•VПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯпростой по устройству жидностный разборный подогреватель, в котором для подогрева охлаждающей жидкости (антифриза) и масла используется бензин. Подогреватель представляет собой теплообменник разборной конструкции (см. вкладку), состоящий из двух цилиндров — наружного и внутреннего (рис. 1). Между ними циркулирует охлаждающая жидкость. Внутренний цилиндр служит для прохода горячих газов. Для увеличения теплообмена он имеет прорезь (рис. 3). В корпус приспособления вмонтировано дозирующее устройство со свечой накаливания (рис. 5) и вентилятор (можно использовать электромотор с турбинной от отопителя), служащий для подачи воздуха в камеру сгорания. Питание подогревателя (рис. 2) осуществляется самотеком от бачка (емкостью 0,5—0,7 литра). Бачок имеет отверстие для сообщения с атмосферой, которое при работе подогревателя следует открыть. Бензин в бачок подается во время работы автомобиля. Количество бензина, поступающего в камеру сгорания, регулируется винтом дозирующего устройства (рис. 5). Электромотор в это время нагнетает во внутренний цилиндр воздух, он смешивается с бензином, и таким образом образуется горюВторого таксомоторного парка Москвы Н. Антонов, Ю. ЖуравР аботникиВ. Фирсов сконструировали лев и чая смесь. Она поджигается запальной свечой, пламя нагревает циркулирующую в подогревателе жидкость. Подогреватель соединен с помощью резиновых шлангов с кранином блока цилиндров двигателя и со штуцером отбора горячей воды для отопителя кабины. Отработанные газы, образовавшиеся в результате сгорания горючей смеси, поступают по металлической трубе к картеру двигателя, подогревая в нем масло. Вначале изготовляются, как показано на рисунке, внешний (рис. 4) и внутренний (рис. 3) цилиндры, которые затем собираются. После сборни ввинчивается дозирующее устройство. Его конструкция видна из рис. 5. Для запальной свечи берется обычная разборная свеча, из которой вынимают изолятор с центральным электродом. К нему прикрепляется короткая спираль из нихрома сечением 1 м№ и длиной 340 мм. Она имеет 9 витков диаметром 9 мм и припаивается медью к нижней части свечи. После этого свеча вставляется с дозирующее устройство и закрепляется. При пользовании подогревателем вначале включаются мотор с турбинной и запальная свеча. После этого открывают краник пуска бензина из бачка в дозирующее устройство. Нагревание охлаждающей жидкости и масла занимает 15—30 минут. H. ВАСИЛЬЕВ.Рис. 3. Промежуточная опора и шлицевое соединение карданной передачи. нять в виде простых и надежных металлических трубопроводов. Устройство рулевого управления видно из схемы, представленной на рис. 1. Постоянно действующий масляный насос заставляет масло проходить через золотник, размещенный на оси червяка руля. При движении автомобиля по прямой, пока к рулю не приложено усилие, масло без сопротивления циркулирует по системе. Как только шофер начинает поворачивать рулевое колесо, на червяке механизма появляется осевая сила. Направление ее зависит от того, в какую сторону повертывается руль. Осевая сила сдвигает золотник от среднего положения вверх или вниз. При этом масло будет поступать либо в верхний, либо в нижний цилиндр рулевого механизма, «помогая» шоферу. Золотник обеспечивает «следящее» действие механизма. Немедленно после того, как водитель снимет усилие с рулевого колеса, золотник займет среднее положение и прекратится дальнейшее поступление масла в полость рулевого механизма. Таким образом, шофер хорошо «чувствует» дорогу ив то же время не должен прилагать больших усилий при повороте руля. Гидравлическое устройство не только облегчает труд водителя. Благодаря нему толчки от дороги смягчаются и рулевой механизм работает, как гидравлический амортизатор. Повышается также безопасность движения, так как внезапное снижение давления воздуха в шине (которое на автомобиле с обычным механизмом вызывает резкий рывок руля и может повлечь за собой аварию) приводит к плавному возрастанию давления на рулевом колесе. Ввиду того, что величина этого давления невелика, водитель