14
15
Л . Кубасов показал абсолютно лучшее время трассы — 34 минуты 58 секундипрошел дистанцию соскоростью 120,114 км/час. Третье место завоезал заслужен ­ ный мастер спорта В. Пылаев. Как и всегда, б ольшой спортивный интерес вызвали заезды на мотоциклах ско ­ лясками. П ервыми стартовали мотогонщики - в классе - м ашиндо 500-см?. Сначала гонку возглавил экипаж ирбитчан в составе В. Губина и Г. Бородина, затем их обо ­ шли таллинцы Л . Критт иМ . М иккер («Калев»). О днако они не удержали лидерства. На 17-м круге их обходит экипаж армейцев Ю. Соколова и Ю. Мельхова, к оторыйпервым заканчивает гонку . Третьими на финише были А. Л укоянови В. Х удорожков . 3 На мотоциклах сколяскамив классе свыше 500 смвупорной спортивной борь ­ бе победу одержалимосковские досаафовцы Е. Косматое и И. Хохлов. О низакон ­ чили дистанцию со среднейскоростью 111,504 км/час. На последующих местах — А. Лиханов и А. Карасев и чемпионы 1958 года П. Густель и X. Аас («Трудовые резервы», Таллин). Рига. А. М ЕШКОВСКИЙ .ТАРТУСКОЕ КОЛЬЦОезультаты второго тура кольцевых гонок внесли существенные кор ­ рективы в ход борьбы за золотые медали чемпионов. В этом нет ничего удивительного: первенство внесколько этапов отличается именнотем , что сводит доминимума элемент случайности. Особенность тартуской трассы состоит в сочетании двух очень резкихпо -Е. Косматова и И. Хохлова. 3 На мотоциклах до 125 смпервым финишировал Ю. Рандла, вторым — А. Савельев. Набрав на двух этапах по 12_ очков , они получили наибольшие шансы на победу . Н еожиданностью явилась неудача А. Васина, п рекратившегогонку на шестомкруге из-за неисправности мотоцикла . Заметно усложнилось положениев лид ирующейгруппеспортсменов , высту3 пающих на мотоциклах до 250 см . Ф и ­ нишировавший первым Н. Соколов ипришедший за ним Ю. Степанов стали серьезными соперниками победителя рижскойгонки Н. Севостьянова, к оторый закончил соревнование шестыми получил лишь одноочко . Больше всего измененийпроизошло среди гонщиков , выступавших на мото ­ 3 циклах в классе до 350 см . Все лидер ырижского этапа оказались за преде ­ лами заветной шестерки , д ающей зачетные очки . Первые три места заняли Л. Шадрин, прошлогодний чемпион вэтом классе Б. Иванов и эстонский гон ­ щик У. Росберг. Среди экипажеймотоциклов класса до 500 см3сколясками отлично про -Рворотов сдлиннымпрямымучастком , на которомрешающее значение приоб ­ ретает скорость. Не все гонщики были подготовлены кэтому — о коло 40 из них сошло с дистанции. Только в четырех классах мотоциклов победители рижско ­ го кольца смогли упрочить свое лиди ­ р ующееположение . Это были И. О золи ­ на, А. О лейников , Л . Кубасов иэкипажДВЕНАДЦАТЫЙ РАЗ В ТАЛЛИНЕМ ЕДАЛЬ ИВИ ФРЕЙВАЛЬД Если в Риге первенство СССР по шоссейно-кольцевой гонке проводилось впервые, то таллинцы в двенадцатый раз принимали у себя лучших гонщиков страны. Поэтому эрудиция эстонских болельщиков в области мотоспорта весьма велика. Но передрешающими стартами даже они колебались вопре ­ делении вероятных победителей. Всех интересовало, у держится ли вгруппе лидеров эстонская гонщица Иви Фрейвальд , завоевавшая симпатии зри ­ телей в Тарту, где она финишировала второй. Двадцатилетняя спортсменка из общества «Калев» и на этот раз уверен ­ но прошла трассу, получив серебряную медаль. Лавровым венком чемпиона была увенчана замечательная советская спортсменка Ирина Озолина, отметившая в этом году двадцатилетие своих выступлений в мотоциклетных соревно ­ ваниях. На третьем месте — мастер спорта В. Петрова («Трудовые резервы»). Старты женщин оставили отрадное впечатление прежде всего хорошими результатами молодых спортсменок. П омимо Иви Фрейвальд , з релое мастерство показали такжегонщицы из обще ­ ства «Калев» Айта Хель и ленинградская досаафовка Галина Иванова. с дистанции. Это было вызвано непро ­ стительной беспечностью механика игонщика , к оторые не проверилипроч ­ ность крепления выхлопной трубы . Теперь гонку повел А. Васин. Но к исходу первой половины дистанции выяснилось, что вопрос отом , кто станет чемпионом , д олжен решить гон ­ щик под № 16 — м осквич В. Кагтомин. Заметно оторвавшись от шедшего за ним А. Савельева, он закрепился на втором месте. Если быспортсменыфи ­ нишировали втакомпорядке , то чем ­ пион 1958 года сохранил бы