В помощь преподавателюКЛАСС ПО ИЗУЧЕНИЮПри подготовке водителей большое внимание уделяется изучению правил уличного движения. Поэтому не случайно, что многие учебные организации ДОСААФ оборудуют для этого специальные классы. Класс по ПУД должен быть площадью г около 40 м , иметь классную доску, стол для преподавателя, скамейки или стулья, столы минимум на 20 человек, комплект фигур и таблиц «Перекрестки», дорожно-сигнальные знаки, указатели, плакат «Линии безопасности», фотовыставку «Характерные случаи автомобильных аварий, их причины и предупреждение» (по материалам местной Гос автоинспекции). Как травило, этот типовой перечень оборудования и учебно-наглядных пособий дополняется действующим трехили четырехсекционным светофором, макетом фигуры инспектора ГАИ и столом-макетом с рельефным планом города, а в некоторых автомотоклубах и тренажером с блок-экраном. Тренажер знакомит курсантов с элементами правил уличного движения, .помогает им вырабатывать реакцию на дорожно-сигнальные знаки, сигналы светофора, инспектора-регулировщика еще до того, как они сядут за руль машины. Наиболее сложным в изготовлении из предлагаемого учебного оборудования является тренажер. Он состоит из двух основных частей: кабины автомобиля ГАЗ-51, установленной на подставке, и блок-экрана (см. вкладку). В кабине имеется сиденье, рулевой механизм, педали ножного тормоза, сцепления, акселератора, стартера, рычаги ручного тормоза и коробки передач, пульт управления блок-экрана и контроля за действиями курсанта. Вторая часть тренажера представляет собой блок, состоящий из экрана разОбщий вид и конструкция стола-макета Крышка стола собирается на шпонках из 40-мм досок и имеет в центре ось. Затем крышка накладывается на «опору». состоящую из двух крестовин, связанных между собой по торцам досками (длина 700 мм). В верхней крестовине имеется отверстие н углубление для оси крышки и шарикоподшипников (а). мером 800 х Ю00 мм, с правой стороны которого находится четырехсекционный светофор, а с левой — щиток с изображением силуэта инспектора ОРУД. В верхней части экрана имеется панель с четырьмя запрещающими знаками. Расположение элементов, составляющих блок-экран, по отношению к обучаемому сделано с учетом их естественного расположения в условиях улицы: светофор справа, знаки вверху, инспектор ГАИ слева от курсанта. В центре — экран, на котором проектируются (на просвет) в соответствии с командой пульта управления три основные изображения: грузовик ГАЗ-51 — вид сзади с работающим «Стоп-сигналом», мальчик, бегущий за мячом по улице, и перекресток (в нижней части экрана проектируется линия «Стоп»). Включая элементы экрана в разных сочетаниях, инструктор может поставить перед курсантами десятки разнообразных задач. Пульт управления находится в кабине. На нем смонтированы три переключателя и две кнопки. Переключатель, включающий знаки, имеет четыре положения (по количеству знаков: «Въезд запрещен», «Сквозной проезд запрещен», «Грузовое движение запрещено», «Остановка запрещена»). Здесь же имеются переключатель четырехсекционнсь го светофора, кнопка сигнала «Стоп» (автомобиля, появляющегося на экране) и кнопка лампы, освещающей силуэт инспектора ГАИ. Кроме этого, на щите управления имеются четыре контрольных глазка с лампочками, которые загораются от нажима на педаль муфты сцепления, тормоза, акселератора и ручного тормоза. Экран представляет собой раму размером 1000 Х800 мм, на которую натянута белая ткань. С оборотной стороны ткани по трафарету полусухой жесткой кистью в цвете нанесены изображения. За экраном находится трехсекционный ящик со смонтированными в нем электролампами. Ящик должен плотно прилегать к экрану, чтобы евет не проникал в соседнюю секцию. При зажженной лампе на лицевой стороне экрана проектируется один из рисунков. Вторым по сложности устройства является стол-макет с рельефом города, Его целесообразно делать круглым, с вращающейся крышкой. Преподаватель ставит курсантам задачу на участке стола, который расположен против них. Затем крышку можно сдвинуть на определенный угОл, и перед обучающимися рельеф города изменится. Конструкция стола-макета изображена на рисунке. Для изготовления макета города можно использовать картон и фанеру. Окраску рельефа удобно производить присыпками из древесных опилок, окрашенных в нужный цвет. Делается это так. В скипидаре, керосине или неэтилированном бензине разводится в очень небольшом количестве масляная краска. Просеянные опилки высыпают в раствор и затем просушивают на воздухе. Чтобы опилки закрепить на поверхности макета, его предварительно покрывают масляным лаком или жидким столярным клеем и через решето посыпают опилками. При отсутствии необходимых красок можно использовать естественные присыпки — тертый кирпич, песок, мелкую гальку. Закрепление присыпок на макете производится так же, как и опилок. Дома и другие постройки изготовляются из деревянных брусков с различным поперечным сечением. Потом бруски нарезаются и окрашиваются масляной краской. Однако.еще не все автомотоклубы и курсы шоферов имеют возможность оборудовать специальные классы для изучения правил уличного движения. В таких случаях следует максимально использовать обычные учебные помещения и имеющееся оборудование. Над классной доской крепятся дорожносигнальные знаки. Крышки столов шпаклюются, обрабатываются наждачной шкуркой, грунтуются и окрашиваются масляной краской в светлые тона. Затем на них наносятся изображения перекрестков, площадей, железнодорожных переездов. Используя наглядные пособия по правилам уличного движения (макеты автомобилей, трамваев, светофоров), преподаватель имеет возможность на каждом столе ставить перед курсантами задачи по ПУД. Данная статья обобщает опыт Чарди, жоуского, Таганрогского, Нежинскрroj Красноярского автомотоклубов ДОСААФ, первичной организации Чарджоуского пединститута, где уже оборудованы специальные классы по изучению правил уличного движения. О. ЗАМОТИН.