Автомобиль на обочинеСерия двенадцатая JВ помощь автолюбителюСМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХСмазка является самой ответственной операцией по техническому обслуживанию автомобиля. От нее зависит уменьшение износа трущихся деталей, увеличение срока службы машины, снижение затрат энергии на трение, надежность и безотказность работы механизмов. Какие же смазочные материалы можно применять для автомобилей «Москвич», «Победа», «Волга»? Масло для двигателя должно иметь достаточную вязкость при высокой температуре (100°С и выше) и небольшуюпри нулевой и минусовой. Сорта масел, применяемые на двигателях легковых автомобилей, летом и зимой должны иметь вязкость соответственно 6—7 и 4—5 ест (ест—сантистокс, единица вязкости, ею обладает вода при 20°С). Применение в холодное время летнего масла недопустимо, так как это затрудняет запуск двигателя и ведет к напрасным затратам энергии на трение во время его работы. Индустриальное масло 50 (сокращенно И-50, раньше его называли СУ), применяемое летом, имеет указанную вязкость. Зимой используют смесь И-50 с 30—40 процентами менее вязкого масла (веретенного АУ или индустриального 12). На такой смеси коленчатый вал холодного двигателя легко прокручивается при температуре до минус 20°С. Хорошими сортами масла для двигателя являются АКп-6 (летом) и АКЗп-б (зимой). При повышенном износе поршневых колец нужно применять смазку с вязкостью примерно на 2 ест больше, чем обычно: летом —АКп-10, АК-Ю, АС-9,5 (вязкость 9—10 ест), зимой — И-50, АКп-6, АКЗп-6 (вязкость 6—7 ест). Во время обкатки двигателя целесообразно использовать по возможности маловязкое масло. Оно лучше отводит тепло от трущихся деталей, предотвращает их местное сваривание и повышает качество приработки. В случае отсутствия емазкн с требуемым уровнем вязкости можно приготовить заменитель, но к этому следует прибегать лишь в крайнем случае. Применение авиационных масел типа ИС-14, МС-20, ТК-22 недопустимо, так как двигатели автомобилей не рассчитаны на их высокую вязкость. Для получения смазки нужной вязкости надо смешать высоковязкое масло с маловязким в соотношениях, указанных в инструкции. Перемешивать масло нужно в чистой посуде или в картере двигателя. Следует иметь в виду, что требованиям удовлетворяет не всякое масло, подходящее по вязкости. Оно должно еще обладать хорошей устойчивостью против окисления, не образовывать углеродистых отложений на поршнях ив камере сгорания. Способность смазки сохранять поверхность поршня в чистом виде называется моющим свойством. Оно оценивается в баллах от нуля до. шести. Чем меньше балл, тем лучше моющие свойства, которые зависят от химического состава и присутствия в масле моющей присадки, обозначаемой в маркировке индексом «п».НЕДОПУСТИМЫЕ НЕИСПРАВНОСТИКаждому автомобилисту ясно, какое значение для безопасности движения имеют тормоза. Любые, даже самые малейшие неисправности надо устранять немедленно. Никогда не выезжайте на автомобиле с неисправными тормозами. Тормоза греются. Резко уменьшается накат. При остановке без пользования тормозами автомобиль слегка «клюет». Барабаны становятся горячими, смазка из ступиц вытекает, ее следы видны на диске. Основная причина — после отпускания педали тормоза колодки не отходят от барабанов. Обычно это происходит от неправильной регулировки тормозных колодок. Надо снять колпак колеса и отвернуть на 2—3 щелчка «звездочки» на рабочем цилиндре или отрегулировать положение колодок эксцентриками на задней стороне каждого колеса. Для правильной регулировки «звездочки» или эксцентрики следует затянуть до полного затормаживания колеса, а затем отпустить так, чтобы колесо вращалось свободно. После окончания регулировки тормозные барабаны необходимо снять, удалить с них вытекшую из подшипников смазку, промыть. Колодки также следует промыть и зачистить шкуркой. В подшипниках следует заменить смазку (УТВ или консталин). Иногда тормоза греются из-за неисправности главного