17
18
Изучаем Наглядные пособия — своими рунами„Моснвич-407"СИНХРОНИЗАТОРольшую помощь в изучении синхронизатора постоянного давления может оказать стенд «Синхронизатор». На щите (рис. 1) размером 806 X 486 мм, обрамленном рамкой, монтируются детали коробки перемены передач. Неподвижно крепятся первичный вал коробки перемены передач 1, вторичный вал с малой шестерней 2, направляющие передаточного валика 3. Подвижными деталями являются муфта 4, кольцо и шестерня синхронизатора 5, передаточный валик с вилкой 6. Первичный вал коробки перемены передач (рис. 2) вырезают из фанеры толщиной 4 мм (для обозначения зубьев снимается шпон). С обратной стороны к нему прибивают опору для крепления шурупами к экрану щита. Муфта (рис. 3) монтируется на фанерном листе размером 120 х 214 мм. В верхней и нижней части листа располагают кольца трения 2. изготовленные из фанеры. В средней части муфты вырезается углубление 3 под фиксатор. В верхней планке делается прорезь шириной 10 мм и длиной 72 мм для прохода кольца и шестерни синхронизатора. Устройство направляющих передаточного валика видно из рис. 4, а. Сборный вторичный вал с малой шестерней (рис. 6) тоже изготовляется из фанеры. На него набивают полоски, обозначающие шлицы; к средней части крепится малая шестерня, зубья которой обозначаются срезкой слоя фанеры. На щите вторичный вал устанавливается с надетой на него муфтой. Кольцо 1и шестерня 2 синхронизатора (рис. 5) состоят из нескольких деталей, выполненных из фанеры и березовых реек. Отверстие 3 служит для фиксатора (рис. 4, б). Передаточный валик 6 (рис. 1) делают толщиной 8 мм и размером 25 X 420 мм. К нему прибивается фанерная вилка. Фиксатор вытачивают из стали. Ролики (рис. 1) большие 7и маленькие 8 изготовляются из дерева и крепятся гвоздями. Р аботастенда При перемещении передаточного валика благодаря тому, что фиксатор входит в углубление муфты, она передвигается вместе с кольцом до соприкосновения колец трения с конической поверхностью одной из шестерен. Эти окружные скорости шестерен уравниваются. При дальнейшем движении валика зубья шестерни 5 (рис. 1) входят без удар ав зацепление с зубьями шестерен той или иной передачи. Выключение происходит в обратной последовательности. Е. АЛЕКСАНДРОВ.ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РЕГУЛИРОВКИНиже приводится краткое описание наиболее часто производимых работ по регулировке основных узлов и агрегатов автомобиля «Москвич-407» силами водителя (см. цветную вкладку между стр. 16 и 17).Б1. НАТЯЖЕНИЕ ПРИВОДНОГО РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА Приводнойремень вентилятора дол ­ ж ен быть натянут так, чтобы прине ­ б ольшом нажатии верхняя его ветвь, расположенная между шкивами генератора иводяного насоса, прогибалась на 12—15 мм . Если необходимо изменить натяже ­ ние ремня , то отпускаютгайку1 шпильки креплениярегулировочной планки икорпусаводяного насоса кблокуци ­ л индровигайку болта 2шарнирного соединения генератора срегулировоч ­ ной планкой . П еремещаязатемгене ­ ратор в ту или инуюсторону , натягивают или ослабляют ремень . Затем за ­ тягивают гайку болта 2, снова прове ­ р яют натяжение ремняи затягивают окончательно гайку 1.п роверяют и, если нужно , р егулируютзазорыдля четвертого и, н аконец , д лявторогоцилиндров двигателя. 3. З АЗОР КОНТАКТОВ ПРЕРЫВАТЕЛЯ Нормальныйзазормежду контактам и прерывателя равен 0,35—0,45 мм . Зазор проверяют плоским щупом вмо ­ мент максимальногоразмыканиякон ­ тактов. П рилеобходимостирегулировки надо ослабить винт 1, к репящий пластину наковальни прерывателя, и враще ­ н иемголовки2регулировочного эксц ентрика сместить пластину внужном направлении до получения нормального зазора между контактами. Закрепив винт 1, следует вновь проверить величину зазорамеждуконтактами . 