свое звание, так как при равенстве очков (в этом случае А. Васин и А. Савельев имели бы их по 16) победа присуждается по числу первых мест. А. Савельев делает отчаянные попытки достать двух лидеров , « о тщетно . На предпоследний, четырнадцатый круг гонщики уходят в том же порядке. После А. Васина все ждут появления В. Катомина. Но из-за поворота вдруг вылетает А. Савельев. Как оказалось, в машине В. Катомина оборвался клапан. Эта неожиданная неполадка позволила Анатолию Савельеву стать чемпионом страны. Васин же , хотя и пришел пер ­ вым, по суммеочков занял второе ме ­ сто (средняя скорость его была—100,368 км/час). НА МОТОЦИКЛЕ СОБСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ Если бы на этих соревнованиях был учрежден специальный призлучшемугонщику , то его , н есомненно , вручили быармейцу Анатолию Олейникову. О н уверенно выиграл заезды на всех трех трассах, набрав максимальное количество очков — 24. Новый чемпион страны в классе до 175 см3 выступал на машине собственной конструкции . Двигатель егоориги -нального мотоцикла ОСК-175 универсален: он пригоден для кросса, м ногоднев ­ ных соревнований и шоссейных кольце ­ вых гонок * . Второе место в классе до 175 см3 занял А. С ироткин (ЦСК МО , Л енинград ) . В списке спортсменов , оспаривавших победу в этом классе, наряду с именами опытных гонщиков стояла фамилия перворазрядникаЛ . Л ешкова . Выступление молодогоармейскогоспортсме ­ на, у спешно справившегося струдно ­ стями трассы, оставило хорошее впечатление. Показав в Таллине третий резуль ­ тат, он и по суммеочков вышел на об ­ щ ее третье место. Успех Л . Л ешкова заслуживает особого внимания ещеи потому, что он выступал на мотоциклессерийным двигателем дорожнойма ­ шины. БОРЬБА ЗАСЛУЖЕННЫХ МАСТЕРОВ Очень интересным был заезд спортсм енов на мотоциклах до 250 см3 , п ред ­ ставленных моделями С-254 и С-258 Серпуховского ЦКЭБ мотоциклострое ния. Таллинцы помнят печальный результат прошлогоднего старта на этих машинах, к огда финиша достигли всего три гон ­ щ ика , а скорость , показанная победи ­ телем, оказалась весьма невысокой. Нынешнее первенство показало некото ­ рое улучшение качества мотоциклов этого перспективного класса. В заезде участвовали известные гон ­ щ ики — В. Кулаков, Н. Севостьянов, Р. Решетнике, Н. С околов , Ю . Степанов, Ф . Л епикидругие . Со старта гонкупо ­ вел заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов. За ним устремился победи ­ тель второго этапа Н. С околов . На третьем кругепо - п режнему лидировал заслуженный мастер, но уже не Н. Севостьянов, а Ю. Степанов. О н проходит * В одном из ближайших номеров журнала А. Олейников подробно расскажет о своей машине.ЕСЛИ БЫ НЕ ОБОРВАЛСЯ КЛАПАН... Никто не полагал, что после Тарту А. Васин всерьез может рассчитывать на успех, особенно при наличии таких со ­ п ерников , как Ю. Рандла и А. Савельев. Но чемпион страны доказал умение бо ­ роться доконца . Со старта гонкув классе до 125 см3 возглавил Ю. Рандла, но, еще не закончив первогокруга , он вдругпритормозилу бокса и... сошел14 РЕЗУЛЬТАТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВТОРОГО ЭТАПА Марка Средн. мотоскор. цикла (км/час) 3 К-125-С 125 см И.Озолина 97,82 125 смзЮ. Р андла «Эстония* -10-7-.47 (С-155) 3 175 см А. Олейников ОСК-175 106,91 250 смз Н.Соколов С-258 114,92 350 смЗ ИЖ-58 115,32 Л. Шадрин 3 500 см Л. Кубасов ИЖ-58 118,37 3 500 см В.Губин с коляской Г. Бородин М-52-С 111,03 3 750 см Е. Косматов с коляской И. Хохлов М-56 114,16 Спортсмен Класс машинвели гонку ирбитчане В. Губин и Г. Бородин. Они «заработали» 8 очков и стали серьезными соперниками лидеров Ю. Соколова и Ю. Мельхова. Таковы были исходные позиции основных претендентов на звание чемпиона накануне третьего, заключительного тура первенства. М. ГРИГОРЬЕВ. Тарту.Многократные чемпионы страны досаафовцы Евгений Косматов (в центре) и Иван Хохлов получают награды за победу в Тарту. Фото Э. ЛУИКА.