Мотобаталии на льдуКтрадиционным зимним мотокроссам прибавился новый захватывающий вид зимних состязаний — гонки на ледяной дорожке . Уже на исходе минувшего года хозяевами Большой спортивной арены в Лужниках стали мотоциклисты многих городов страны. Серия декабрьских и январских встреч в Лужниках явилась как бы прелюдией к личному первенству страны, разыгранному на двух этапах — московском и уфимском. Теперь, когда выявлены чемпионы СССР и закончены круп ­ ные международные соревнования (о них будет рассказано в следующем номере журнала), приходится лишь сожалеть, что в течение многих лет были преданы забвению такие замечательные, зрелищно эффектные мотоциклетные состязания. Честь возрождения гонок на льду принадлежит спортсменамдосаафовцам, которые вернули к жизни эти соревнования. Трудно найти в РСФСР город, где нельзя было бы устроить ледяную дорожку . Почти каждый стадион, а то и просто замерзший водоем можно легко превратить в арену для гонок на льду. Соревнования проводятся в любых классах и не только на специальных, но и на обычных спортивных машинах. Все это облегчает организацию гонок и дает возможность проводить их по принципу самоокупаемости.ЧТО ПРИНОСИТ ПОБЕДУИтак, центральным событием зимнего мотосезона явилось личное первенство страны. По сравнению с прошлогодним оно было значительно более представительным. В списке участников первенства значились имена десяти чемпионов страны в различных видах мотоциклетных соревнований. На первенстве выступило также много известных мастеров мотоспорта. В классах до 125, 350 и 500 см3 победитель определялся по сумме очков, набранных на двух этапах (за первое место в заезде начисляется 3 очка, за второе — 2, за третье — 1, за четвертое — 0). Это и предопределило острую борьбу. Несколько забегая вперед, скажем о главном итоге прошедшего первенства: значительно возросло мастерство гонщиков. Лучшие скорости, показанные на первенстве 1959 года, были значительно перекрыты почти всеми стартовавшими. Это говорит о том, что большинство мотоспортсменов овладело сложной техникой вождения машин на льду. Почти ни в одном заезде нельзя было заранее назвать победителя. Лишь в классе мотоциклов до 125 см3 А. Савельев, выступавший на новой гоночной машине ЦКЭБ, не имел конкурентов. В большинстве же случаев боролись равные по мастерству спортсмены. При таких условиях побеждал тот, кто лучше подготовил свой мотоцикл. Нередко говорят, что «гонщика подвела машина». Обычно эта фраза приводится в оправдание спортсмена, хотя, как правило, он этого не заслуживает, так как только сам гонщик отвечает за подготовку мотоцикла. Новый чемпион страны в классе до 350 см3 московский досаафовец Г. Плешаков сумел набрать на двух этапах максимальное количество очков (30 из 30) не только за счет высокого мастерства езды, но и благодаря умелой подготовке материальной части. Мотоцикл ни разу «не подвел» его. Это помогло гонщику быть хозяином положения во всех заездах. Но минувшее первенство было богато примерами другого рода. Способный уфимец Е. Константинов смело боролся за победу, однако редкий заезд проходил у него без каких-либо происшествий с машиной. И не удивительно, что спортсмен занял одно из последних мест. Из-за плохой подготовки мотоциклов «поле боя» покинул москвич Л . Красавин, не попали в тройку призеров В. Говоровский и С. Старых. Кроме хорошей подготовки мотоцикла, д ругим фактором, решавшим победу на первенстве, было моральное состояние гонщика. В соревнованиях на короткие дистанции требуется особое умение мобилизовать себя. Надолго запомнят зрители выступление Ю. Дудорина в классе мотоциклов до 350 см3 . После московского этапа он занимал четвертое место. Еще менее удачно стартовали вМо ­ скве его земляки Самородов и Чернов. Похоже было, что в этой кубатуре уфимцы останутся за чертой призеров. Положение усугублялось еще и тем, что имевшие второе и третье места ижевские гонщики Л . Шадрин и Б. Агапитов выступали на более мощных экспериментальных мотоциклах. Но уфимец не пал духом. На помощь машине Ю. Д удорин призвал всю свою волю. Под сплошной шквал аплодисментов и восторженные крики земляков спортсмен вырывал победу, казалось, в безнадежных ситуациях. Д аже когда на последнем вираже его обошли двое, Ю. Д удорин не потерял самообладания. И именно эта волевая собранность помогла ему на уфимском этапе набрать 14 очков и стать вторым призером первенства. • О значении морального фактора говорит и другой эпизод. В Москве на «пятисотках» лучше всех выступил Ф . Шайнуров. Вторая половина соревнований сложилась для него неудачно. В самом начале у Шайнурова не завелся двигатель, и лидерство перешло кЛ . Шадрину, выигравшему заезд. Вплотную к Шайнурову приблизился и победитель следующего заезда С. Старых. Трудно сказать, как развивались бы события, если бы в борьбу не вмешался уфимский перворазрядник В. Овчинников. Д о этого он выступал довольно посредственно. Но сейчас спортсмен знал, что от него зависит — быть ли чемпионом страны его одноклубнику. В заезде, где стартовали оба претендента на звание чемпиона — Л . Шадрин и С. Старых, — с первой и до последней секунды В. Овчинников не упускал инициативы. Его неожиданная, но вместе с тем вполне заслуженная победа расчистила Ф . Шайнурову путь к званию чемпиона,ЕЩЕ ОДНА ВЕХАПрошедшее