Многодневка российских мотоспортсменовавно у нас не было такого массового соревнования мотоциклистов, к ак то, что состоялось в Расторгуево ( М о ­ сковская область) 26—28 июня 1959 го ­ да. Речь идет о финальных многоднев ­ ных состязаниях II Спартакиады народов РСФСР, которые одновременно явились и лично-командным первенств ом Российской Федерации . На старт многодневки вышло более 300 спортсменов. Тридцать девять команд' краев, областей и автономных республик оспаривали победу. В результате трехдневной борьбы победителем спартакиады и первенства РСФСР стала дружная команда Иркут ­ с кой области (187 штрафных очков). На втором месте — мотоспортсмены Группы советских войск в Германии (337 очков), на третьем — хабаровские гонщики (350 очков). В первой пятерке оказались вологодские спортсмены и команда Томской области, у комплекто ­ ванная главным образом студентами высших учебных заведений. М ногие ожидали увидеть среди побе ­ дителей команды Московской , Ростовской иКурской областей, составленные почти целиком из мастеров спорта, а также коллективы владимирцев иуд муртцев, в которых были гонщикиКовровскогоиИжевского мотозаводов. О днако этого не случилось. Выступление спортсменов популярных командвобщем оставило хорошее впечатление, но неузнаваемо за последнее время вырос мотоспорт ив ряде других районов. В классе мотоциклов до 125 см3 , где стартовали опытные гонщики В. Ш уш манов, Г. Бочков, Л . Черный идругие , победителем в личном зачете стал ма ­ лоизвестный североосетинский спортсмен К. А критиди . Чемпиону СССРДНа этот раз старшему судье КП-1 Г. Ахунзянову повезло: спортсмены-сами остановились, чтобы получить отметку в контрольном листке.В. А дояну только в заключительной кольцевой гонке струдом удалось вырвать победу у иркутянина Р. Абдрахимова, выступавшего впрошлом году по груп ­ пе юношей . В Российской Федерации , особенно в ее восточных районах, г де сейчас создается мощная индустриальная база, выросли замечательные мотоспортсмены, заставившие потесниться признанных мастеров. Весьма показательно, что из 38 спортсменов, прошедших трехдневную трассу без единого штрафного очка, половину составляют гонщи ­ к иСибири , Урала и Дальнего Востока. Мотоциклетные соревнования впервые включены впрограмму спартакиады. Это яркое свидетельство успехов нашег о мотоциклетного спорта. В то же врем ясовершенно неправильно рассматривать прошедшие финальные соревнования и первенство только как праздник мотоциклистов. «Расторгуевская трехдневка» наряду с положительными итогами выявила и серьезные недочеты как в подготовке многих гонщиков , так ив организации самих мотосоревнований. П режде всего приходится говорить о незнании спортсменами правил, что во многом испортило состязания и осложнило работу судейской коллегии. На КП-1 мы наблюдали, как судьям Г, Ахунзянову и В. Л ипскойприходи ­ лось буквально ловить некоторых гон ­ щ иков , «забывавших» делать отметку на контрольном пункте. А отдельные спортсмены стремились преждевремен ­ но прибыть на пункт контроля времени и получить отметку, полагая, что это даст им «положительные очки». Очень много , особенно в первый день, было мелких нарушений, таких, как прежде ­ временный запуск двигателя на площадке осмотра мотоциклов , на предстартовой площадке, и др . Как потом выяснилось, многие спортсмены вообще никогда ранее не участвовали в многодневках. У ряда команд оказалась совершенно неподготовленной техника. Н икого , например, не удивило, что сахалинские гонщики сходили с дистанции из-за по ­ л омок машин. Спортсмены прибыли на соревнования без мотоциклов. Получив новые машины со склада, они не успели их даже обкатать и, таким образом , заранее были обречены на неудачу. Занявшие последние места команды Тюменской, Костромской, Тамбовской, Новгородской областей привезли в Расторгуево мотоциклы со старыми цепям и плохой резиной. Незнание правил соревнований наряду с плохой подготовкой мотоциклетной техники послужило причиной большого отсева участников: из 309 стартовавших гонщиков окончили соревнование тольк о 143, то есть меньше половины. Досадные просчеты, о которых мы рассказали, могли возникнуть потому, что лица, отвечающие за развитие мото ­ спорта на местах, и впервую очередь руководители комитетов ДОСААФ , на-чальники и тренеры автомотоклубов плохо готовили командыкмногоднев ­ н ым соревнованиям.. М ожно ли было предупредить досадные срывы? Д а , м ожно . Д ля этого следовало предварительно провести зо ­ нальные многодневные соревнования. В будущем такие отборочные соревнования необходимы. О ни позволят достичь еще большей массовости, популяризации многодневокиодновременно явят-Так выглядел пункт контроля времени № 6 в 13 часов 26 июня 1959 года. ся школой спортивного мастерства. В финальных же соревнованиях должны участвовать не 300—400 спортсменов, а только команды-победительницы и чемпионы зон . В том , что рядкоманд оказался плохо подготовленным, есть немалая доля вины Центрального автомотоклуба, к о ­ торый не занимается непосредственной живой работой с многочисленными пе ­ риферийными тренерами и спортсменам и . Тренерский состав ЦАМКзагруженвосновном канцелярскими делами и лишь в какой-то мере — п одготовкойкомандкмеждународным соревнованиям. Пора, очевидно, по-настоящему по ­ ставить вопрос о создании автомотоклуба Российской Федерации , г де , к акпо ­ казала трехдневка, имеются неисчерпаемые резервы для развития мотоспорта. Но если в областях и краях республики не будет опытных учителей и наставник ов , вряд ли можно рассчитывать на бы ­ стрый рост мастерства молодых спортсменов. Соревнования в Расторгуеве выявили неподготовленность и отсталость многих судей Российской Федерации . Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на снимок. Это пункт контроля времени № 6 в первый день соревнований. Тридцать гонщиководновременно осаждаю т судейский столик, чтобы отметить моментпрохождения КВ. М ожно сразу назвать и виновников этого беспре ­ цедентного происшествия — главный судья Б. С. Воскресенский и главный секретарь судейской коллегии П. И. Ры-12