И 10-летию НИРВ СТРАНЕ «БОЛЬШОГОКитайской Народной Республике — десять лет. Десять напряженных лет борьбы, каждый из которых имеет свои неповторимые черты: «Год начала реформы», «Год завершения пятилетки», «Год большого скачка». В прошлом году, например, горняки, крестьяне и лесорубы дали столько пшеницы, угля, соли и леса, сколько предполагалось производить лишь в конце пятилетки, в 1962 году. Выпуск валовой продукции сельского хозяйства и промышленности вырос в полтора раза. Таковы поистине огромные скачки экономики нового Китая. Мне довелось стать очевидцем знаменательных успехов автомобильного транспорта этой страны. Четырнадцать дней провела здесь делегация советских автотранспортников; мы побывали в Пекине, Ханчжоу, Шанхае, Ухани. О том, что мы увидели во время нашей короткой поездки, что больше всего поразило нас, мне и хочется рассказать читателям журнала «За рулем». Б. Г. РОМАНОВ, председатель ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог объявлений. Позже мы узнали, что каждый из 864 рабочих этого небольшого предприятия регулярно выпускает листок или газету, и что в прошлом году они опубликовали 4.343 рационализаторских предложения. Мы поинтересовались эффектом столь массовой рационализации. Оказалось, что только за год «большого скачка» предприятие вместо 60 капитальных ремонтов в месяц производило уже 120. Брак снижен с7 до 3,8 процента, простои машин в ожидании ремонта сокращены вдвое, почти на треть снижена стоимость работ. Партийные и профсоюзные организации принимают все меры для популяризации «дацзы-бао» — этой своеобразной трибуны широкого обсуждения насущных проблем строительства социализма. Администрация быстро реагирует на критические замечания рабочих, устраняет недостатки. Общественность широко поддерживает начинания новаторов и рационализаторов. «Газета больших иероглифов» стала в новом Китае одной из действенных форм участия трудящихся в управлении производством. Таких индивидуальных газет выпускается очень много. Так, например, на шанхайской грузовой автобазе № 4 Министерства коммуникаций КНР только за вторую половину прошлого года их было зарегистрировано 100 850 экземпляров, в течение 182 дней каждый из 5.000 работников базы выпустил в среднем 201 газету! Нам показывали аккуратно переплетенные книги, где собраны маленькие листки «дацзы-бао» — бесценные крупицы опыта. «Дацзы-бао» попадались нам везде. Четкие иероглифы, выведенные натруженными пальцами металлургов, шоферов, крестьян, ярче всего свидетельствовали о формировании нового человека — созидателя, борца, патриота, подлинного хозяина своей страны. чительные суммы за использование принадлежавших им раньше автомобилей. Один из таких «капиталистов» в разговоре с нами заявил: — Я отказался от своей доли, причитающейся за использование машины. — Почему! — поинтересовались мы. — Видите ли, мне тогда нельзя быть членом профсоюза, — ведь тогда я капиталист, а не рабочий. — Что же вам дает членство в профессиональном союзе! — О, многое! Место в детском саду для моего ребенка, оплату 60—80 процентов месячного заработка по бюллетеню, бесплатные или льготные путевки в санатории и дома отдыха, благоустроенную квартиру за более чем умеренную плату. Но главное, — заявил наш собеседник, — я хочу быть полноправным членом нашего коллектива, я хочу быть вместе со всем народом против Чан Кай-ши и его клики, против империализма. В автохозяйстве во всем чувствовалось бережное, любовное отношение к технике: до списания автопокрышки ходят в среднем по 60—70 тысяч километров, коэффициент технической готовности всегда совпадает с коэффициентом использования парка. В автохозяйстве 6 автоколонн. Машины — в большинстве своем старые, разномарочные.' Обслуживаются они весьма тщательно. Все виды обслуживания выполняются в колоннах. Капитальным ремонтом занят специальный цех. О его работе стоит рассказать подробнее. Нас усадили в цехе за отдельный стол, из-за которого был виден весь пролет. Начался ремонт, который мы хронометрировали. 