4. Х ОЛОСТОЙХОД ДВИГАТЕЛЯ2. ЗАЗОРЫ ВКЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ На холодном двигателе притемпера ­ т уреголовкиблока 15—20° зазоры междунаконечникамистержней клапанов инажимными болтами коромыселдолжны быть: д лявпускного клапана 0,15 мм , для выпускного 0,20 мм . Регулировать зазорырекомендуетсяв следующем порядке. О сторожно , чтобы не повредить пробковых прокладок , снять крышки , закрывающие люки в корпусе головки блока цилиндров. Установить поршеньпервого цилиндра вверхнююмертвую точку такта сжатия. П рипомощи плоского щупа проверить зазоры между наконечникам истержней клапанов инажимными болтами коромыселпервого цилиндра двигателя. При необходимости изменить зазоры гаечным ключом 14 мм отпустить контргайку1нажимного болта коро ­ мысла и специальным торцовымклю ­ ч ом5мм вращать головкунажимного болта 2до получения требуемогоза ­ зора. Затянуть контргайку 1, вновь прове ­ рить зазор . К огдарегулировка клапанов первого цилиндра будет закончена , п оворачи ­ вают коленчатый вал двигателя точно наполовину оборотаи аналогичным об ­ разом проверяют и регулируют зазоры междунаконечникамистержней клапанов инажимными болтами коромысел третьего цилиндра двигателя. Д алее , последовательно поворачивая коленчатый вал наполовину оборота ,Нам пишутНУЖНЫ ЗАЩИТНЫЕ ПОЛУМАСКИК аждому владельцу мотоцикла независимо от того, спортсмен он или нет, при езде необходимы защитные очки. Все существующие виды очков из-за громоздкости, плохой герметичности мало удобны в употреблении. Исключение составляет целлулоидная полумаска, пользующ аяся большим спросом у мотолюбителей. Но ее достать почти невозможно. Н арядус увеличением выпуска мотоциклов следует наладить и массовое производство защитных полумасок. И. ПОЗЕРН.Кострома.Единственной эксплуатационной регу ­ лировкой карбюратора, которую мо ­ ж ет выполнять сам водитель, является регулировка холостого хода двигателя. Она может потребоваться, если двига ­ тель развивает слишкомвысокиеобо ­ р оты на холостомходуили , н аоборот , работает на этомрежиме неустойчиво (глохнет). Приступать крегулировке следует только после проверкиобщей технической исправности двигателя, правильности установки моментазажига ­ ния ипрогрева двигателя до нормальн ой эксплуатационной температуры . П рирегулировке винт 1, р егулирую ­ щ ий состав (качество) смеси холостого хода, сначала завертывается полностью , о днако не слишком туго, иначе можно повредить его рабочий конус или седл о конуса. Д алее винт следует вывернуть на 2,5—3 оборота . У порный винт 2, р егулирующий степень прикрытиядроссельнойзаслонки , ввинчивается на 1,5—2 оборота от по ­ л ожения , п рикоторомон начинает ка ­ саться язычка , и меющегося на рычаге оси дроссельной заслонки. Д алеепускают двигатель ивключа ­ ют стеклоочистители. Вывертывая винт 2, надо добиться , чтобы двигатель ра ­ ботал свозможноменьшим числом оборотов коленчатого вала. Затем вращ ением винта 1добиваются устойчивости в работе двигателя. О бычноприэтомобороты коленчатого вала снова возрастают, и их нужно опять снизить вывертыванием винта 2. П ри правильно выполненной регули ­ р овке коленчатый вал обычно делает 550—600 оборотовв минуту. Эта ско -17 рость вращения соответствует 10—11 двойным колебаниям щетки стеклоочистителя в минуту. Заканчивая регулировку, следует проверить, не будет ли двигатель самопроизвольно останавливаться при резком ^ нажатии- и отпускании - педалиуправления дроссельнойзаслонкой , а также при нажатии на педаль сцепления. 5. ПРИВОД ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИк ой , и вновь проверяют легкость вращения рулевого колеса. Для регулировки осевого зазора червяка следует отпустить стопорную гайку 3и вращать гайку 4до получения необходимойзатяжкиподшипников чераяка^похле—чего. внань_затянуть гайк у 3. 