20
21
Т ОРМОЗАормозная система автомобиля «Москвич-407» состоит из тормозных механизмов передних и задних колес, а также из двух раздельно действующих приводов к этим механизмам. Ножной привод — гидравлический, приводящий в действие тормозные механизмы всех колес, а ручной — механический, действующий на тормоза только задних колес. Ножной, или служебный, тормоз предназначен для снижения скорости и остановки движущегося автомобиля. Ручной тормоз служит, в основном, для удержания в неподвижном состоянии уже остановленного автомобиля как на горизонтальном участке дороги, так и на уклоне или подъеме. Передние тормоза автомобиля «Москвич-407» для повышения их эффективности снабжены самозатормаживающимися колодками. С этой целью в . каждом механизме передних колес установлено по два гидравлических цилиндра одностороннего действия. Опоры колодок вынесены на противоположные стороны тормозного механизма и выполнены на нерабочей стороне колесных цилиндров. Чтобы лучше уяснить работу тормозов автомобиля «Москвич-407», рассмотрим схемы работы механизмов и упрощенное изображение действующих при торможении сил и моментов (рис. 1). Приводные усилия на колодках, создаваемые давлением тормозной жидкости при нажатии на педаль, обозначены буквами Pi и Р2, а силы трения, возникающие на колодках, когда они прижимаются к барабану, вращающемуся в направлении стрелки К, —- буквами Tt и Т2. У тормоза (рис. 1, а) переднего колеса обе силы трения Tj и Т2 создают относительно опор колодок моменты Т[.а и Т2.а, дополнительно прижимающие колодки к барабану. Таким образом, они способствуют прижатию колодок в том же направлении, что и приводные усилия ?х и Р2. Чем больше величина сил трения Tj и Т2, тем сильнее будут прижиматься (затормаживаться) колодки. Самозатормаживающиеся колодки повышают эффективность действия тормоза переднего колеса при движении автомобиля вперед. Когда же он движется задним ходом, эффективность действия тормоза снижается. У тормоза (рис. 1, б) заднего колеса с одним гидравлическим цилиндром двухстороннего действия силы трения Т± и Т2 создают моменты Т^.в и Т2.в. Первый из них прижимает колодку к барабану, а второй, наоборот, противодействует приводному усилию Р2 и стремится отжать колодку от барабана. Зато величина тормозного момента у тормоза этого типа сохраняется одинакоРио. 1. Схема действия тормозов передних и задних колес.ТКандидат технических наук В. РОЗАНОВ, инж. А. БРЫКОВ (НАМИ) вой при движении автомобиля как вперед, так и назад. С барабанами и тормозными цилиндрами одних и тех же размеров, с тем же давлением жидкости тормозной механизм передних колес развивает тормозной момент почти в полтора раза больший, чем механизм задних колес. Тормозной механизм переднего колеса благодаря одинаковому давлению обеих колодок на барабан хорошо уравновешен. Вследствие этого разгружаются подшипники колеса, уменьшается деформация барабана при торможении и обеспечивается относительно равномерный износ обеих фрикционных накладок. В чем заключаются конструктивные особенности тормозов автомобиля «Москвич-407»? Щит 1 переднего тормозного механизма (рис. 2) крепится в четырех точках к поворотной цапфе колеса. На щите закреплены два колесных цилиндра 10 одностороннего действия, имеющие рабочий диаметр 22 мм. В них перемещаются поршни 8 из алюминиевого сплава, снабженные уплотнителькыми резиновыми манжетами 9. Тормозные колодки 5 сварной конструкции сделаны одинаковыми для тормозов передних и задних колес и несут на себе фрикционные накладки 2 из асбокаучуковой массы. Накладки соединяются с колодками или с помощью латунных заклепок, или путем приклейки специальным клеем. Каждая тормозная колодка переднего тормоза одним концом лежит на упорном штифте 7 поршня 8, передающего на нее приводное усилие, а другим опирается на корпус противоположного цилиндра 10. Последний является опорой колодки и воспринимает реактивный тормозной момент. Колодки могут свободно перемещаться в пазах, сделанных на корпусе каждого цилиндра 10 и на упорных штифтах 7, поэтому их называют «плавающими». Посредством стяжных пружин 6 колодки прижимаются к опорам на цилиндрах 10 ик регулировочным эксцентрикам 4, служащим для изменения зазора между накладками 2и тормозным барабаном. Для надежной фиксации зазора между колодками и барабаном рабочая поверхность каждого эксцентрика имеет впадины, в которые Рио. 2. Тормозной механизм переднего колеса.