20
21
ПРИНЦИПА60 км/vac КВ-7 — 60 кн/час 60 км/час 72 км/час 80 кн/час ; 65 км/час liо просыорганизациии судейства ралли неоднократно освещались на страницах журнала «За рулем». Н о рассматривались они главным образомв общих чертах. На наш взгляд, настало время детально обсудить основные по ­ л ожения , х арактеризующие этот вид автомобильных соревнований, обобщить опыт их проведенияв нашей стране и за рубежом . Сейчас уже четко определились три принципа проведения ралли, т ри систем ы соблюдения расписания, о пределяю ­ щ ие различный характер движения автомобилей. Основные признаки различных вариантов ралли приведеныв таблице. ри- Основной ан- принцип ты АБ Система соблюдения расписанияВДвижение Скоростное Равномерное РегулярноеПостоянство Принудирасписания тельная Постоянство С ограническорости нием В Два расСвободная писанияКВ-4-Разобраться в особенностях того или иного варианта могут помочьграфикидвижения , соответствующие каждому из тр.ех указанных в таблице принципов .\ \ \Вариант А Анализ классификационных признаковудобно начать с этого варианта, к ак наиболее простого с точки зрения организации и судейства. К томуже он приме ­ няется на многих зарубежныхсоревно ­ ваниях, входящих в зачет чемпионата Европы по ралли. Д опустим , что участник соревнований прошел третий пункт контролявремени (КВ-3) точно по расписанию, а на пункт КВ-4 прибыл сопозданием на 30 минут и за это был оштрафован. Рассматриваемый принцип организа ­ ции ралли характеризуется тем , что ни при каком отклонении от расписания, и в частности опоздании, а строномическое время, установленное для прибытия на последующие пункты KB, не изменяется. Расписание остается постоянным. П о ­ э тому спортсмену приходится считаться сдвумяследующими нежелательными факторами. Во-первых, в ремядопускае ­ м ого максимального опоздания уменьшилось с1 часа до 30 минут, что припо ­ с ледующих опозданиях может повлечь за собой исключение из соревнования. Во-вторых, и это главное, участник будет повторно штрафоваться за опоздание на каждомпоследующемпункте КВ. Следовательно, принцип постоянства расписания вынуждает спортсмена стремиться какможно быстрее «войти в график». Соблюдение расписания в этом случае становится принудительным, ибо, как показано на графике А, п рилюбойско ­ рости, пока не ликвидировано опозда ­ ние, линии движения (перечеркнуты двойными штрихами) проходят в «штрафной зоне». Стремление ликвидировать опоздание в кратчайший срок вынуждает участника развивать чрезмерно высокие скорости , п оройне считаясь ни счем . В результате движение приобретает характер ско ­ ростных гонок . А это значит, что ралли по принципу постоянства расписания, с тимулирующемудвижениес большими скоростями , следует проводить только на дорогах, г де обеспечена безопасность, п ричемв них могут участвовать/cs-зiГрафики движения при различных вариантах (Л, Б, В) проведения ралли. Сплошные жирные вертинальные линии характеризуют заданный режим движения ; тонкие вертикальные линии — движение по смещенному, новому расписанию, обязательному для участника,. а пунктирные — по новому расписанию , необязател ьному; наклонные штркхпунктирныелинии указывают фактическое движение с отклонением от расписания и заданной скорости: наклоном влево обозначается движение со скоростью, меньшей, чем заданная, что приводит к опозданию: наклоном вправо — движение с повышенной скоростью, что дает возможность полностью или частично ликвидировать опоздание («догнать» расписание}; чем круче наклонена линия вправо, тем зыше скорость; сеткой заштрихован диапазон скоростей, при которых участи ин подвергается пенализации («штрафная зона»); л инии , перечеркнутые деойными штрихами , показывают движение, невыгодное в условиях вариантов Аи Б, но приемлемое при варианте ГР АЛ ЛИ лишь мастера спорта иперворазряд ­ ники. В нашей стране такой принципвпер ­ вые был применен при розыгрышепер ­ венства СССР по ралли в 1959 г. О нже является основой финского ралли «Тысяча озер», в которомв 1958 и 1959 го ­ дах принимали участие советские коман ­ д ы . Н еобходимо отметить, о днако , что в этих соревнованиях весьма напряжен ­ ное движение осложнялось