тивление элементов и действует разрушающе на пластины и сепараторы. Пользуясь аккумулятором в зимних условиях, следует доливать дистилированную воду в банки непосредственно перед поездкой, чтобы обеспечить перемешивание электролита и избежать замерзания воды. Батарею целесообразно снять и хранить в теплом помещении только в тех случаях, если автомобиль должен стоять на морозе без использования более 10 суток. В холодное время года следует не допускать чрезмерной разрядки батареи, для чего необходимо экономно пользоваться потребителями электроэнергии — стартером, радио, вентилятором отопления. Утепление двигателя. Современные автомобили снабжаются специальными приспособлениями (жалюзи, шторки), которые не обеспечивают в полной мере сохранность температуры охлаждающейся жидкости, особенно на стоянках. Поэтому целесообразно на зимний период капот двигателя утеплить чехлом. Он может закрывать всю поверхность капота или только переднюю часть. Первый способ лучше, так как он надежнее предохраняет двигатель от быстрого охлаждения на стоянках. Кроме тоге, чехол защищает капот двигателя от соприкосновения со снегом, который, попадая «а незащищенную нагретую поверхность, тает и образует ледяную пленку. Прикрепление наружных чехлов на капотах аллигаторного типа несколько затруднительно. Лучше, как сделал инженер И. Баскаков .(см. журнал «За рулем» № 1 за 1958 г.), утеплительные чехлы крепить изнутри.КАК НЕ ЕЗДИЦ Несмотря на 20-летний стажюльский вечер И ды Д. Рыбина застал шофера г. Ревв пути. На собственном автомобиле «Москвич-402» он ехал на свадьбу к дочери, проживающей в г. Свердловске. — Побыстрей бы, Митя, чай уж заждались нас там, —• торопила его жена. И Рыбин прибавил «газу». Несмотря на предупреждающие знаки, он обгонял одну машину за другой. На 23-м км Московского шоссе водитель решил обойти «Победу» в зоне действия знака «Извилистая дорога». Но, несмотря на то, что Рыбин был шофером второго класса и имел рабочий стаж около 20 лет, он не справился с управлением машины. Заметив впереди на середине дороги большую выбоину и идущий навстречу автомобиль, он резко затормозил. «Москвич» занесло и перевернуло вокруг продольной оси. Чистой случайностью можно объяснить, что водитель и трое пассажиров получили лишь незначительные ушибы. Но «Москвич» оказался разбитым. ч^4Знак .Ылвояис mce oopoti '*В следующей статье мы расскажем об обеспечении безотказного пуска двигателя автомобиля зимой. И. КРУЗЕ, кандидат технических наук.ЧИТАТЕЛИ4^егГл£УГЪе*МОЖНО И БЕЗ ВЕНТИЛЯТОРААвтомобили «Москвич-402», «Москвич-407» для предотвращения перегрева двигателя имеют очень интенсивную систему охлаждения. Однако подавляющее большинство их используется на хороших дорогах в средней и северных полосах территории СССР, где много месяцев в году температура воздуха не поднимается выше +5° С. В этих условиях большую часть времени двигатель работает при пониженном температурном режиме. Это резко повышает его износ, ведет к нагарообразованию, снижению мощности, излишнему расходу топлива и масла. Даже при небольших морозах значительно увеличивается время на прогрев двигателя. При низких же температурах иногда и вовсе не удается довести двигатель до нормального температурного режима. Мною испытан способ быстрого доведения двигателя до нормального теплового режима, заключающийся в том, что в зависимости от условий эксплуатации подбирается вентилятор с меньшей мощностью, чем стандартный. Опыт показал, что в прохладное и холодное время года, когда температура наружного воздуха не поднимается выше +5° С, вентилятор можно снимать совсем. При температурах от +5° С до +30° С я устанавливаю на свой автомобиль вентилятор модели 400—401, а если его нет, — модели 402—407 без двух лопастей. Более мощный вентилятор следует иметь лишь на тот случай, если машина будет эксплуатироваться в тяжелых дорожных условиях. Автомобиль эксплуатировался мною как на улицах Москвы, так ив дальних поездках по асфальтированным, булыжным и грунтовым дорогам, при режимах скоростей от 30 до 100 км/час. За 14 месяцев пробег составил 25 000 км и не было ни одного случая перегрева двигателя. За все это время мне пришлось всего 8 раз заниматься перестановкой или снятием вентилятора, на что уходило по 4—6 минут. В условиях работы без вентилятора при температуре воздуха от 0° С до —5° С для поддержания нормального режима (+80° С) жалюзи приходилось открывать на 4—6 делений, а при температуре воздуха минус 15—20° С—на 0,52 деления. Самые продолжительные стоянки под светофором с работающим двигателем, непродолжительные буксования в снежных заносах или грязи не вызывали повышения температуры охлаждающей жидкости более чем на 510° С. При этом система охлаждения двигателя была заправлена антифризом Б-2, имеющим невысокую охлаждающую способность. Система охлаждения двигателя моего автомобиля никаким изменениям не подвергалась. Машина все время эксплуатировалась на бензине 2-го сорта (А-66), при котором необходимо уста-. навливать более позднее зажигание, что, естественно, вызывает несколько повышенный нагрев двигателя. Однако фактический расход горючего не превышал 9л на 100 км. Ф. ВОЛКОВ, .автолюбитель.Когда на место прибыли работники ГАИ, выяснилось, что «резвость» водителя объяснялась очень просто — он был пьян. Так грубое нарушение правил безопасности движения, выразившееся в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и обгоне в запрещенном месте, привело к аварии. Рыбин лишен права управлять автомобилем на несколько месяцев. Ю. ГУЛЯЕВ. Свердловская обл.ДЕЙСТВУЮЩИЙ МАКЕТ СВЕТОФОРАРаботая преподавателем в Киевском автомотоклубе ДОСААФ, я сконструировал действующий макет светофора высотой в 16 см (см. снимок). Для изготовления макета необходимо иметь маленький кусок листового железа, три лампочки и корпус от карманного фонаря, один метр мягкого четырехжильного шнура и цветной плексиглас (красный, желтый, зеленый). Вначалетггжести делается четырехгранный корпус с размером стенок 5X3 см. С каждой стороны просверливается по три отверстия, которые закрываются плексигласом. Затем над отверстиями напаиваются козырьки. На каждом «этаже» устанавливается одна лампочка, цоколь которой с помощью гибкой пластинки соединен с корпусом. Ко второму контакту лампочки припаивается один из проводов, пропущенный через пустотелую металлическую подставку. Четвертый провод припаивается к корпусу фонаря. Сверху светофор закрывается фигурной крышкой и окрашивается в серебристый цвет. В отверстие, где в карманном фонаре был рефлектор, крепится щиток стремя контактами. К ним припаяны концы проводов, идущих от лампочек. По контактам передвигается ползунковая пластинка с ручкой, присоединенная к батарейке, вставленной на свое обычное место в фонаре. Второй контакт батарейки соединяется с корпусом.И. ГОЛОВАТЫЙ.Киев.29