«АВТОМОБИЛЬ СВОИМИ РУКАМИ»ОТ ДВИГАТЕЛЯ К КОЛЕСАМПередача усилий от двигателя к колесам самодельного автомобиля может быть осуществлена различными способами. Чаще всего встречаются следующие схемы (см. вкладку): А — силовой агрегат мотоцикла М-72 расположен спереди, усилия к заднему мосту (или « заднему колесу при трехколесной компоновке) передаются карданным валом; Б — силовой агрегат мотоцикла М-72 с укороченным 'карданным валом (или «ИЖ» с продольным расположением двигателя) находится в задней части автомобиля; В — мотоциклетный силовой агрегат размещен около заднего моста или колеса, передача — цепная; Г — два силовых агрегата (мотоциклов или мотороллеров) установлены каждый около одного из задних колес; Д — двигатель М-72 со своей короб ­ кой передач |или с коробкой автомобиля «Москвич» сблокирован через редуктор с картером главной передачи. В последнем случае необходимы «разрезной» задний мост с качающимися полуосями и независимая подвеска задних колес. В остальных случаях возможно применение разных конструкций ведущего моста. Однако «жесткий» мост при малых размерах колес микроавтомобиля ограничивает дорожный просвет и может быть рекомендован, если имеются колесные 'редукторы. На современных автомобилях используются, как правило, легкие трубчатые ( р еже сплошные) открытые карданные валы с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках. Для того, чтобы обеспечить равномерность вращения ведомого вала В (рис. 1), нужно выполнить уголеС между ведущим Аи карданным Б валами, равным углу cfc, м ежду валами Би В. Наиболее подходящие трубы для карданных валов — стальные, сварные по ГОСТ-5005 с внутренним диаметром не более 55 мми толщиной стенки 2 — 3 мм. Для привариваемых к ним шлицевых наконечников берут сталь твердостью не менее 35 по Роквеллу С. Чтобы рассчитать карданную передачу, необходимо определить максимальный момент М . передаваемый валом. Делают это по формуле: пряжение кручения трубы. Удельное давление определяют по формуле:где D — наружный диаметр шлицев вала в см; d — внутренний диаметр шлицев в см; 1 — длина шлицев в см; п — число шлицев ("• 10). Напряжение кручения трубы подсчитывают по формуле:( 6 = не более 1250 кг/см 2 ), где S — толщина стенки вмм ; К — к оэффициент , который для трубы 025мм равен 1,4; для трубы 0 35 мм — 2,3; для трубы 0 45 мм — 3,4; для трубы ф 55 мм — 5,0. Шлицевые соединения надо защищать от пыли и грязи чехлами. Однако даже очень прочный вал может разрушаться, если его так называемое критическое число пКЙ превышает возможное наибольшее число оборотов в минуту (при расчетной или действительной максимальной скорости) менее чем на 20 процентов. Должна быть такая зависимость:Рис.1. Схема карданной передачи.5/МИН,где D — наружный диаметр трубы: d — внутренний диаметр; L — расстояние между серединами карданов (все размеры в см). Сплошной вал тяжелее трубчатого и имеет меньшее критическое число. Поэтому применять его не рекомендуется. Карданы следует брать готовые: для двухместного автомобиля — с мотоцикла М-72 или мотоколяски СЗА, для четырехместного — с «Москвича». Прочность приварки трубы к вилке или шлицевому концу проверяют кручением посредством рычага с грузом, причем момент должен в 1,5—2 раза превышать максимальный. Используя мотоциклетную цепную передачу, желательно поставить ее в условия, близкие к тем, на какие она рассчитана. Если вес автомобиля и передаваемый момент значительно больше по сравнению с мотоциклом, у которого заимствована цепь, то нужно поставить две цепи. Автомобиль с полным весом более 600 кг согласно «Требованиям ГАИ»Мш*ГМ9е-'о,M ^ j — наибольший крутящий мо' мент двигателя в кг/см; i — м аксимальное передаточное число в коробке передач. Зная величину ^„дц,, можно подсчитать удельное давление на шлицах и негдеРис. 2. Главная передача и передача заднего хода мотоколяски СЗА.17