ещетем , что разнообразные дополнительные ско ­ ростные состязания (их было 19) п рово ­ дились за счет времени , отведенного для прохождениядорожных этапов. П о ­ скольку задержки, неизбежные при скоростных состязаниях, н е нейтрализовались, ралли «Тысяча озер» носили характер интенсивной дорожнойгонки по пе ­ ресеченной местности. Не случайно ме ­ стные жителиназывают эти соревнования «Большие гонкиЮвяскюля » . Вариант Б Условия движения те же , что ив варианте А. Но всвязисопозданием на пункт КВ-4 астрономическое время расписания дальнейшего движения «сдвигается» на 30 минут. Так как здесь в отличие от варианта А соблюдение установленной средней скорости дви ­ ж ениястрого обязательно, «сдвинутое» новое расписание приобретает силу осн овного , и спортсмен не имеет права отклоняться от него больше , ч ем это допускается размерами льготы (обычно ± 3 минуты). Такая ограничительная система со ­ б людения расписания исключает необ ­ ходимость развивать опасные скоростидвижения . Больше того , к аждая попытка ликвидировать опоздание влечет за собой штраф (см. п еречеркнутые линии на графике Б, п роходящие внутри заштрихованной «штрафной зоны»). Благодаря запрещению погашать опо ­ здание движение по своему характеру должно быть равномерным , без существенных отклонений от средней величины. В ралли, организованных по так ому принципу, обеспечивается безо ­ пасность движения . М ожет показаться, что лишение участника права «наверстывать упущенное» делает соревнования менее интересным и . Это ошибочный взгляд; спортивный критерий ралли заключается именно встрогомсоблюдении расписания. Ведь, если спортсмен , независимо от того , по какомупринципуорганизовано ралли, заканчивает соревнование без штрафных очков , то в этом и состоит егоспор ­ тивное достижение . Д вижениепоново ­ м у расписанию, с мещенному во време ­ ни после опоздания , ничего в существе соревнований не меняет. Равномерность движения автомобилей, т. е. строгое соблюдение принципа постоянства скоростиспеременой расписания, наиболее приемлема для начинающих спортсменов, а такжевсо ­ ревнованиях на горных дорогах ивзим ­ нее время . П ринцип постоянства скорости был основнымв туристских ралли, п рове ­ денных в 1959 году по маршрутуМо ­ сква — Севастополь — М осква . Эти со ­ ревнования, в которых участвовали водители, не имеющие спортивного стаж а , оказались для них очень интересными ив то же время не повлекли за со ­ бой никаких дорожных происшествий. Во всесоюзных ралли «Кавказ» для автолюбителей также применялась опи ­санная выше система соблюдения расписания. Различие заключалось лишь втом , что если возникали опоздания, то они могли постепенно ликвидироваться на каждом этапе в пределах допускае ­ м ого льготным временем трехминутного опережения «сдвинутого» расписания. П ринцип постоянства скорости вполне оправдал себя ив Первых зимних ралли (Тарту, февраль 1959 г.). Вариант В Исходные условия приняты такие же , к ак для описанных выше вариантов. Участнику, прибывшему на пункт КВ-4 сопозданием , астрономическое время расписания дальнейшего движе ­ ния «сдвигается» на время опоздания. Таким образом , е му не угрожаетпо ­ вторный штраф, как это имело бы ме ­ сто в варианте А. Вместе стемв отличие от варианта Бспортсмен не лишен права ликвидировать опоздание пол ­ ностью или частично сучетомдорожныхидругих условий. На графикеВ показано, что участник соревнований осмотрительно подошелкрешению этой задачи. К пункту КВ-5 он вел автомобиль хотя ис « п ревышен ­ ной», но с не очень опасной скоростью , лишь на 10 процентов больше заданной. На пункте КВ-5 астрономическое время расписания движенияему было вновь «сдвинуто», но ужевсторону приближ ениякосновному расписанию. Следовательно, н овое расписание, защищая спортсмена от повторного штрафа, не является постоянным иобяза ­ тельным для участника — оно изменяет ­ ся в соответствии свыбираемымводи ­ телем режимомдвижения . Такая свободная система соблюдения расписания позволяет спортсмену прой ­ ти этап между пунктами КВ-5 и КВ-6 со скоростью 80 км/час, в данных кон ­ кретных условиях вполне допустимой . П риэтомон имеет возможность со скоростью 