12
13
В. П. Чкалов средимотоспортсменов перед началом соревнований.Фото В. ДОВГЯЛЛО.ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ«Главный судья соревнований — Герой Советского Союза комбриг Валерий Павлович Чкалов>. Много раз такая надпись появлялась на афишах. Один из наиболее прославленных в мире пилотов страстно любил спорт. Особенно увлекался Чкалов мотогонками. Несколько лет подряд он возглавлял судейство большинства крупнейших состязаний по мотоспорту. Постоянно занятый подготовкой к перелетам, испытаниями новых машин, депутатскими делами, В. П. Чкалов не всегда находил п^емя для спортивного судейства. Но уж если он давал свое согласие, все знали — Чкалов обязательно будет. В декабрьском номере журнала «За рулем> за 1938 год была опубликована статья В. П. Чкалова «Спортивное судейство». Там есть такие слова: «...Быть всегда хладнокровным, стопроцентно объективным — вот задачи, стоящие перед спортивным судьей». Именно таким судьей и был сам В. П. Чкалов. Он не терялся ни при каких обстоятельствах, мгновенно умел оценить обстановку ихладнокровно принять правильное решение. Вместе с тем В. П. Чкалов был необычайно чуток к малейшей несправедливости, фальши, нечеткости в работе судейской коллегии. «Представьте себе, — писал он в той же статье, — состояние спортсмена, усердно и много поработавшего над своей машиной, добившегося, наконец, высокого спортивного результата, но, по возмутительной, безалаберной работе судей, не засчитанного». В. П. Чкалов наблюдал мотогонки не с судейской трибуны: обычно он устраивался на одном из сложных участков трассы. Однажды в ночь перед всесоюзными состязаниями, где В. П. Чкалов был главным судьей, прошел ливень. Спокойная речушка превратилась в довольно глубокую водную преграду. Трассу мотокросса менять было уже поздно, и речка стала серьезным препятствием для спортсменов. Как только они делали попытку с хода преодолеть ее — в воде мгновенно глохли моторы. Наблюдая эту картину, В. П. Чкалов смеялся: «Разве вы гонщики, вам только на лихачах по Невскому разъезжать». Но вот один из спортсменов остановил мотоцикл у брода, промерил его, а потом, поднатужившись, поднял машину и перенес нелегкий «ИЖ» на другой берег. Здесь он мгновенно завел мотор и умчался вперед, оставив своих соперников «купаться» в речке. — Вот это спортсмен! Молодец! — восхищался В. П. Чкалов. — Сообразил, что «не зная броду, не суйся в воду». Постоянно занятый, В. П. Чкалов очень дорожил временем. Он не выносил долгих и бессодержательных словопрений, до которых и сейчас еще охочи многие наши спортивные деятели. Когда главным судьей был Чкалов, судейская коллегия всегда собиралась в точно назначенное время и, максимум, за полчаса решала все основные вопросы. Чрезвычайно чутко относился В. П. Чкалов к гонщикам. Перед соревнованиями он интересовался их самочувствием, расспрашивал о тренировках, узнавал мнение о трассе. В. П. Чкалов также с интересом знакомился с техническими новшествами, примененными гонщиками на своих мотоциклах. Московские мотоспортсмены чтят память В. П. Чкалова. Традиционным стал кросс имени прославленного пилота, который был настоящим энтузиастом мотоспорта. В. ДВОРЦОВ.ПРИЗкалендаре соревнований московских мотоспортсменов кросс на приз имени Героя Советского Союза В. П. Чкалова занимает особое место. И не только потому, что по сложившейся традиции этим соревнованием открывается зимний спортивный сезон. Чкаловский кросс в отличие от других — чисто командная гонка, где проверяются такие качества спортсменов, как коллективизм, товарищество, дружба. Этим объясняется и весьма своеобразная тактика гонщиков. Впереди обычно следует опытный спортсмен — он прокладывает трассу и задает темп, а позади капитан команды, который помогает отстающим и, если это требуется, буксирует неисправную