8 час. 50 мин. Автомобиль своим ходом подается на площадку для ремонта. Здесь работают более 20 человек: 10 слесарей, 4 жестянщика, 2 столяра, 2 шинщика, маляр, электрик, сварщик. Единственный механизм бригады — кран-автопогрузчик. Водитель его также считается ремонтником. Дальше все происходило с калейдоскопической быстротой. Мы не успевали подмечать всех деталей, и, если бы не протокол, где секретарь делал соответствующие записи, пожалуй, трудно было бы восстановить весь ход монтажно-демонтажных работ. За 2 часа 7 минут 23 человека проделали агрегатный капитальный ремонт старенького, видавшего виды автомобиля. Столь же быстро и, нужно подчеркнуть, высококачественно производится и техническое обслуживание машин. В другом шанхайском автохозяйстве мы наблюдали за производством ТО-2. Девять квалифицированных и восемь подсобных рабочих в течение 50 минут сумели снять все колеса и завулканизировать одну из шин, сменить масло в двигателе, смять свечи, измерить рабочее давление цилиндров, разобрать, отрегулировать и собрать задний мост, заменить карданный вал, сиять, проверить и поставить все электрооборудова-«ГАЗЕТА БОЛЬШИХ ИЕРОГЛИФОВ» «Дацзы-бао» — газета больших иероглифов — получила в КНР повсеместное распространение. Ее может выпустить рабочий или служащий, крестьянин или ученый. Обычно в этих своеобразных органах печати излагаются рационализаторские предложения, социалистические обязательства, личный опыт, передовые приемы труда, комментируются события международной и внутренней жизни, критикуются недостатки. Газеты никто не редактирует. Периодичность их выхода в свет и тираж определяются самими авторами. Впервые мы увидели их на Пекинском авторемонтном заводе. Разноформатные листки бумаги, заполненные крупными четкими иероглифами, облепили большой деревянный щит, напоминающий обычную доску Председатель ЦК Коммунистической партии Китая Мао Цзэ-дун осматривает новый легковой автомобиль «Цзингань-КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗА ДВА ЧАСА На третий день пребывания в Шанхае, одном из крупных индустриальных центров народного Китая, мы были гостями рабочих грузового автохозяйства № 3. Там особенно привлек наше внимание высокий коэффициент технической готовности парка машин — 0,98. Рано утром отправились в хозяйство. Рабочие встретили нас на улице, далеко от ворот предприятия. Завязалась дружеская непринужденная беседа. Хозяйство было создано в 1956 году после объединения мелких гаражей частных владельцев. В нем работают и бывшие владельцы машин. Помимо заработной платы, они раз в год получают незна2 СКАЧКА»ние, проверить и установить всю бензопроводку, фильтр, карбюратор, бензонасос. И все это промыть, продуть, промазать. Бережное, любовное отношение к технике, систематический уход за автомобилями, их быстрый и качественный ремонт — непреложный закон наших китайских коллег. Министр коммуникаций КНР Ван Шао-цао рассказал нам, что сейчас на качество обслуживания машин обращается самое серьезное внимание. Это позволяет автомобильным хозяйствам, несмотря на солидную изношенность значительной части парка, успешно справляться с быстро возрастающим объемом перевозок. Автомобилисты вместе со всеми тружениками Китая строят социализм, как призывает Коммунистическая партия, по принципу — больше, быстрее, лучше и экономнее. «БОЛЬШОЙ СКАЧОК» И АВТОПРИЦЕПЫ В год «большого скачка» производство промышленной продукции увеличилось в 1,5—2 раза, был собран небывало богатый урожай сельскохозяйственных культур. Эти ценности нужно было распределить в соответствии с потребностями страны. Необходимо было резко увеличить провозную способность автомобильного транспорта. Потребности народного хозяйства значительно превосходили возможности отечественного автомобилестроения. Эту огромную народнохозяйственную задачу помогло решить широкое применение автоприцепов. Их начали производить во всех автобазах, ремонтных мастерских и заводах. В свободное время шоферы становились чертежниками, грузчики мастерили детали, бухгалтеры