круг со скоростью 109,5 км/час. Н. Севостьянов, как тень, следует за лидером. Лишь немного отстали от них Н. Соколов, Ф . Лепик, Э. Кииса. Неожиданно в ход гонки вмешивается дождь. По всей трассе подняты желтые флаги«Внимание! Опасность!». Увлеченный борьбой, Ю. Степанов не замечает, как, намокая, быстро темнеет гладь шоссе. На вираже он падает и выбывает из соревнований. Победитель Таллинского этапа и чемпион СССР 1959 года Н. Севостьянов затратил на 15 кругов 1 час 10 секунд (средняя скорость — 101,05 км/час). По сумме трех дистанций на второе место вышел Н. Соколов, на третье — Э. Кииса («Калев»). В классе до 500 см 3 стартовавшие на экспериментальных мотоциклах ИЖ-58 Л. Кубасов и В. Медведев и на этот раз не имели равных. По сумме трех туров первое место занял Л . Кубасов, втор ое — В. Медведев, третье — В. Пылаев. ИЖ-58 ИЛИ «ЧЕЗЕТ-350»: Еще раз забурлили страсти, когда начались соревнования мотогонщиков на машинах класса до 350 см 3 . Спортсмены Ижевского завода Б. Агапитов иЛ . Шадрин выступали на новых мотоциклах ИЖ-58, а эстонские гонщики К. Оопкауп и В. Ваадерпас — на «Чезет-350». Спор гонщиков и машин решился в напряженной борьбе. К сожалению, из-за неисправности мотоциклов Агапитову и Ваадерпасу пришлось прекратить соревнования. Вперед вышел Шадрин. Победитель первого этапа К. Оопкауп неотступно следует за ним. Однако у эстонского спортсмена что-то не ладится с машиной. На последних кругах к нему вплотную приближается Б. Иванов, выступающий на мотоцикле С-358. На финишную прямую первым выходит Иванов, но, буквально перед самым судейским столом, Оопкауп стремительным рывком обходит соперника. Время нового чемпиона СССР Л. Шадр ина — 55 мин. 30,4 сек., средняя ско~" рость — 109,534 км/час.ПОБЕДИЛ ЭКИПАЖ ДОСААФОВЦЕВ Когда чемпионов страны вызвали совершить традиционный круг почета, Ю. Соколов и Ю. Мельхов вынуждены были попросить машину у товарищей. На своей они едва добрались до финиша. В классе мотоциклов с колясками с рабочим объемом до 500 см 3к середине дистанции сошло четыре машины. Захвативший лидерство экипаж Н. Абдрахманова и В. Панченко без особой борьбы первым прошел 15 кругов (средняя скорость — 100,179 км/час). Победа на Таллинской трассе дала возможность армейцам занять третье призовое место. Но подлинными героями дня были эстонцы Л . Критт и М. Миккер. Несмотря на поломку коляски, они продолжали борьбу и закончили гонку третьими, а в суммарном зачете вышли на второе место. В классе мотоциклов с рабочим объ3 емом до 750 см первыми финишировали армейцы А. Лиханов и А. Карасев (средняя скорость —104,191 км/час). Е. Косматов и И. Хохлов оказались вторыми, но две победы в предыдущих заездах позволили досаафовцам стать чемпионами страны. Третьими финишировали прошлогодние победители П. Густель и X. Аас.**Чемпионат СССР по шоссейной кольцевой гонке показал, что наиболее подготовленными к соревнованиям были спортсмены ЦСК МО, получившие шесть золотых медалей. Две победы одержали гонщики общества «Труд». Досаафовские спортсмены смогли выиграть первенство только в классе мотоциклов 750 см 3с колясками (Е. Косматов и И. Хохлов) и занять второе место в классе 350 см 3 (К. Оопкауп). Неудачу досаафовцев вряд ли можно Выступая на всесоюзных соревнованиях по шоссейно-кольцевой гонке, Иви Фрейвальд добилась крупного успеха. Она заняла второе место среди сильнейших гонщиц Советского Союза. Фото У. ОКСБУША.объяснить отсутствием у них опыта или низким качеством техники; она была ничуть не хуже, чем у спортсменов других коллективов. Все дело, очевидно, в недостаточно серьезной подготовке к выступлению. Прошедшие соревнования еще раз убедительно показали непригодность мотоцикла М-52 Ирбитского мотозавода для шоссейных состязаний. Из семи мотоциклов-одиночек этой марки, стартовавших в Таллине, гонку закончили только два, причем скорость их была на 7—11 км/час ниже, чем у машин класса до 350 см 3 . Но основной итог соревнований — подтверждение правильности новой формы организации первенства в несколько этапов. Значительно большую роль стало играть тактическое мастерство спортсменов, знание ими техники, умение правильно использовать перерывы. Идея проведения чемпионатов' должна получить свое дальнейшее развитие. Это принесет несомненную пользу советскому мотоспорту и нашей мотоциклетной промышленности. Розыгрыш первенства страны в несколько этапов позволит также решить задачу специализации мотоспортсменов в избранных видах гонок, будет способствовать более быстрому росту мастерства наших лучших гонщиков до уровня, необходимого для успешных выступлений в крупных международных соревнованиях. М. ТИЛЕВИЧ. Таллин.15