При ориентировании по местным предметам зимой следует помнить, что снег заносит деревья, строения с северной стороны больше, чем с южной. На высотах и буграх он оттаивает раньше с южной стороны, в оврагах и лощинахс северной. При подготовке к движению по карте «поднимают» маршрут — проводят линию цветным карандашом вдоль огда в гараже мотоциклистов появилпредполагаемого пути. Линия проводится Вячеслав Вильямсон, на него ^нися рядом с дорогой с разрывами на кто не обратил особого внимания. ориентирах. Затем определяется обЭто был невысокий щуплый паренек, щее направление пути относительно любивший побалагурить и посмеяться. стран света, вычисляется общая протяНемало таких ребят приходит в секцию, женность маршрута. но увидев, что тут не скоро еще дадут Особенно тщательно следует изучать «лихо прокатиться», что нужно сначала участки дороги в местах поворотов, на заняться черновой работой, они потиперекрестках, развилках, при выездах хоньку исчезают. Но Вячеслав и не дуиз населенных пунктов. При этом надо мал уходить. Он охотно делал все, что наметить основные ориентиры. Ими моположено новичку, таскал ведра с гогут быть населенные пункты, перекрерючим, чистил машины, подметал гастки и развилки дорог, мосты, водоемы. раж. Когда же старшие выезжали на тренировку, учил параграфы правил Выбирая маршрут, водитель должен уличного движения. хорошо изучить и оценить местность, состояние дорог, наличие речных преКоллектив оценил старания новичка. град, мостов и переправ, пути их объезЕму помогли подготовиться к экзамену. да. Изучая местность, где пройдет путь, Затем спортсмены стали «выводить в следует обращать внимание на знаки, люди» своего младшего товарища. нанесенные на карте. Например, налиВскоре за ним закрепили машину. Вычие соснового леса вблизи пролегаюступая в составе команды Краснодарщего маршрута дает основание предпоского автомотоклуба ДОСААФ, он залагать, что в этом районе грунт песчавоевывает третий, потом второй разряд. ный или супесчаный. Еловые леса обычДрузья не могли нарадоваться успено растут на глинистых и болотистых хам Вильямсона. Только один человек местах, лиственные — на глинистых ив секции не разделял общего восторга. суглинистых почвах, на черноземах. В Тренеру мастеру спорта Борису Степадождливое время эти почвы размокают новичу Лила не нравилось, что Вячеслав и становятся вязкими. все меньше следит за машиной, что все чаще в ней случаются неполадки. Хуже Наличие оврагов, балок, холмов с всего было, что дефекты в машине, как крутыми скатами указывает на преоблаправило, обнаруживались перед самым дание глинистых почв, с пологими скастартом. Однако в предстартовой готами — песчаных и супесчаных. рячке было не до замечаний. Опытный Ориентировочно проходимость реки глаз тренера и золотые руки механика можно определить по характеру ее Виктора Валявского всякий раз выручапоймы, степени заболоченности, налили Вячеслава. А после очередного чию обрывов, осыпей, зарослей кустаруспеха замечания тренера уже не приника, камышей. нимались всерьез; некоторые ребята В случае, когда водителю придется даже расценивали их как придирки. проезжать через замерзшую реку, ему необходимо проверить толщину льда, 1957 год был особенно удачным. Вяучитывая при этом, что машину общим чеслав завоевывает ряд призовых мест, весом в2т выдерживает лед толщиною становится чемпионом ДОСААФ Красв 15—16 см, 3-тонную — 20, 5-тоннуюнодарского края и, наконец, получает 30, 8—10-тонную —35—40 см. первый разряд. Для выбора маршрута и движения по Успехи вскружили голову молодому нему наиболее надежны топографичеспортсмену. Испытанный друг — моские карты масштаба 1 :100 000 (1 см — тоцикл К-55 надоел ему. Да еще кто-то 1 км). Карты масштаба 1 : 200 000 (1 см — пустил слух, что клубу отгружены новые машины, и Вильямсон считал, что 2 км) и 1 :500 000 (1 см — 5 км) предуж ему-то обязательно дадут лучший назначаются главным образом для изумотоцикл. Стоило ли ухаживать за стачения дорожной сети, основных объекрой машиной? И