72 км/час прийти на пункт КВ-7 во время , п редусмотренноеоснов ­ н ым расписанием, то есть полностью ликвидировать опоздание . Так как опоздания могут возникать неоднократно, д вижение является регул ярным , то есть периодически повторяется прибытие на пункты KB точно во время, предусмотренное основным расписанием, п ринеравномернойско ­ рости на смежных этапах, выбираемой участником по своему усмотрению . Свободная система соблюдения расписания приемлема во всех ралли, о р ­ ганизуемых для спортсменов - р азрядни ­ ков. О днакоъсложныхдорожных условиях ( н апример , в зимнее время) к про ­ ведению соревнований по этому прин ­ ципу следует подходить осторожно. К рометого , в соревнованиях со свободной системой соблюдения расписания несколькоосложнен подсчет штрафных очков . Но все это не может , конечно, скомпрометировать принцип, применяемый во многихзарубежных соревнованиях. Подводя итоги сказанному, м ожно так охарактеризовать пенализацию отклонения от расписания движения : при варианте А участник штрафуется за то, что в кратчайший срок не «вошел» в расписание; п ри варианте Б штраф налагается за попытку «войти» в старое расписание; при варианте В участник свободен от повторных штрафов за одно и то же отклонение.С пенализацией тесно связан порядок применения льготы при отступлениях от расписания; он должен соответствовать принципу и степени трудности ралли. Вопрос о пенализации отклонений от расписания движенияио применении льготы на пунктах KB, особенно на секретных пунктах (СКВ), требует подроб ­ н ого специального разбора . О днаконе ­ к оторыеобщиеположения следует рассмотреть в непосредственной связи с темой данной статьи. Льготное время при отклонениях от действующего расписания движения дается участникам во всех отечественных ивподавляющем большинстве зар убежных ралли. О но колеблется вдо ­ статочно широких пределах, н о чаще всего составляет 6—10 мин. В отечественных ралли принято предоставлять льготу как приопережении , так и при опоздании против расписания. Это упрощает обработку результатов, но несколько усложняет штурманские расчеты. Н апример , во всех ралли, п роводи ­ мых в скандинавских странах, в том числе в ралли «Тысяча озер » , не пенализируется 10-минут«ое опережение расписания, а опоздание, хотя бы на 1 сек., влечет за собой штраф. Это, п о существу, то же самое, что и установление льготы по5мин . к ак за опережение , так и за опоздание. Но такой порядокме ­ нее удобен для участников. Поэтому они, как правило, составляют для себя условное, штурманское расписание, «сдвинутое» назад на 5 мин., и придер ­ ж иваютсяего , чтобы иметь запас льготы. Практически, к онечно , выгоднее вести автомобиль с максимально безопасным опережением, резервируя возможно больше времени на опозданияпо объективным причинам. В большей части зарубежных ралли льгота применяется на каждом пункте KB независимо от того, пользовались ли ею на предыдущих пунктах. В отечественных соревнованиях принято право на льготу при опозданиях ставить в зависимость от соблюдения режимадви ­ ж ения . В соответствии с той или иной системой соблюдения расписания наи ­ более приемлемыследующиепринци ­ пы применения льготы. В ралли соскоростнымхарактеромдвижения принудительная система со ­ б людения расписания должнаподчер ­ киваться порядком пенализации. О по ­ здавший участник лишается права на льготу в течение всего времени , п ока он идет сопозданием против расписания. В соревнованиях, п роводимыхпоприн Ч^ипу тгастскянства скорости , льготное времядолжно предоставляться на каж ­ д омпункте KB, п оскольку участник по ­ ставлен вжесткиерамки ограничительной 'системы соблюдения расписания. При свободной системе соблюдения расписания опоздавшего спортсмена следует временно лишать права на льготу до тех пор , пока он не пройдет хотя бы один этап междусмежными пунктами KB со скоростью , заданной или несколько превышающей ее, то есть пока не будет прекращен рост опоздания или не уменьшится его величина. Думается, что положения , рассмотренные в данной статье, п рименимы также и для мотоциклетных многоднев ­ ных и однодневных соревнований на регулярность движения . Г. СОЛОВЬЕВ21