ЯОТотрсБОЕВЫЕ УРОКИО некоторых вопросах развития мотогонок на гаревой дорожке«НЕТ ЛИ ЛИШНЕГО БИЛЕТИКА!»Ц тобы установить дату появления у ' нас нового вида мотоциклетных соревнований — гонок на гаревой дорожке — не нужно рыться в старых газетных подшивках. 10 июня 1958 года характерный треск мотоциклов в Лужниках возвестил о рождении этих увлекательных, захватывающих состязаний, которые сразу полюбились и спортсменам и зрителям. Нынешним летом на празднике открытия мотоциклетных соревнований II Спартакиады народов СССР в Тушино к радиокомментатору поступило множество записок с одним и тем же вопросом: когда в Москве снова проведут гонки по гаревой дорожке? Интерес зрителей к таким соревнованиям понятен. Острый накал борьбы и неожиданность исхода ее в каждом заезде, необычайный спортивный азарт — все это составляет ту притягательную силу, которая собирает полные стадионы. «Нет ли лишнего билетика?» — такими словами встречали нас и на подступах к уфимскому стадиону «Динамо», и у входа на мототрек ДОСААФ в Ровно, где разгорелись летние бои «гаревиков». Пока мы еще не можем похвастать ни обилием гаревых гонок, ни высокими спортивными результатами. И все же есть все основания считать, что соревнования на гаревой дорожке имеют хорошее будущее. За короткий срок они прочно утвердили у нас свое право на существование. В этом отношении минувшее лето было переломным. Немало тому способствовал ввод в эксплуатацию гаревой дорожки в Уфе и мототрека в Ровно, построенных руками энтузиастов мотоспорта. Созданные менее чем за два месяца, эти сооружения позволили провести вначале состязания сильнейших советских гонщиков, а затем и первые в стране встречи с зарубежными мотоспортсменами. На уроках и выводах, к о ­ торые следует извлечь из прошедших встреч, следует остановиться особо. ветских спортсменов без всяких скидок можно признать вполне удовлетворительными. Вместе с тем бросалось в глаза, что наши спортсмены добивались победы главным образом за счет самоотверженной, порой рискованной езды, в то время как гости побеждали благодаря более высокой технике вождения мотоцикла и превосходства в тактике. Поляки, например, умело блокировали противников, «закрывая» им дорожку. Пожалуй, ни в одном другом виде мотоциклетных соревнований нет такого сходства в технических характеристиках применяемых мотоциклов, как на гаревых гонках. Машины с меркой ЭСО, ФИС, ЖАП (только эти фирмы выпускают гаревые мотоциклы) почти равны по своим показателям. Разница в мощности двигателей у них не превышает 2—3 л. с. и, как правило, компенсируется другими конструктивными преимуществами. В этих условиях решающее значение приобретают личное мастерство гонщика, гибкая тактика, умение мгновенно ориентироваться в создавшейся обстановке. Достигнуть всего этого можно только в процессе непрерывных тренировок и частых выступлений. Ни один, даже самый талантливый, гонщик не может рассчитывать только на свои способности. Чтобы пришло настоящее мастерство, нужно пролить обильный пот на тренировках. И основной вывод, который напрашивается при анализе итогов прошедших состязаний, — это необходимость по-новому организовать тренировки «гаревиков». До сих пор мы, как правило, ограничивались несколькими прикидками накануне соревнований или в лучшем случае небольшими сборами. Между тем, у нас сложилось основное ядро мотогонщиков, которые почти полностью*КРУГЛОГОДИЧНО, КАК В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕD статье, появляющейся спустя не' " сколько месяцев после спортивных событий, должны, естественно, содержаться какие-то общие наблюдения, выводы, обобщения. И все же мы позволим себе кратко напомнить о результатах борьбы. В Уфе и Ровно победили наши гости — польские и чехословацкие гонщики — спортсмены высокого класса, обладающие многолетним опытом международных встреч. Однако победа эта далась им нелегко. Только в первый день соревнований с поляками в число финалистов не попали советские гонщики, а среди шести призеров был один Андрей Дежинов. На следующий день одесский спортсмен Леонид Дробязко вышел в финал и оставил позади сильнейшего польского гонщика Стефана Кемпа; Дежинов в исключительно напряженной борьбе вырвал в дополнительном заезде победу у поляков В. Бжозовского и В. Суминского и занял шестое место. Более ощутимыми были наши успехи в Ровно, где Л. Дробязко, Г. Плешаков, И. Плеханов, В. Кузнецов и А. Дежинов вошли в число призеров. Если учесть, что, скажем, в Польше «жужель» (гаревая дорожка) культивируется около 25 лет, то результаты со14