водить дорогу в порядок: засылать щеб ­ н ем выбоины и набросать сверху земли, побелить придорожные столбики и позаботиться об обочине. При встрече двух машин одна из них должна остановиться на расширенном участке дороги и переждать, пока другая проедет. Обочина нередко не превышает 25 — 3 0 сантиметров, а рядом с нею глубокая отвесная пропасть. Равнина между Явором и Романией когда-то была покрыта лесами. Во время немецкой оккупации при облаве на партизан фашисты подожгли лес, от которого осталось теперь только несколько обгорелых стволов. О ни взирают на мир с немым укором . С вершины Романии начинается непрерывный тридцатикилометровый спуск с 1380 метров до самого Сараева, т. е. до 680 метров над уровнем моря. Сараево зажато горами. За нами Романия и Явор, впереди Иван, а вдали до самых небес поднимается нагорье Пре ни, покрытое снегом. Д орогас бесчисленными поворотами и слаломными шпильками поднимается вверх, и нам все чаще приходится включать демультипликатор. П роезжаеммимо плотины на Неретве. Вместе с нами огибает ее узкоколейная железная дорога. Хочется выкупаться, но воды Неретвы со стороны шоссе неприступны. Река зажата в глубоком ка ­ м енном жолобе, течение ее быстро, она мчится, извиваясь между массивами гор. Там же , где можно спуститься к воде, нельзя остановиться из-за узкой дороги. Поэтому приходится ехать дальше. 270 километров за день по ужасной горной дороге — это результат, которого наши Т-805 могут не стыдиться. В автомобильном кэмпинге в Буне мы с удовлетворением подводим итоги дня.ТАКОГО НЕ БЫЛО ДАЖЕ В КОРДИЛЬЕРАХ!Набираем бензин в Которе с сознанием того, что перед нами — тяжелый участок пути на Ловчен. Эта дорога на протяжении 30 километров поднимается с0 до 1100 метров над уровнем моря. При этом по прямой от Котора до седловины под Ловченом самое большее 3 — 4 километра. То, с чем мы встретились, превзошло все наши ожидания. Человеческие руки вырвали эту дорогу из почти отвесной стены могучего массива Ловче на. Она поднимается равномерно, с некоторым усилением крутизны в тесных серпантинах. Шоферу здесь достается крепко. Д е ­ сять первых серпантин требуют повышенного внимания и очень утомляют. Следующие пятнадцать хочется лучше пройти пешкоми тащить за собой ма ­ шину, чем ехать на ней. Разъезд со встречной машиной требует мужества. Радиус поворота дороги чуть превышает 14 метров, у наших же «Татр» он равен 131 Осторожно подъезжаем к самому краю пропасти и тут же быстро выворачиваем руль в обратную, чтобы все четыре колеса остались на шоссе. Тысячеметровый обрыв в сторону Которского залива при виде встречной машины нагоняет страх. Наружные колеса останавливаются в10 — 1 5 сантиметрах от края пропасти. И вдруг мы увидели самолет. О н летел на высоте метров 500, глубоко под нами. Удивительное ощущение смотреть из автомобиля на самолет, пролетающий под тобою! Перед двадцать пятым серпантином останавливаемся на небольшой площадке, чтобы сделать несколько снимков. Беседуем со здешними «путарами», хвалим их нужную и полезную работу. — Такого нам не доводилось видеть дажев Кордильерах, — д ружно заявляют Зикмунд и Ганзелка.По страницам зарубежных журналовПОЧЕМУ АМЕРИКАНЦЫ ВСЕ МЕНЬШЕ ЕЗДЯТ НА АВТОМОБИЛЯХ!Экономические эксперты американской нефтеперерабатывающей промышленности опубликовали недавно в журнале «Мотор ойл энд газ» статистические данные, которые привели в замешательство самые разнообразные круги американской общественности. Оназывается, в США — стране «всеобщей моторизации» население все меньше и меньше пользуется автомобильным транспортом. Количество автомобилей непрерывно > возрастает, но эти автомобили все большую часть своей жизни проводят в гараже или, как выражается журнал, «на приколе». Это явление наблюдается уже несколько лет, но за последнее время приобрело особенно выраженную форму «экономического заболевания». «Начиная с 1953 года можно было наблюдать неуклонное снижение среднего годового пробега автомобилей, — пишет журнал. — Если в 1953 году американский автомобилист проехал в среднем на своем автомобиле 10 290 миль (около 16 414 км), то в 1959 году, по самым благоприятным оценкам, эта цифра не превышает 9620 миль. Средний пробег каждого автомобиля уменьшался каждый год на 6,5 процента!». За эти годы число автомобилей на дорогах США значительно увеличилось, но не настолько, чтобы выровнять