В секциях ЦАЧН СССРЗА МАССОВЫЙ АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТАвтомодельный спорт сравнительно молод, и поэтому недавно созданному оргбюро секции Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР пришлось начинать свою деятельность, как говорится, с азов. Прежде всего потребовалось ввести единую систему типов и размеров автомоделей, допускаемых к соревнованиям, разработать технические требования к ним. До последнего времени, когда автомоделизм еще нельзя было назвать спортом, а постройкой моделей занимались лишь отдельные энтузиасты, существовало множество наименований типов моделей, которые трудно было строго разграничить. Все это вносило путаницу, осложняло проведение соревнований. Взяв за основу двигатель, секция утвердила четыре основных типа моделей: с резиновым, электрическим двигателями, радиоуправляемые ис двигателями внутреннего сгорания. Причем только последний тип моделей делится на две группы: гоночные и полумакеты. Старыми правилами предусматривалось, что модель с электродвигателем проходила ходовые испытания на специальной беговой дорожке с радиусом, меньшим по сравнению с дорожкой, где испытывались модели с двигателями внутреннего сгорания. Это удорожало постройку «ортов. Опыт показал, что соревнования моделей с электродвигателями можно проводить на общей дорожке. Сейчас это зафиксировано в новых правилах. Учитывая, что автомоделизм — не только спорт, но и вид технического творчества, секция разработала шкалу оценки моделей на техническом осмотре (кроме гоночных). Теперь результат спортсмена, участвующего в соревнованиях, складывается из двух показателей: технического осмотра и ходовых испытаний. Временные правила соревнований, по которым раньше проводились встречи автомоделистов, сейчас изменены и дополнены с учетом накопленного опыта и требований Международной федерации автомоделизма. Созданы постоянные правила. С развитием автомодельного спорта появилась необходимость готовить судей, а также руководителей автомодельных кружков. Оргбюро секции рассмотрело положение о судьях и программы их подготовки. Эти документы утверждены ЦК ДОСААФ СССР, отпечатаны большим тиражом и разосланы на места. По новой программе уже подготовлены судьи, которые проводили встречи спортсменов. Введены в действие исходные нормативы для регистрации рекордов СССР и РСФСР на дистанции 500 и 1000 м. Для моделей с двигателями 1,5 см 3 — соответственно 90 и 85 км/час, 81 и 76 км/час; 2,5 см 3 — 105 и 100 км/час, 94 и 90 км/час;2*5 см — 130 и 125 км/час, 117 и 112 км/час; 3 10 см — 165 и 160 -км/час, 148 и 144 «м/час. Исходные нормативы для регистрации рекордов в других союзных республиках, краях и областях РСФСР, в городах Москве и Ленинграде, а также в автономных республиках утверждаются комитетами ДОСААФ по рекомендации местных секций. Проделанная секцией ЦАМК организационная работа дала положительные результаты. Уже созданы автомодельные секции в ряде республик и областей, во многих городах страны, при первичных организациях оборонного Общества. Результаты не замедлили сказаться. Состоялись соревнования автомоделистов Узбекистана, Киргизии, Таджикистана — республик, где этот вид спорта почти не культивировался. Для участия в соревнованиях на первенство РСФСР 1959 года было подано заявок в два раза больше, чем в прошлом году. Впервые выступали автомоделисты Псковской, Кировской, Ярославской и других областей. Надо отметить, что автомодельные секции клубов ДОСААФ работают в содружестве с другими организациями. Характерна в этом отношении деятельность секции Ростовского автомотоклуба, которая работает в контакте с областной станцией юных техников. В области организованы десятки кружков автомоделистов. В текущем году на областных соревнованиях, проведенных на вновь построенном в Таганроге кортодроме, приняло участие более 80 человек. Достигнутые результаты приблизились к исходным нормативам республиканских рекордов. По всем видам спорта существуют спортивные звания и разряды. Единая всесоюзная спортивная классификация предусматривает нормы и требования для их выполнения или подтверждения. Бывший Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР не включил в спортивную классификацию автомобильный моделизм. В связи с этим секции пришлось обсудить проекты спортивной классификации и разрядных норм. Затем эти документы были утверждены ЦК ДОСААФ. Уже подготовлены сотни спортсменов-автомоделистов всех разрядов. Секретариат ЦК оборонного Общества присвоил звание «Мастер автомодельного спорта» Н. Канову, А. Суханову, Ю. Михайлову, С. Казанкову, А. Давыдову, В. Якубовичу. В ближайшее время будет обсужден вопрос о вступлении ЦАМК ДОСААФ СССР в Европейскую федерацию автомоделизма (FEMA). Это укрепит международные связи советских автомоделистов со спортсменами Европы. Секции автомоделизма Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР, как и комитетам оборонного Общества, предстоит решить еще целый ряд серьезных задач. До сих пор в отдельных автомотоклубах не организованы автомодельные секции. Нет их, например, в Приморском и Хабаровском краях, Саратовской области и некоторых других. Несмотря на то, что Гипроспорт разработал типовой проект автомобильного кортодрома, большинство комитетов ДОСААФ К строительству этих спортивных сооружений еще не приступило. Без кортодромов очень тяжело проводить ходовые испытания моделей, правильно их регулировать. Большим тормозом в развитии автомоделизма является то, что в торговой сети невозможно приобрести шестерни, подшипники малых размеров, шины, органическое стекло, листовой алюминий, авиационную фанеру и другие материалы. Нужно, чтобы кружки моделистов работали не на случайно приобретенных материалах, а имели возможность купить необходимые детали и узлы в магазинах. Следует подумать ио продаже редукторов в сборе, изготовленных в заводских условиях. Справедливые претензии высказывают спортсмены в адрес предприятия, выпускающего двигатели внутреннего сгорания, качество которых пока неудовлетворительное. Устранение этих и других недостатков будет способствовать развитию автомодельного спорта, поможет автомоделистам добиться высоких результатов. Е. Д И СКИН, зам. председателя оргбюро секции автомоделизма ЦАМК ДОСААФ СССР.311