имеет возможность «удержать» автомобиль в прямом движении. В случае обрыва ремня привода масляного насоса или выхода из строя последнего движение возможно, но, разумеется, без такой легкости управления. По своим технико-экономическим показателям автомобиль ЗИЛ-130 стоит на высоком уровне. Мощность двигателя обеспечивает хорошие тяговые качества в любых дорожных условиях и позволяет на дорогах с усовершенствованным покрытием развивать скорость 85 км/час. Комфортабельная просторная кабина и мягкая подвеска в сочетании с легкостью управления, надежными тормозами и панорамным стеклом создают большие удобства для шофера, повышают производительность труда и безопасность движения. Коллектив Московского автозавода имени Лихачева, используя свой большой производственный опыт, даст стране надежный и удобный новый грузовой автомобиль.Наша консультацияНенормированный рабочий день шофераавтомобильных хозяйствах, перешедших на новую систему оплаты труда шоферов, разрешается для водителей, работающих на всех легковых автомобилях и грузовых автомобилях экспедиций и изыскательных партий, устанавливать ненормированный рабочий день с доплатой в размере от 15 до 25 процентов соответствующей части месячной тарифной ставки за отработанное время. • автомобильных хозяйствах, не переВ шедших пока на новую систему оплаты труда шоферов, также разрешается устанавливать ненормированный рабочий день для шоферов легковых автомобилей и для шоферов, работающих на грузовых автомобилях, обслуживающих только научные экспедиции Академии наук СССР с доплатой за переработку от 25 до 50 процентов месячной тарифной ставки. Ненормированный рабочий день для шоферов и конкретный размер доплаты им устанавливается администрацией автомобильных хозяйств по согласованию с областным (городским, краевым, республиканским) комитетом или советом профсоюза. Рабочее время шоферов с ненормированным рабочим днем учету в часах не подлежит. Продолжительность их рабочего дня определяется характером и объемом возложенных обязанностей. В связи с этим, при необходимости, администрация автохозяйства может обязать шофера работать в неурочное время. Каких-либо определенных норм переработки для шоферов с ненормированным рабочим днем действующим законодательством не установлено. Если на шофера возложен такой объем обязанностей, который вызывает систематические переработки (с чем он не согласен), ему предоставлено право поставить перед администрацией автохозяйства и профсоюзной ' организацией вопрос о переводе его на работу соВстрого нормированным рабочим днем. Кроме выплачиваемой процентной надбавки к заработной плате, в качестве дополнительной компенсации за работу во внеурочное время шоферам с ненормированным рабочим днем может быть предоставлен администрацией автохозяйства (предприятия или учреждения) сверх очередного отпуска дополнительный, продолжительностью до 12 рабочих дней. Шоферы с ненормированным рабочим днем на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни. В случае привлечения шофера к работе в праздничные дни (1 января, 1 и2 мая, 7 и8 ноября и5 декабря) оплата его труда, независимо от фактически проработанного времени в этот день, производится по удвоенной дневной тарифной ставке с учетом установленной надбавки за ненормированный дань. Например, шоферу, работающему на легковом автомобиле, в соответствии с действующим в автохозяйстве положением установлена ставка в размере 550 рублей в, месяц и надбавка за ненормированный рабочий день в размере 25 процентов тарифной ставки, или 135 руб. По распоряжению администрации шофер работал в праздничные дни 1и2 мая. Чтобы оплатить труд шофера в эти дни, необходимо определить размер его дневного заработка. Для этого надо сложить 550 рублей и 135 рублей и разделить на календарное количество рабочих дней. Дневной заработок (27 рублей 40 копеек) умножается на 4 (два дня в двойном размере). Таким образом, за два праздничных дня водитель должен получить 109 рублей 60 копеек. Шоферам с ненормированным рабочим днем доплата за работу в ночное время не производится. В. КАШМАНОВ.И,