машину. Пять коллективов, досаафовцы Москвы и Московской области, ЦСК МО, «Трудовые резервы» и «Буревестник», претендовали на приз, учрежденный 20 лет назад, — большую фарфоровую вазу с изображением В. П. Чкалова. Одновременно 33 команды боролись за призы в различных классах машин. Мужчинам предстояло пройти по тяжелой заснеженной трассе 42 км (6 кругов), женщинам и юношам — 21 км. Первой на мотоциклах с рабочим объемом до 350 см 3 стартовала команда ЦСК МО. Никто, пожалуй, не сомневался в победе армейцев, за которых выступали такие известные мастера, как Н. Севостьянов, В. Пылаев, В. Платыч и Е. Субботин. Поэтому полной неожиданностью явилось сообщение о том, что после первого круга мотоциклисты «Трудовых резервов» выигрывают у армейцев 3 минуты. Как потом выяснилось, заминка у команды ЦСК МО произошла из-за того, что на мотоцикле Субботина отказала свеча. Но к исходу гонки все стало «на свое место», и дружный коллектив армейцев со временем 1:13.44 финишировал первым, опередив команду «Трудовых резервов» почти на 5 минут. Однако в следующем заезде, на мотоциклах класса до 175 см3, молодые спортсмены «Трудовых резервов» — перворазрядник П. Жильцов, второразрядники А. Евстигнеев и В. Сорокин во главе с мастером спорта А. Леоновым — взяли реванш, одержав верх над командой армейцев в составе двух чемпионов СССР — А. Олейникова и А. Савельева, мастеров спорта С. Кудинова и В. Юдина. Время победителей 1:16.25,2. В классе мотоциклов до 125 см3 напряженная борьба за первое место развернулась между двумя командами — «Трудовых резервов» и «Буревестника». Первыми на финише со временем 1 : 14.32 были спортсмены студенческого общества — известные гонщики Н. Михайлов, Б. Панферов, В. Катомин, О. Трегубов. На мотоциклах кубатурой свыше 500 см 8с колясками победу завоевала команда городского автомотоклуба ДОСААФ. За нее выступал экипаж неоднократных чемпионов СССР — Е. Косматов и И. Хохлов, а также мастера спорта А. Зеленов и Е. Смирнов с колясочниками Н. Карновым и А. Бондаре-ВСОРЕВНОВАНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯ Самодеятельный автомотоклуб Смольнинского районного комитета ДОСААФ совместно с Ленинградской госавтоянспекцией провели соревнования водителей по соблюдению правил уличного движения. 16-километровая трасса проходила по наиболее оживленным улицам Ленинграда. Согласно положению за нарушения правил уличного движения участнику соревнования начислялись штрафные очки. Так, например, за превышение скорости — 5 очков, неправильный обгон — 8 и т. д. Конечный результат складывался из времени прохождения всей трассы плюс штрафные очки (одно очко приравнивалось к одной минуте). В каждом автомобиле находился контролер (инспектор ГАИ), который отмечал правильность прохождения дистанции и допущенные нарушения. На соревнованиях не получили ни одного штрафного очка и показали лучшее время водители И. Кочкин, Б. Коробочкин, А. Фытова. Главный судья — судья республиканской категории Н. Шувалов вручил победителям грамоты и призы. В. ДЫИИН, председатель совета самодеятельного клуба. 12 имени ЧКАЛОВАвым. Характерно, что досаафовцы показали абсолютно лучшее время дня — 58.51. Это почти на 15 минут лучше результата победителей в классе до 350 см 3 . За всю историю чкаловского кросса только дважды, в 1944 и 1954 годах, гонщики на мотоциклах с колясками добивались такого результата. В группе юношей и женщин заслуженную победу одержали команды областного комитета ДОСААФ в составе В. Арбекова, О. Сикамова и Л. Проханина (43.21,4) и мастеров спорта Г. Коноваловой и Р. Ивониной (49.47,2). Кому же достался главный приз? Согласно Положению о соревновании победа присуждается коллективу, набравшему наибольшее количество очков тремя командами в различных классах машин. Оказалось, что коллективы ЦСК МО и «Трудовых