Из года в год увеличивается количество водителей, выпускаемых учебными организациями ДОСААФ . В нынешнем году подготовка шоферов-профессионалов будет проводиться по новым программам. В них предусматривается общее увеличение учебных часов и изменение отдельных тем. Однако никакое изменение программы не даст желаемого результата, если обучение не будет подкреплено систематической организационной и методической работой. К сожалению, до сих пор во многих автомотоклубах ДОСААФ вопросы организации учебного процесса решаются неправильно. Как же методически правильно организовать обучение? ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В журнале «За рулем» № 6 за 1959 г. в статье «Ошибки одного клуба» были рассмотрены недостатки в организации учебной работы в Вологодском автомотоклубе. Главный из них — отсутствие четкого планирования учебного процесса. Надо всегда помнить, что одним из основных планирующих документов является развернутый учебный план, определяющий лоследовательность изучения разделов программы. От того, несколько правильно он доставлен, зависит методическая стройность всего учебного процесса и качество обучения. К сожалению, эту истину понимают не везде. В Иркутском автомотоклубе, например, развернутый план на 1958—1959 учебный год был составлен таким образом, что учащимся в течение дня занятий преподавалось несколько разнородных, ' н е связанных между собой тем с большим числом новых терминов, понятий и значений. В некоторых автомотоклубах развернутые планы вообще не составлялись. Перед началом учебного года надо обязательно составить развернутый учебный план. В нем необходимо увязать изучение теоретических предметов с производственным обучением и предусмотреть еженедельную загрузку обучаемых. На основе этого плана рекомендуется разработать тематический план ив соответствии с ним расписание занятий на каждую неделю с точным учетом количества часов в день, Учебные планы, составленные начальником учебной части или начальником автомотоклуба, должны обязательно рассматриваться на методическом совещании инструкторского состава до начала занятий в группах. Только после этого план можно утвердить. Иногда в расписании занятий значится одна тема, на уроке фактически проходится другая, а в журнале учета занятий записывается третья. Это недопустимо. Если по какой-либо причине занятие отменяется, переносится или заменяется другим, в расписании сейчас же должны вноситься соответствующие изменения. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В статье «Ошибки одного клуба» подробно говорилось о необходимости составления плана урока, конспекта и контрольных вопросов. Здесь мы хотим остановиться еще на одном очень важ2- «За рулем» >& 11СОВЕРШЕНСТВОВАТЬУЧЕБНЫЙ ПРОЦЕССном условии успешного проведения урока. Многие преподаватели используют на теоретических занятиях только классную доску, плакаты и макеты. Это делается не только при объяснении нового материала, но зачастую даже и при повторении пройденных тем. Такой метод преподавания обычно приводит к тому, что курсанты, зная назначение и устройство приборов и механизмов по схеме и макетам, не могут найти их на «живом» автомобиле. При изучении новой темы, кроме ри ­ сунков, плакатов, макетов, диафильмов и кинофильмов, необходимо обязательно использовать детали, приборы, узлы и агрегаты изучаемого автомобиля. Учащийся должен тут же, на уроке, получить правильное представление об их расположении, устройстве, внешнем виде и взаимодействии. При дальнейшей отработке пройденной в классе темы (разборка—сборка, техническое обслуживание и повторение) должна использоваться только материальная часть автомобиля и лишь в отдельных случаях, когда потребуется напомнить некоторые внутренние процессы, можно применять макеты или плакаты. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ влияние на формирование будущего водителя. Для выполнения слесарных и разборочно-сборочных работ лучше всего оборудовать специализированные классы. Во многих случаях автомотоклубы из-за недостатка в помещениях сделать этого не имеют возможности. Особенно часто подобное положение создается в филиалах АМК. В этих случаях производственное обучение часто сводится к повторению теоретических положений по плакатам, макетам и, в лучшем случае, используются только некоторые детали, приборы и агрегаты. Обучение слесарным работам при отсутствии специализированного класса следует организовать в гараже или в стационарной мастерской автомотоклуба,- используя имеющиеся там рабочие места. Учитывая, что число рабочих мест в этих случаях обычно бывает ограничено и размещение для занятий целой подгруппы невозможно, целесообразно совмещать занятия по слесарным работам с разборно-сборочными или с работами по техническому обслуживанию. Огромное значение имеет хорошая постановка занятий по разборно-сборочным работам. И в этом случае нередко возникают трудности из-за недостатка помещений. Если оборудовать специализированный класс нельзя, то для этой цели может быть использо-Производственное обучение при подготовке шоферов оказывает решающее9