входит приваренный к колодке штифт полуцилиндрической формы, Выворачивание колодок предотвращается фигурными пластинчатыми пружинами 3, прижимающими их к упорам на тормозном щите 1, так что они могут свободно двигаться в плоскости вращения барабана. Тормозной механизм задних колес (рис. 3) имеет колодки 15, прижимаемые к барабану поршнями 4 одного колесного цилиндра 2 двухстороннего действия с рабочим диаметром 22 мм.Своими нижними концами колодки 15 свободно размещены на опоре 14. С помощью двух стяжных пружин 6и 13, а также пластинчатой пружины 11 они удерживаются в отведенном от барабана положении. Зазор между тормозными колодками и барабаном регулируется эксцентриками 9. Барабаны тормозов передних и задних колес выполнены составными. Отлитая из чугуна рабочая цилиндрическая часть обеспечивает достаточно высокий коэффициент трения накладок о рабочую поверхность барабана, его необходимую жесткость, требуемый отвод тепла; применение. стального штампованного диска позволяет уменьшить вес барабана. В тормозных механизмах задних колес, помимо гидравлического приводного цилиндра, размещены рычаги ручного механического привода. Приводное усилие передается от рукоятки ручного привода на колодки посредством разжимного рычага 10. Он соединен эксцентриковым винтом 7с задней тормозной колодкой ис тросом 12 привода ручного тормоза. Передача усилия разжатия на другую колодку происходит через распорную планку 8. Ножной гидравлический привод состоит из главного тормозного цилиндра 5 (рис. 4), бачка 3 для тормозной жидкости, колесных цилиндров передних и задних тормозов и гидроприводов. При нажатии на педаль 1, повертывающуюся на оси 2, усилие передается через толкатель 4 на поршень 10 с уплотнительной манжетой 9и перемещает его назад. Тормозная жидкость выталкивается по трубопроводам в передние и задние колесные цилиндры, вызывая затягивание тормозов. В главном цилиндре имеется резиновый обратный клапан 8, который пружиной 6 прижат к уплотнительному кольцу 7. Через этот клапан 8 во время торможения жидкость может выходить Рис. 3. Тормозной механизм колеса. заднего из главного тормозного цилиндра и поступать в колесные цилиндры. Пр' оттормажизании жидкость под действием стяжных пружин колодок возвращается в главный цилиндр, преодолевая усилив пружины 6. В отторможенном состоянии в системе гидравлического привода, благодаря пружине 6, постоянно поддерживается не2 большое давление (около 0,5 кг/см ), оно и препятствует подсасыванию воздуха в систему привода. Пополнение тормозной жидкостью, необходимое в случае небольших утечек и испарения, происходит из бачка 3. Уровень ее в бачке всегда должен быть на 10—15 мм ниже верхней кромки горловины. В систему гидравлического привода тормозов необходимо заливать только специальную (тормозную) жидкость. Применение каких-либо заменителей может привести к разрушению резиновых манжет, к утечкам жидкости при эксплуатации автомобиля летом ик снижению эффективности действия тормозов зимой (вследствие загустевания жидкости). Ручной тормоз имеет механический привод с помощью гибких тросов (рис. 5). При вытягивании водителем рычага 3 ручного тормоза усилие через передний трос и промежуточный рычаг 1 передается к регулировочному наконечнику 4и далее через уравнительную планку 5к тросам 6 задних колес. Каждый трос воздействует на разжимной рычаг колодок, вызывая затягивание тормоза. Чтобы задние тросы не провисали и не болтались, применяют поддерживающие скобы с резиновыми втулками, укрепленные снизу к основанию кузова автомобиля. Регулировка тормозов автомобиля «Москвич-407» сводится в основном к установлению необходимых зазоров между тормозными накладками и барабанами, а также к поддержанию требуемого свободного хода тормозной педали. Если зазоры между накладками и барабанами