резервов» получили по 17 очков, причем в комплексном зачете у обеих команд было по одному первому месту и по два вторых. В этом случае по Положению преимущество дается коллективу, имеющему лучшие результаты в классе до 125 см 3 . Учитывая, что ЦСК МО не выставил команды в этом классе, судейская коллегия присудила первое место «Трудовым резервам». Это большая и заслуженная победа молодых гонщиков. Но справедливости ради уместно' задать вопрос: почему дано преимущество именно классу до 125 см 3 , а не какому-либо другому? Когда в Положении 1958 года стоял аналогичный пункт, это было правомерно, ибо заранее было известно, что все коллективы выставят команды в данном классе машин, и таким образом можно будет соблюсти равенство условий. В 1959 году оказалось, что класса, общего для всех соревнующихся, нет, так как коллективы по-разному воспользовались правом не выставлять любой из четырех допущенных к кроссу классов машин. При этих условиях давать преимущество определенному классу было несправедливо. Самым объективным мерилом для определения победителя при равенстве очков был бы фактор времени, тем более, что на чкаловском кроссе старт раздельный и результаты хронометража На дистанции мотокросса. фиксируются в основных документах судейской коллегии. Несколько слов об организации кросса. Мы считаем, что оргбюро мотоциклетной секции Московского горкома ДОСААФ приняло неправильное решение, исключив из комплексного зачета группу юношей. Ссылка на традиции в данном случае неуместна. До 1957 года главный приз присуждался команде в одном из классов машин за абсолютно лучшее время дня. Естественно, что юношей нельзя было заставлять на равных правах бороться с мастерами спорта. Но ведь с 1957 года победу завоевывает коллектив, добившийся лучших результатов несколькими командами в различных классах машин. Кстати, в этом году юноши были включены в комплексный зачет. О каких же традициях идет речь? В 1958 и 1959 годах юноши не были допущены к борьбе за главный приз только из ведомственных соображений, так как в ряде ведущих обществ плохо поставлена работа по подготовке спортивной смены. \ В заключение, как это ни досадно, приходится говорить об ошибках, допущенных судейской коллегией. В ее работе не было четкого распределения обязанностей. Заместитель главного судьи Я. Новиков, понадеявшись на судей, не координировал их работу, вследствие чего каждый действовал по своему усмотрению, в отрыве от других звеньев судейского аппарата, и накапливаемые в ходе соревнования результаты своевременно не суммировались. Без достаточных оснований судейская коллегия заставила гонщиков, шедших на круги, каждый раз пересекать линию финиша, что внесло серьезные затруднения и путаницу в работу хронометристов и судьи на старте-финише. Судейская коллегия около трех часов выверяла результаты, показанные гонщиками. Все это вместе взятое привело к тому, что призы победителям были вручены не на месте соревнования, а много позднее. Президиум Московской судейской коллегии подробно разобрал итоги кросса и сделал соответствующие выводы. Несмотря на то, что в организации и судействе кросса были допущены ошибки, ход соревнований еще раз подтвердил целесообразность комплексной системы зачета, введенной в последние годы. Победа в этом случае завоевывается коллективом, где заботятся не только о чемпионах, но ведется плодотворная работа по воспитанию спортсменов-мотоциклистов. Теперь, нам кажется, настала пора подумать о расширении географии кросса: для участия в нем следует приглашать спортсменов других городов. Это поднимет квалификационный состав участников и резко повысит спортивный интерес к традиционному соревнованию. Г. АФРЕМОВ, председатель президиума Московской коллегии судей по автомотоспорту. Фото в. довгялло.Москва Химки 21 декабря 1959Fi.•13