредную практику, когда вместо вывозки снега дворники разбрасывают его ро проезжей части улицы. Это снижает скорость движения автомобилей, вызывает ускоренную мх коррозию и, безусловно, должно быть запрещено. Кстати сказать, в свое время было подсчитано, что применение для уборки снега передвижных снеготаялок дает большую экономию средств и материальных ценностей по сравнению с вывозкой снега на автомобилях. К этому вопросу, вероятно, следовало бы вернуться. В последнее время сняты некоторые излишние ограничения стоянки автомобилей на улицах. Но с каждым днем •число автомобилей на улицах города возрастает, и уже сейчас в некоторых районах города трудно бывает найти место, где можно поставить автомобиль. Совет Министров РСФСР обязал местные Советы организовать специальные стоянки для автомобилей. К сожалению, это постановление до сих пор выполняется неудовлетворительно. Более того, во многих местах организуются ведомственные стоянки: «Только для машин такого-то учреждения». Н ам представляется, что захват улиц под ахозяйственные нужды учреждения может быть допущен лишь в исключительных случаях. Улицы города принадлежат всем. Пора также решить вопрос — он не очень сложен — о платных, охраняемых стоянках возле парков, стадионов и других подобных мест скопления собственных машин. В Москве по этому поводу даже есть специальное постановление Моссовета. К сожалению, оно до сих пор не выполнено. В старых районах города с исторически сложившейся планировкой улиц с узкими проездами, в которых размещено много учреждений, магазинов, предприятий, решение задачи повышения эффективности автомобильного транспорта связано порой с большими трудностями. Однако недопустимо, когда насущные требования транспортников не учитываются или учитываются не в полной мере при создании новых магистралей или при реконструкции старых. Здание почтамта на улице Кирова в Москве построено в 1912 году. Оно расположено отступя от линии остальных зданий. Образовавшийся «заман» служит для удобной стоянки более чем десятка автомобилей, причем не за счет проезжей части улицы. Почему же, создавая новые городские ансамбли и магистрали, наши архитекторы почти не используют такие «заманы» для стоянок автомобилей, остановок троллейбусов и автобусов. Улица разгружалась бы и одновременно стала бы живописней.idfxw^Рисунки Б. Костина. движения можно применить двухсекционный светофор, так как комбинация двух огней покроет все возможные случаи регулирования. Нетрудно представить, что такая упрощенная система сигнализации будет меньше рассеивать внимание водителя и обеспечит большую экономию средств, материалов и электроэнергии. Предложения по упрощению системы уличной сигнализации были направлены несколько лет тому назад в комиссию по транспорту и связи Моссовета; аналогичные предложения делались и на страницах печати. Судьба этих предложений, к сожалению, неизвестна. Большую и трудную работу по обеспечению порядка и безопасности Движения на улицах и дорогах ведут работники ГАИ и ОРУД. Следует, однако, признать, что, если в обычных условиях ОРУД успешно справляется с регулированием движения, то любое нарушение этих условий приводит к большим заторам транспорта. Спортивные соревнования, праздники и т. п. нередко вынуждают перекрывать для транспорта те или другие магистрали и улицы. Хотелось бы, во-первых, чтобы улицы и магистрали закрывались для транспорта лишь действительно в исключительных случаях и, во-вторых, если улица или магистраль закрыты для движения, то водители транспорта должны оповещаться об этом за несколько кварталов до места, где движение закрыто. Тут же необходимо указывать маршруты возможных объездов, а также, хотя бы ориентировочно, время открытия магистрали. Часто водитель узнает, что тот или иной проезд временно закрыт, только попав около него в скопление автомобилей, из которого выехать не удается. Приятно отметить, что сотрудники ОРУД стали значительно вежливей, культурней; многие из них становятся подлинными организаторами уличного движения на своем участке. Но и здесь еще бывают исключения, когда инспектор, чувствуя свое «всевластие», грубо разговаривает с водителем, недостаточно обоснованно налагает на него взыскания. Это только снижает авторитет работников ОРУД и тем самым наносит вред делу. Однажды мне пришлось