8. ЗАТЯЖКА ПОДШИПНИКОВ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС Колесо вывешивают на домкратедосвободного вращения, снимают декора ­ тивный колпаки колпак ступицы и расшплинтовывают прорезную гайку. П о ­ качивая колесо рукой за верхнюю часть, затягивают прорезную гайку, п о ­ ка большой палец второй руки , полож енный на упорную шайбу подшипникаиодновременно на край ступицы, не почувствует исчезновения зазоравсо ­ единении. При этом колесо следует по ­ ворачивать так, чтобы шарики правильно установились в кольцах шарикопод ­ шипников. Далее прорезную гайку отпускают до совпадения ближайшей прорези в гайке содним из. отверстий в цапфе и ставят шплинт, после чегозакрывают ступицу колпачком, набив в него смазку. 9. У ГОЛСХОЖДЕНИЯ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС Перед этой регулировкой автомобиль должен быть полностью нагружен (4 пассажира или по 150 кг груза на переднемизаднем сиденьях). П роверкуирегулировку угла схожде ­ ния лучше всего вести на специальных стендах, но можнои пользоваться спе ­ циальной раздвижнойлинейкой , выпус каемойтрестом ГАРО. При установке линейки на высоте 190 мм от пола расстояние между ободьями колес спереди должно быть на 2 ± 0,5 ммменьшим , ч ем сзади. Если необходимо отрегулировать схождение колес, то отгибают концызамковых шайб 1и отпускают контргай ­ к и2унаконечников правой рулевой тяги 3. Вращая тягу, удлиняют или уко ­ рачивают ее. П о окончании регулировкиконтргайки2 затягивают и законтривают, загнув концы шайб 1 на грани контргаеки грани муфт тяги. 10. У ГОЛ РАЗВАЛА КОЛЕС ПЕРЕДНИХкателя, в ходящегов главный тормозной цилиндр. Отпустите контргайкуипо ­ вертывайте ключом толкатель за егоголовку 2. Д алее , у держивая толкатель от провертывания, затягивайте контр ­ гайку 1. 12. З АЗОРМЕЖДУКОЛОДКАМИ ^ И БАРАБАНАМИ ТОРМОЗОВ Зазор регулируется поворотомше ­ стигранных головок1 осей регулиро ­ вочных эксцентриков 2. Предварительно соответствующее ко ­ лесо надо вывесить на домкрате так, чтобы онолегко вращалось. П рирегулировке передние колеса вращают в направлении, соответствующ емдвижению автомобиля вперед. В такомже направлении вращают и задние колеса при регулировке передних колодок их тормозов . При регулиров ­ к ежезазорову задних колодоктор ­ м озов задних колес колеса нужно вращать вобратном направлении. Д ля уменьшения зазоров медленно поворачивают головки осей эксцентри ­ ков тормозовдо тех пор , пока колодка слегка не прижметсяк барабану и не начнется торможение . З атемголовку поворачивают немного обратно. У тор ­ м озов передних колес это сопровож ­ дается характерными «щелчками». О бычно поворачивают головку эксцентрика обратно на 1—3 «щелчка», д оби ­ ваясь, чтобы колесо провертывалось свободно, без торможения . У тормозов задних колес поворот оси эксцентрика происходит без «щелчков». После установки зазоров укаждого колеса необходимонесколько раз под ­ р яд энергично нажать на педаль тор ­ м озаи вновь проверить, с вободно ли вращается колесо после этого. После регулировкизазоров нужно проверить тормоза на ходу автомобиля. Действие тормозов всех колес должно быть равномерным , х од педали приторможении не должен превышать 2/ 3 от полного ее хода. Т ормозные барабаны не должны греться и не должно быть заметного ухудшения «наката» автомобиля. 