тормозного цилиндра. В этом случае лучше всего его заменить или отдать в ремонт. В систему попал воздух. Бывает, что при нажатии на педаль она свободно уходит вниз и только при втором, а то и третьем нажатии приводит в действие тормоза. Это признак того, что в систему попал воздух. О том, как прокачать гидравлическую систему, говорится в каждой инструкции, прикладываемой к автомобилю. Вытекла тормозная жидкость. Тормоза не держат, педаль доходит до пола. Ни со второго, ни с третьего качка тормоза не «схватывают». Вероятнее всего лопнула тормозная магистраль или «потекли» манжеты в рабочих цилиндрах. Нагнувшись, можно увидеть под машиной пятна от вылившейся тормозной жидкости. Обычно тормозная магистраль нарушается в одном из соединительных штуцеров. Надо заменить штуцер. Если лопнула трубка или протерся гибкий шланг, их также надо заменить. После ремонта тормозную систему следует прокачать. Если жидкость проходит через штуцер у колеса или гибкий шланг, в самых крайних случаях можно поступить следующим образом. Конец металлической трубки, идущей к неисправному штуцеру, или шланг заглушают. Этим самым из системы выключаются тормоза одного колеса, но остальные продолжают работать. Надо только помнить, что этот способ можно применять лишь для того, чтобы добраться до гаража. После возвращения необходимо произвести ремонт.АВТОМОБИЛЕЙСледовательно, приготавливая заменитель, следует брать масла с хорошими моющими свойствами. К ним относятся авиационные, специальные, дизельные масла (Дп-8, Дп-11). Моющие свойства автолов с присадками АКп-6 и АКЗп-6 равны соответственно 2,5 и 3,0 баллам, что вполне обеспечивает чистоту поршней. Третье требование к смазке связано с ее склонностью вызывать коррозию деталей двигателя, особенно вкладышей подшипников, изготовленных из свинцовистого баббита или свинцовистой бронзы. Применение авиационных, дизельных масел, И-50, автолов с присадками обеспечивает сохранность подшипников. Однако наблюдались случаи разрушения подшипников на машинах ЗИЛ-110 и «Москвич-407», работавших на специальном автомобильном масле с присадкой ЦИАТИМ-330, обладающей моющими и антикоррозийными свойствами. Установлено, что повышенной коррозийностью обладают не все партии специального масла. Поэтому, не зная показателя его коррозийности, от применения этой смазки следует воздержаться. Трансмиссионные масла должны обладать хорошими противоизносными свойствами в условиях трения зубчатых передач. Такие свойства имеют высоковязкие смазки нигрол, автомобильное трансмиссионное, гипоидное и некоторые другие. Нигрол пригоден для всех зубчатых зацеплений за исключением гипоидных. Однако ему свойствен недостаток — очень большая вязкость, вызывающая значительные затраты энергии на трение при вращении шестерен, особенно в период трогания автомобиля с места, когда смазка относительно холодна. Нигрол можно заменить любыми трансмиссионными или авиационными маслами. Для средних районов рекомендуется — ТАп-15, для севера—ТАп-10. Эти масла имеют вязкость в два раза меньше, чем у нигрола, а их противоиэносные свойства улучшены добавлением специальной присадки. Задний мост «Волги» смазывается только гипоидным маслом. Другие сорта смазки применять нельзя. В «Москвиче» главная передача — не гипоидная. Она имеет конические шестерни со спиральным зубом. В этом случае используется нигрол. Консистентные смазки применяются для смазывания тех узлов, откуда жидкое масло может легко вытечь. Наиболее распространенными смазками являются солидол, УТВ (универсальная, тугоплавкая, водостойкая) и графитная. УТВ представляет нечто среднее между солидолом и консталином. Рекомендуется она в основном для смазки подшипников качения. Температура каплепадения солидола, УТВ, консталина составляет соответственно 75, 120, 130°С. Следовательно, солидол нельзя применять в тех узлах, где возможно повышение температуры выше 50—60°С, так как он может вытечь. И. КУВАЙЦЕВ, кандидат технических наук.22