происшедшее соответственно названной выше цифре снижение потребления бензина. Не помогает такжеи то, что мощности двигателей за эти годы неуклонно росли; средний расход бензина на один автомобиль упал с 686 галлонов в 1953 году до 641 галлона в 1958 году (в 1959 году падение должно быть еще большим в связи с прекращением «погони за лошадиными силами»). Достаточно помножить разницу в 45 галлонов на число имею щихся сейчас в США автомобилей (око ло 70 миллионов), чтобы представить себе, о каких колоссальных «потерях» для концернов нефтеперерабатывающей промышленности идет речь. Если бы средний пробег американского автомобиля находился на прежнем уровне, эти концерны могли бы увеличить сбыт бензина в стране на 3 миллиарда галлонов в год Естественно, что многочисленные экономические советники ломают себе голову в поисках причин столь загадочного охлаждения америнанцев н автомобилю. Высказываются различные предположения, в том числе и такие, что автомобили «выходят из моды». Главные обвинения сыпятся в адрес телевидения. которое с одной стороны «отвлекает людей от поездок в театр, кино или в гости», а с другой «запугивает людей показом кровавых аварий, кошмарных автомобильных катастроф» и т. д. Аварийность на автомобильном транспорте в США, действительно, растет, и это играет определенную роль среди причин того явления, которое столь огорчает нефтяных королей США. Средний американец, видно, предпочитает сидеть дома, у телевизора, либо просто за чашкой чая, нежели фигурировать и статистике несчастных случаев на автотранспорте.1ДЙЙ:!ПЕРВОЕ МОРЕ НА НАШЕМ ПУТИКрасная машина, а следом за ней и голубая проехали селение Мислона. На лицах водителей широкие улыбки. — Первое море на нашем пути! . — восклицаем чуть ли не хором. И каж ­ дый, вероятно, подумал: «Сколько мо ­ рей еще придется нам увидеть в первый год путешествия?». Дальнейший путь наш проходит по значительно лучшей дороге. Покрытие великолепное, хотя проезжая часть и продолжает оставаться все еще очень узкой. Д орога , идущая рядом сморем , над ним, у самой воды, буквально вырвана у скал взрывами. Она вьется вдоль долин, впадающих в Адриатику. Временами море исчезает из вида и тут же вновь появляется из-за склона. И вот мы выезжаем на побережье Дубровницкого залива. У жев сумерках надеваем на себя плавки и бросаемся в голубую соленую воду. Она в двух метрах от колес наших машин. Проводы экспедиции югославской границе. на венгерско-СПИМ НА ГРАНИЦЕОт Титограда до границы — 24 километра. Кончается великолепное шоссе, начинается плохая пыльная дорога, м е ­ стами напоминающая полевую. Она ведет через Тузи на Божай, югославскую пограничную станцию, в Тузи на северовосточном берегу одного из заливов Шкодерского озера кажется, будто приехали на край света. Заботливые югославские «путары» словно бы позабыли поставить за Тузи дорожный указатель: в Албанию ехать туда-то. О бщие сведения о том, в какую сторону ехать, мы получаем в трактире. Но затем полевая дорога вдруг расходится в трех направлениях. Включаем свет и решаем проблему: какую же дорогу выбрать? Постановили — среднюю и, как оказалось, поступили правильно. Через некоторое время перед нами появился свет, югославский офицер и двое солдат у шлагбаума. С топ ! Заглуш аем моторы и вступаем в переговоры. Н ам заявляют: границу разрешается пересекать только от восхода до заката солнца. Что ж , придется подождать. А утром перед нами появляется новый шлагбаум — черно-красный. М ыв Албании, стране, где будут завершены испытания машин, оснащения и экипажа, п режде чем экспедиция покинет Европу. (Продолжение следует).етошв«АВТОКИНО»Западногерманские журналы сообщают о том, что в январе 1960 года на большой поляне близ Франкфурта-на-Майне открылось самое большое в Европе «Автомобильное кино». Речь идет о стояние площадью 82.000 м2, на которой полукругом выстраиваются более 1000 автомобилей, владельцы которых могут через ветровое стекло смотреть специальную кинопрограмму на приподнятом над землей на 7,5 метра экране шириной 36 м, высотой 15 м (площадь проекции 540 м-'). Для обеспечения хорошего звука и возможности регулирования его силы и тона на площадке имеется более 500 «зву козаправочных колонок», оборудованных двумя динамиками, которые вносятся в кузова автомобилей. Подобные «автокино» уже существуют близ Рима и Мадрида.КАМгВПИПАО-jonrnal31