13. ТРОС ПРИВОДА ТОРМОЗА РУЧНОГОП ри правильной регулировке привода дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью открыта, к огда педаль отжата до отказа, и полностью прикрыта при отпущенной педали. Правильность работы привода обеспечивается соответствующим натяжением троса привода. Д лярегулировки натяж ения снимают оттяжнуюпружинупе ­ дали, подкладывают под стержень педали деревянный брусок толщиной 10 мм , н ажимают на педаль изакрепля ­ ю т ее в этом положении какой-либо распоркой . Затем свинчивают одну из крепящих гаек 1иперемещаютупор2 относительно кронштейна на нужное расстояние. З акрепляютупор , плотно затягивая гайки. Поставив затем на место оттяжную пружину , н ужно отрегулировать поло ­ ж ение педали, соответствующее полному закрытию дроссельной заслонки. Д ля этого отпускают контргайку болта опорыстержня педали и, поворачивая сам болт, находят такое начальное по ­ л ожение педали, п рикотором величина выхода наконечника оболочки троса из гнезда упора не превышает 2мм . П риэтомнужно проследить, чтобы расстояние между наклонным поломку ­ зова иместомскруглениястержня педали под ее площадкой оставалось не меньше, ч ем 10 мм . 6. СВОБОДНЫЙ ХОДПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ Свободный ход педали сцепления, зам еряемыйобычно масштабной линейк ой по центру площадки , д олжен быть в пределах 32—40 мм . Д лярегулировкинужно ослабить контргайку1 на толк ающем штоке и вращать регулировоч ­ ный наконечник 2. При повороте его по часовой стрелке (навертывании на шток) ход педали увеличивается, п риобратномповороте — уменьшается. По окончании регулировки затягивают контргайку1и снова проверяют ход педали. 7. РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ При правильно отрегулированном рулевом механизме рулевое колесо должно поворачиваться в обе стороны совершенно свободно, без ощутимого сопротивления. Рулевая сошка при по ­ качивании за ее нижнийконец не долж ­ на иметь какого - л ибоперемещения . Не должно быть изаметногоосевого зазора междучервякомиподшипниками . При регулировкебокового зазора в зацеплении червяка сроликомнужно отсоединить сошку от рулевой тяги и установить ее в среднее положение . Отпустив стопорную гайку 1, вращать с помощью отвертки регулировочный винт 2, добиваясь, чтобы всреднемпо ­ л ожениирулевого механизма зазор отсутствовал. После регулировки гайку 1 затягивают, у держивая винт 2 отвертРасшплинтуйте и отверните гайку 1 цилиндрического пальца поворотной стойки и вращайте эксцентриковую втулку 2 вправо или влево до получения необходимой регулировки. При этомнеобходимо следить, чтобы тре ­ угольная выемка — метка, и меющаяся на восьмигранном фланце втулки 2 , — была всегда расположенавпереднейполуокружности фланца (по ходу автомобиля). После регулировки угла развала ко ­ лес нужно затянуть и зашплинтовать гайку 1, а затем вновь проверить и отрегулировать схождение колес, так как оно всегда изменяется при изменении развала. 11. СВОБОДНЫЙ ХОД ПЕДАЛИ ТОРМОЗА Свободный ход педали тормоза , к о ­ т орыйдолжен составлять 4—6 мм , р е ­ г улируют , изменяя рабочую длину толП риводручного (стояночного) т ормо ­ за следует регулировать только после того, как отрегулирован ножнойтормоз . Нормальный ход вытяжной рукояткиручноготормозадолжен быть не более 165 мм . Д лярегулировкиудерживаемключомрегулировочный наконечник 1 и, вращая гайку 2, натягиваем трос . 14. Р АЗЖИМНОЙ РЫЧАГ ЗАДНЕЙКОЛОДКИ ТОРМОЗА Сняв заднее колесоитормозной барабан, отпускают на 2—3 оборота гайку 1 эксцентрикового регулировочного винта 2, а затем вновь устанавливают барабан на место. Далее, вращая винт 2по часовой стрелке через окнов барабане, надо раздвинуть колодкидополного их прижатия к барабану. Отвернув теперь винт обратно примерно на l/б оборота , п роверяют , свободно ли вращается барабан. Закончив регулир овку , н ужно снова снять барабан и, у держивая винт 2 отверткой от прово ­ рачивания, н адежно затянуть гайку 1. Поставив барабан и колесо на место, окончательно проверяют действие си ­ стемы. Ииж. К. П АНЮТИН .18