нормальные ив системе гидравлического привода отсутствует воздух, тормозная педаль для полного торможения должна перемещаться не более чем на 2/з своего хода. При большем перемещении педали, в случае упора ее в пол кабины, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабанами. Если же после этого она снова будет упираться в пол или же появится ощущение «мягкой» педали, то следует прокачать гидравлическую систему, чтобы удалить попавший в нее воздух. Делают это следующим образом. Убедившись, что бачок заполнен жидкостью до нормального уровня, снимают резиновый защитный колпачок с клапана выпуска воздуха на одном из колесных цилиндров и надевают на головку клапана резиновый шланг. Свободный конец шланга погружают в тормозную жидкость, налитую в стеклянную банку. После этого несколькими плавными качками тормозной педали создают давление в системе гидравлического привода и, удерживая ее нажатой, вывертывают на */ 2 —3/ 4 оборота клапан выпуска воздуха. Вместе с жидкостью под давлением будет выходить воздух. Выпускать воздух надо до тех пор, пока из шланга перестанут появлятьсяпузырьки. При этом важно следить, чтобы уровень жидкости в бачке был выше пластины отражателя. Тормозная жидкость, слитая из системы, может быть вновь использована только после полного удаления из нее воздуха, например, путем отстоя в чистой посуде не менее двух суток. После прокачки следует проверить величину свободного хода педали тормоза ив случае необходимости отрегулировать его. Он должен быть равен 4—6 мм по центру площадки педали (см. рис. 4). Перед регулировкой свободного хода педали 1 проверяют легкость перемещения педали на оси 2и действие ее оттяжной пружины, предварительно отъединив вилку от толкателя 4. Для получения требуемого свободного хода устанавливают зазор 1,0—1,5 мм между поршнем 10 главного цилиндра и толкателем 4, ввертывая (или вывертывая) последний в вилку. После этого закрепляют толкатель контргайкой. Перед регулировкой зазоров между накладками и барабаном вывешивают соответствующее колесо с помощью домкрата. В тормозе каждого переднего колеса регулируют зазор вращением шестигранных головок осей эксцентриков в направлении, противоположном вращению колеса при движении автомобиля вперед до затормаживания. Затем повертывают эксцентрик в обратном направлении на 2—3 щелчка. При этом устанавливается нормальный зазор между накладками и барабаном. После регулировки нажимают несколько раз на тормозную педаль и, провертывая колесо, проверяют, свободно ли оно вращается. Зазоры между накладками и барабанами тормозов задних колес регулируют таким же способом. Для задних колодок эксцентрики повертывают в направлении вращения колеса, соответствующем движению автомобиля вперед, а для передних в направлении, соответствующем заднему ходу. Поворот эксцентриков не сопровождается щелчками, так как колодки задних тормозов не имеют фиксаторов. После прижатия колодки к барабану повертывают эксцент-Рис. 4. Ножной (гидравлический) привод. рик в обратном направлении, пока колесо не будет свободно вращаться. Регулировка ручного тормоза заключается в установлении нормального хода вытяжной рукоятки (не более 165 мм), с тем чтобы он не вызывал притормаживания задних колес (нагревания барабанов) при движении автомобиля. После снятия барабана заднего тормоза (см. рис. 3) отпускают на 2—3 оборота гайку эксцентрика 7 разжимного рычага 10 и устанавливают барабан на свое место. Через имеющееся в нем окно вращают винт эксцентрика 7 по часовой стрелке до полного прижатия колодки к барабану. Затем отвертывают винт на */б оборота и проверяют легкость вращения барабана. Далее снова снимают последний и, удерживая винт 7 отверткой, затягивают контргайку. Если после этого ход вытяжной рукоятки будет более 165 мм, то нужно изменить длину тросов привода. Регулируют длину тросов (см. рис. 5) при помощи гайки 7, которая навертывается на регулировочный наконечник 4, и тем самым натягивают трос, Правильность регулировки проверяют после 5—6 полных торможений, после чего вновь замеряют ход рукоятки ручного тормоза. Рис. 5. Ручной (механический) привод.