вообще Вячеслав изтов местности — крупных населенных менил свое отношение к технике, стал пунктов, лесных массивов и т. д. брезговать тренировками, без уважения Для измерения маршрута движения и относился к старшим. Вячеслав забыл, определения расстояния между ориенкому был обязан всеми своими успехатирами следует пользоваться линейным ми, и скоро наступила развязка. масштабом. Измерив длину отрезков (линий) на карте и пользуясь масштаВ крае готовились к мотопробегу. бом, определяют, какому расстоянию Автомотоклубу выделили только три они соответствуют на местности. места. Каждый охотно бы принял учаЧтобы выдержать направление движестие в пробеге. Но период отпусков ния, карту следует держать в ориентиуже кончился, и Вячеслава, который был рованном положении и учитывать покав это время свободен, включили в зания спидометра. На перекрестках, разкоманду. Вместе с ним должны были вилках дорог, выезде из населенных выступить молодые спортсмены Валенпунктов необходимо проверять правильтина Буренко и Виктор Харченко. В ность движения, сличая карту с местдень старта не прекращались дожди, ностью и намеченными ориентирами. на перевалах, по которым пролегал В городе ими могут служить площади, маршрут, прошли обильные снегопады. скверы, сады, перекрестки улиц, церкИ Вячеслав, не подготовивший машину, ви, высокие здания и другие резко выструсил, спасовал перед трудностями. деляющиеся местные предметы. В назначенный час он не явился в гараж. Валентина Буренко и Виктор «ХарИ. СТАРИКОВ.Кченко вдвоем отправились к сборному пункту... Трудно передать, что творилось в клубе на другой день. Внештатный механик секции мастер спорта Виктор Валявский, отдающий все свободное время машинам, требовал немедленно выгнать Вильямсона из мотосекции. Его поддержал мастер спорта Август Шкеда. Бюро секции, предварительно рассмотрев «дело Вильямсона», отстранило его от занятий и отобрало закрепленную за ним машину. Ребятам все казалось ясным, не могли они только понять, почему так сдержан их тренер. На самом деле Борис Степанович переживал больше всех. Он чувствовал, что во многом ошибся, нужно было строже относиться к мелким проступкам Вячеслава, раньше мобилизовать коллектив и не включать Вильямсона в заявку... Но сейчас важно было, чтобы ребята осознали, к чему приводит отрыв от коллектива, с чего начинается падение. Он не считал Вильямсона окончательно потерянным человеком, но решать судьбу зазнавшегося спортсмена будут, конечно, сами ребята. И вот наступил день, когда на общем собрании секции разбирался поступок Вильямсона. Пожалуй, еще никогда в Краснодарском автомотоклубе не было такого бурного собрания. Ребята ожидали: Вячеслав признает свою вину, извинится перед коллективом. А он, считая себя незаменимым, начал оправдываться, изворачиваться. После него выступили почти все члены секции. Каждый предлагал только одно: исключить. На всю жизнь запомнились ребятам суровые слова начальника клуба А. И. Быстряковя; — Так кончается спортивная жизнь каждого, кому не дороги честь и слава клуба, кто ставит себя выше коллектива. Зазнайкам и трусам нет места в спорте и тем более — в мотоспорте!* **Рассказав эту историю, тренер мотоциклетной секции Борис Степанович Лила добавил: — Для меня этот случай весьма поучителен. В погоне за спортивными показателями мы нередко забываем о воспитательной стороне нашей работы. В машине нет винтика, который бы мы не осмотрели перед стартом, а в душу спортсмена заглядываем редко. Вот и появляется в среде спортсменов такое уродливое явление, как зазнайство — этот первый симптом небезызвестной «звездной болезни». Бациллы ее очень опасны. Особенно часто поражают они тех, кому мы, наставники и тренеры, адресуем слишком много похвал, забывая о требовательности. Так было ив случае с Вильямсоном. Именно из-за отсутствия требовательности спортсмен скатился под уклон. Мне кажется, что и роль коллектива мы не всегда понимаем правильно. Ведь если бы я сумел вовремя разъяснить ребятам, что дело идет не к добру, они26