СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИчень часто на вопрос, можно ли эксплуатировать автомобиль зимой, от автолюбителя слышишь ответ: «Что вы! Это так сложно...» Затем следуют обычно жалобы на понижение температуры воздуха, ухудшение пусковых качеств двигателя, скользкую дорогу, снег, заносы. Многолетняя практика и специальные научные исследования по зимней эксплуатации автЬмобиля убедительно доказали, что страх перед возможными «трудностями» в большинстве случаев необоснован и происходит главным образом из-за недостаточного знакомства с основными правилами и приемами работы на автомобиле зимой. Когда термометр показывает ниже нуля. Подчиняясь физическим законам, при понижении температуры металлы сжимаются, смазка густеет, испарение жидкости замедляется, эластичность резины уменьшается, а вода расширяется. Следовательно, отрицательная (ниже нуля) температура в той или иной степени может влиять на автомобиль, его агрегаты и механизмы, при конструировании которых в большинстве случаев исходят из предположения, что нормальная работа деталей будет происходить при плюсовых температурах. Таким образом, перед автолюбителем стоит задача: в максимально возможных пределах нейтрализовать действия холода. Прежде всего это достигается надлежащей подготовкой автомобиля iK зиме. Промывка системы охлаждения двигателя. Существуют несколько способов промывки. При незначительном отложении накипи нецелесообразно сразу же применять накипеотделители, так как они могут разрушить наиболее слабые сопряжения деталей радиатора, особенно те из них, которые ранее подвергались ремонту. Наиболее простой способ промывки заключается в следующем. Все спускные краны полностью-открываются. В горловину наливного отверстия радиатора подводится вода (с помощью шланга, соединенного с водопроводом, или из ведра). При этом необходимо следить, чтобы независимо от вытекания воды из краников ее уровень в горловине радиатора не понижался. Промывка продолжается до тех пор, пока вода, вытекающая из спускных кранов радиатора и блока, не станет чистой. Термостат системы охлаждения. Двигатели современных автомобилей снабжены термостатами, которые обеспечиОвают быстрый прогрев жидкости в рубашке охлаждения блока за счет нарушения ее нормальной циркуляции через радиатор. Клапан термостата начинает открываться при повышении температуры охлаждающей жидкости примернодо +75°С.Некоторые автолюбители делают отсюда неправильный вывод, что при переходе на зимнюю эксплуатацию автомобиля необходимо удалять термостат. Это мнение технически ошибочно и может нанести непоправимый вред двигателю. Исправный термостат не следует удалять, так как именно в зимних условиях его работа наиболее эффективна. Он способствует сокращению в 5-6 раз времени прогрева двигателя и, следовательно, уменьшению пусковых износов его деталей. Низкозамерзающие смеси для системы охлаждения. Существует несколько рецептов составления смеси воды с различными низкозамерзающими компонентами —• антифризами. Воду для понижения точки замерзания можно смешивать в определенных пропорциях с древесным спиртом, денатуратам, глицерином. Однако эти смеси имеют существенные эксплуатационные недостатки, главный из которых заключается в их слабой стабильности (быстрое испарение спирта). К тому же смеси должны иметь большой процент глицерина или спирта. В последнее время наибольшее распространение получила низкозамерзающая смесь воды с этиленгликолем. Это бесцветная жидкость удельного веса 1,115 с температурой кипения +197,5°С, безопасная в пожарном отношении. Застывая, она увеличивается в объеме всего на 0,25 процента. Кроме того, при ее замерзании образуется не монолитный лед, а лишь отдельные кристаллы. Однако, нагреваясь, жидкость расширяется больше, чем вода. Поэтому следует ее заливать в радиатор лишь на 8590 процентов его номинальной емкости. Наиболее выгодным, с точки зрения эксплуатационных требований, будет антифриз, который составлен из 53—66 процентов этиленгликоля и 47—34 процентов воды. У нас выпускается два сорта антифриза на этиленгликолевой основе: под марками «40» и «65» (цифры ориентировочно показывают температуру их замерзания). Пользуясь этой жидкостью, следует учитывать, что этиленгликоль ядовит, попав в желудок, может вызвать отравление, однако для кожного покрова антифриз безвреден.Зимние смазки. При выборе и применении масла целесообразно руководствоваться следующим. Его необходимо выбирать с учетом температуры воздуха той местности, где предполагается эксплуатировать автомобиль. Правильность выбора масла проверяется поворачиванием коленчатого вала двигателя (прилагаемое усилие должно быть примерно таким же, как и летом). У автомобиля не должна снижаться способность движения по инерции в результате загустения смазки. Если необходимого масла нет, то можно применить другую соответствующую смазку, но обязательно доведенную до требуемого предела вязкости. Это достигается путем смешивания имеющегося масла сверетенным — «АУ». Следует всегда помнить, что разжижение смазки (даже для механизмов трансмиссии) бензином, дизельным топливом или керосином недопустимо, так как в данном случае с уменьшением вязкости одновременно будут значительно снижаться смазывающие свойства смеси. Автолюбитель должен учитывать, что в период зимней эксплуатации происходит более быстрое отложение осадков в маслофильтрах. В связи с этим смена фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки должна проводиться чаще, чем летом: ориентировочно через каждые 1500—2000 км пробега, а спуск отстоя — через каждые 750—1000 км . Контроль за состоянием масла в картере двигателя следует проводить регулярно — через каждые 500 км пробега автомобиля. Степень загрязнения масла с достаточной точностью можно определить при просмотре на свет масляных пятен на фильтровальной бумаге. Аккумуляторная батарея. На большинстве автомобилей установлены реле-регуляторы, которые автоматически поддерживают величину зарядного тока, поступающего от генератора к батарее в зависимости от степени ее заряженности. Таким образом, при регулярной экплуатации автомобиля гарантируется возможность постоянного поддержания батареи в состоянии, близком к полной зарядке. Замерзание электролита плотностью всего 1,240 произойдет лишь при —42°С. Зимой решающую роль играет степень заряженности батареи, а не добавление серной кислоты в электролит, тем более, что кислота в излишнем количестве увеличивает внутреннее сопро-28