Перенлична самодеятельных нлубовЯРОСЛАВСКИЕ В0ДН0М0Т0РНИКИСКУТЕР В ПОЛЫНЬЕНе обращая внимания на сильный мороз и недоуменные взгляды прохожих, трое молодых людей везли в санях... скутер. Вот они подъехали к берегу реки Которосль, спустились на лед и остановились около полыньи. Так начались ходовые испытания первого спортивного судна, построенного работниками Ярославского моторного завода. ...Бывший боцман К. Кованский как-то в разговоре посоветовал молодежи построить скутер. На заводе мало кто разбирался в водно-моторном спорте, но предложение многим понравилось. Слесари Н. Дерябин, В. Алфеев, С. Разживин, конструктор Е. Фомичев, мастер С. Ушаков взялись за дело. Молодые энтузиасты и не подозревали тогда, что, объединившись вместе для строительства скутера, они положили начало первому самодеятельному морскому клубу. Руководители заводского комитета ДОСААФ поддержали их инициативу и помогли приобрести для первенца своего спортивного судостроения подвесной лодочный мотор.Трудно пришлось в начальный период будущим спортсменам. На помощь им пришли старшие товарищи. По совету начальника одного из цехов Л. Каюкова Е. ФомиЧев занялся разработкой чертежей. Пока скутер вырисовывался на бумаге, другие члены маленького коллектива изыскивали строительные материалы. А с той поры, как все это было подготовлено, конец трудового дня в цехах стал для будущих водномоторников началом работы над постройкой скутера. Сразу же после звонка молодежь собиралась в мастерской. Через несколько месяцев скутер СА-250 был спущен на воду и испытан в полынье. Но вместе с радостями пришли и огорчения. Судно оказалось очень тяжелым, тихоходным, неуклюжим. Ныне эта «историческая реликвия» хранится на складе лишь для того, чтобы показывать новичкам. СДЕЛАЙ — БУДЕШЬ ХОДИТЬ Один скутер на девять человек! Но на первых порах приходилось довольство-На водной станции Ярославского моторного завода. Члены водно-моторной секции самодеятельного морского клуба перед тренировкой. Фото Б. Саранцева.ваться и этим. Д о глубокой осени, пока речка не покрылась тонкой коркой льда, слесари, токари, инженеры осваивали азы водно-моторного спорта. В комитет ДОСААФ стали приходить рабочие с просьбой записать их в кружок. Тогда-то и возникла идея создать на заводе самодеятельный ' морской клуб с несколькими секциями: водномоторной, морского многоборья, парусной и подводного спорта. Областной комитет ДОСААФ одобрил это начинание, но объявить о создании клуба, имея всего один скутер, было нельзя. Поэтому за зиму решили сделать еще восемь скутеров и две шлюпки. Чтобы их построить, нужно помещение, инструменты и много материаловдерево, фанера, гвозди, клей. По просьбе заводского комитета ДОСААФ в инструментальном цехе была выделена небольшая площадка. На ней активисты поставили стены так, что получилось две комнаты. Нелегко достались материалы для скутеров и шлюпок. В поисках фанеры ездили даже в другие города. Затем добились разрешения выписать кое-что с заводского склада. Всю зиму строили молодые рабочие спортивные суда. К. С. Кованский руководил строительством, а Е, В. Фомичев разрабатывал конструкции скутера, делал чертежи. Чтобы ускорить дело и облегчить работу новичкам, применили своеобразный поточный метод. Один из спортсменов по чертежам выпиливал деталь скутера, затем по ней, как по шаблону, такие же детали изготовляли и другие. Одновременно спортсмены изыскивали пути для уменьшения веса скутера. В заводской лаборатории испытали механические свойства дерева. Ольха оказалась на 30 процентов прочнее сосны. Это «открытие» дало возможность уменьшить сечение шпангоутов судна, а следовательно, и его вес, сохранив при . этом ту же прочность! Более тонкая обшивка (вместо шестимиллиметровой фанеры стали ставить трехмиллиметровую) также позволила значительно облегчить скутер. К весне 1958 года каждый сделал для себя спортивное судно. С этого времени растет и ширится водно-моторная секция самодеятельного морского клуба Ярославского моторного завода. Здесь нет ни одного штатного работника. Председатель совета клуба старый моряк Г. Михеев — экономист, общественный тренер Н. Дерябин — слесарь, другой тренер С. Ушаков — мастер инструментального цеха. Клуб пользуется большой популярностью у молодежи. Если в 1957 году первый скутер строили девять человек, то ныне только в водно-моторной секции занимаются сорок работников завода. Они уже имеют в своем распоряжении 16 скутеров, столько же подвесных моторов, 3 мотолодки класса МА-250, 6 дюралевых тренировочных лодок и даже 2 катера — один с дизелем ЯАЗ-204, второй с мотором ГАЗ. Но руководители клуба предполагают, что к следующему сезону число