наблюдать, как у подмосковного пляжа в субботний вечер специально приехавший из Москвы инспектор проверял внешний вид автомобилей. С автомобилей, которые не удовлетворяли требованиям в этой части, он тут же снимал номерные знаки. Неужели нельзя было бы не портить настроения людям, выехавшим после работы за город отдохнуть и подышать свежим воздухом? Безусловно, автомобиль должен быть чистым, хорошо выкрашенным, с блестящими хромированными частями. Если это правило нарушается, ГАИ и ОРУД должны, на мой взгляд, не проявлять административного рвения, а предупреждать владельцев автомобиля устно или письменно о том, что, скажем, в недельный срок должен быть устранен тот или другой обнаруженныйния успешно применяется, правда, пока в ограниченном объеме, телевидение, которое дает возможность одному регулировщику наблюдать за несколькими участками улицы, площади и т. п. Много лет рассматривается у нас вопрос об установке на закрытых нерегулируемых перекрестках отражающих. зеркал, которые показывали бы водителю, выезжающему из переулка, движение транспорта по основной магистрали. Такие зеркала особенно нужны в тех случаях, когда по тем или другим причинам видимость ограничена. Примером, когда установка отражающих зеркал была бы особенно полезна, может служить выезд на Сыромятническую набережную из Сыромятнического переулка, где высаженный по кромке переулка высокий кустарник полностью исключает возможность видеть идущие по набережной автомобили.На мало загруженных пересечениях и выездах, когда наличие автоматического переключателя светофора может вызвать неоправданные простои, возможно применение устройств, обеспечивающих автоматическое включение светофора при подъезде к нему автомобиля. Успешные опыты по применению этих устройств проведены в Ленинграде. Однако Госавтоинспекция МВД СССР пока не проявляет достаточной настойчивости в расширении этих опытов. Не так давно московские водители с удовлетворением отметили сокращение числа дорожных знаков на московских улицах. Все признают, что число дорожных знаков должно быть строго <£Ш-г//,:-,./: >//'///'„. т,//У///////ш:т>,/'///,',////„/, ограничено необходимым минимумом. К сожалению, постепенно запрещаюЙЕЗСЭ= я—I щие, предупреждающие, ограничительные и прочие знаки вновь начали появляться там, где они были сняты. Но если идея простоты и наглядно^ ^ ^ ^ ^ сти дорожных знаков и завоевывает Как известно, скопление транспортных права, то нельзя этого сказать о наших светофорах. средств чаще всего происходит у перекрестков. Быстрая разгрузка перекрестИз относительно простого сигнальноков — важный элемент улучшения раго устройства они перерождаются в боты городского автомобильного транссложные громоздкие агрегаты: уже нельзя повесить светофор на проволопорта. Останавливающиеся у светофора ку, перекинутую через улицу. Здесь автомобили, троллейбусы и автобусы требуются сложные стальные или желечасто мешают автомобилям, которые зобетонные конструкции. Сколько меидут на поворот, и последние вынужталла, сил и средств идет на эти соорудены ждать, пока весь поток автомобижения, не говоря о расходе электролей тронется. Если углы улиц срезать энергии. А как усложнена сама система или закруглить, движение автомобилей, сигнализации при большом числе секделающих правый поворот, намного обций, с выносными указателями поворолегчится. При этом потери полезной тов, со световыми табло для пешехоплощади зданий были бы ничтожными, дов: «стойте», «переходите». тем более, что это скругление могло бы касаться только первого этажа. Но и эта сложность не помогает. Доверившись призыву «переходите», пешеПри повышении интенсивности движеход робко вступает на мостовую и тут ния особое значение приобретает улучже отскакивает от автомобиля, делаюшение методов регулирования уличного щего поворот на красный свет и передвижения. Для этого требуется надлесекающего таким образом путь пешежащее техническое и материальное ходов. обеспечение. Думается, что не обязательно так Известно, например, что в Англии для усложнять конструкцию наших семафоцелей регулирования уличного движеров. На наш взгляд, трехсекционный светофор с успехом может быть заменен односекционным: красный свет — проезд закрыт, прерывистый свет — приготовиться, света нет — проезд открыт. В случае более сложных условий23