превращались в слесарей-сборщиков. За один год энтузиасты изготовили 32.000 прицепов. В Ханчжоу, портовом городе на юге Китая, мы побывали на автобазе дальних перевозок. Передовой шофер этого хозяйства — всекитайский отличник труда Чжи Жун-цан рассказал, что использование прицепов позволило удвоить грузооборот и учетверить прибыли автохозяйства. В прошлом году на базе не было ни одного автоприцепа, а к началу 1959 года их стало 226. Изготовляли прицепы своими силами, из местных материалов. Вместо металла — в Китае его не хватает — использовали дерево и особенно бамбук. Автомобиль марки «Дзе фан» («Освобождение») грузоподъемностью 4,5 тонны с двумя прицепами в6и3 тонны за месяц может выработать 130.000 тонно-километров. Конструкция деревянных автоприцепов позволяет развивать скорость до 30 километров в час при их полной нагрузке. Служат они довольно долго — около 50.000 километров. Широкое применение автопоездов повысило ответственность водителей за 1*соблюдение правил движения. Местный комитет профсоюза автопарка организовал социалистическое соревнование за безаварийность работы, за бережное отношение к технике. Водители добиваются, чтобы их машины прошли до списания не менее 1 млн. километров без единой аварии. Автомобильные прицепы в Китае применяют не только для перевозки грузов. На проспектах Шанхая и Ханчжоу мы видели автобусные поезда. Автоприцепы позволили нашим китайским коллегам значительно улучшить использование имеющегося парка машин, справиться с перевозками резко возросшего объема грузов, сэкономить многие миллионы юаней народных денег.Гусеничный трактор с двигателем мощностью 22 л. с . выпущенный Харбинским машиностроительным заводом.ПОРА ДЕРЗАНИЯ Еще несколько лет назад Китай не производил своих автомобилей. Сегодня тысячи грузовиков «Дзе фан» («Освобождение») сходят с главного конвейера Чанчунского автомобильного завода. Год «большого скачка» стал переломным для китайского автомобилестроения. Скоро начнет серийный выпуск легковых автомобилей Пекинский государственный завод. До освобождения Китая 200 рабочих этого предприятия ремонтировали автомобили. За годы народной власти завод сильно вырос Отсюда страна получает 17 видов различных узлов автомобиля (карбюраторы, бензонасосы). Начиная вторую пятилетку, коллектив предприятия сумел не только в полтора раза увеличить выпуск обычной продукции, но и изготовить 100 опытных экземпляров малолитражки «Цзынь чаньшань» и сдать на государственные испытания образец семиместного легкового автомобиля «Пекин». В Шанхае мы побывали на заводе, ремонтирующем грузовые автомобили. Год «большого скачка», как и везде, заставил все предприятия пересмотреть свои возможности. Рабочие Шанхайского завода предложили выпускать собственные автомобили. В конце апреля 1958 года со двора завода отправился в свой первый рейс трехколесный однотонный грузовичок «Чен-фин» («Попутный ветер»). Последующие двадцать дней ушли у маленького коллектива энтузиастов на то, чтобы наладить выпуск своего нового детища. И вот уже больше года вопреки всяким трудностям новые машины выходят из ворот завода. «Попутный ветер» работает на народную революцию. Накопив достаточный опыт, заводские конструкторы принялись за создание легкового автомобиля высшего класса. «Цао Тонг» — назвали его. На капотедва голубя, на облицовке радиатора — золотой дракон со светящимися глазами. Восьмицилиндровый Y-образный двигатель позволяет машине развивать скорость до 120 километров в час. На этом маленьком заводе мы словно приоткрыли дверь в ближайшее будущее китайского автомобилестроения... Сейчас оно переживает полосу смелых экспериментов, опираясь на самоотверженность энтузиастов. Авторемонтная промышленность, располагающая сорока небольшими заво-Самосвалы грузоподъемностью в 3.5 т выпускаются на Чанчуньском автомобильном заводе.Китайские грузовики, освоенные заводом автомобильных запасных частей в Нанкине.На Наньчанском заводе дизельных двигателей изготовлен опытный образец колесного трактора «Цзиньганьшань 30».