первенство, несомненно, явится заметным событием в развитии мототехники для ледяных гонок. На нем прошла проверку большая работа спортсменов и механиков, готовившихся к этому сезону. Наиболее существенным в этом сложном деле было дальнейшее облегчение мотоциклов. Особенно успешным оказался опыт использования рамы К-175 в сочетании с двигателем ИЖа, а также создание легких рам оригинальной конструкции. Облегчению машины служил также отказ от тормозов и применение спортсменами маленьких бензобаков. Заслуживает внимания и стремление гонщиков ниже располагать руль. Особенно много экспериментов было проведено с шипами. Столичным спортсменам Г. Плешакову и В. Цветкову удалось подобрать наиболее целесообразную форму шипа. Сейчас установлено, что для всех классов машин лучшими являются не проволочные, а стальные точеные шипы длиной около 30 мм (для легких мотоциклов — около 20 мм ) . На переднем колесе должно быть 100 шипов, на заднем — 150—200. Нынешнее первенство страны станет вехой ив эволюции стиля езды на льду. Примечательно, что почти все участники применяли не только металлический башмак, но и металлический наколенник, который служил третьей точкой опоры на виражах. Еще дальше пошел Ф . Шайнуров, имевший специальный, тоже металлический, налокотник. При резком наклоне машины локоть гонщика служил четвертой опорной точкой.ВНИМАНИЮ ФЕДЕРАЦИИ!Убедительную победу в первенстве одержали досаафовцы. Три первых места, три вторых и два третьих — несомненный успех спортсменов оборонного Общества. Соревнования, особенно на втором этапе, оставили узри ­ телей сильное впечатление. Недовольство их вызвал пишь церемониал закрытия первенства, на котором победителям не вручали медалей. Негодование уфимских почитателей мотоциклетного спорта вполне справедливо. С легкой руки бывшего Комитета по делам физической культуры и спорта мотогонки на льду до сих пор официально не признаются «настоящими соревнованиями». За участие в них (как, впрочем, и в гаревых гонках) даже не начисляются классификационные оч ­ ки. М ожет ли быть большая несправедливость? Ведь гонки на льду требуют от спортсмена незаурядного мастерства и выносливости, подлинного мужества и отваги. Различные виды мотоспорта не должны делиться на сынков и пасынков. И если в прошлом в этом отношении были допущены ошибки, то теперь их необходимо исправить. Созданная недавно федерация автомотоспорта СССР должна, наконец, покончить с дискриминацией гонок на льду. Общие обнадеживающие итоги первенства однако не дают основания для самоуспокоенности. Тревожит положение, создавшееся в подготовке мотоспортсменок. Стыдно сказать, что8 Лучшая среди женщин в соревнованиях по ледяной дорожке К. Вострякова проходит вираж.i гонщика Ф. Шахматова ^закапризничал» двигатель.;Xфг*.нн а улице студеный ветер и мор оз , а уфимский стадион «Строитель» переполнен: идут заезды второго этапа первенства страны по "мотогонкам па льду., W«№первенство страны по ледяной дорожке с трудом собрало шесть участниц. Создается впечатление, что среди женщин мотоспорт год от года хиреет. Этот факт также должен привлечь внимание федерации. Мы уже как-то привыкли к тому, что каждое большое соревнование рождает и новые спортивные дарования. В этом отношении нынешнее первенство по мотогонкам на льду было мало примечательным. Из молодых заметных успехов добились лишь победительница женского первенства К. Вострякова и второразрядник А. Евстигнеев, который занял третье место в классе до 175 см 3 . Это свидетельствует, что юношеский мотоспорт еще не получил у нас должного развития. Особо нужно сказать о зрителях. Морозная погода (термометр показывал ниже 20°) не остановила уфимцев. В заключительный день тысячи безбилетников осаждали стадион в надежде увидеть решающие поединки на льду. Балконы и крыши близлежащих домов, все окружающие деревья были буквально усеяны болельщиками. «Эх, нам бы Лужники», — вздыхали организаторы соревнований. Пожелание это было вполне серьезным; 170 тысяч заявок поступило в оргкомитет от трудящихся Уфы, Сарапула, Стерлитамака и других городов республики. Резкий контраст этому энтузиазму являл собой первый этап соревнований, проведенный в Москве... при пустых трибунах. Вопрос о зрителях — жизненно важен для развития мотоспорта. От решения его зависит не только самоокупаемость соревнований (кстати, в Уфе было продано билетов более чем на 200 тыс. рублей), но и мастерство гонщиков. Чем многолюднее на мотогонках, тем больше в спортсменах задора, необходимого для победы. Не случайно во всех отношениях уфимский этап был куда более интересным, чем московский, Мы не хотим делать поспешных выводов о причинах малой популярности мотоспорта в столице. Ясно одно: федерации предстоит проделать большую работу, чтобы москвичи полюбили мотоциклетные соревнования. Для дальнейшего повсеместного развития мотогонок на льду необходимо решить ряд хозяйственных вопросов — наладить массовое производство шипов, защитных приспособлений для колес, наколенников, организовать, наконец, пошив цветных жилетов для гонщиков. Во всем этом спортсмены вправе также рассчитывать на помощь нашей автомобильномотоциклетной федерации. Москва — Уфа. 2 «За рулем» № 3 В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта; М. ТЕЛЕГИН, наш спец. корр..1й свитер чемпиона ан Ф. Шайнурову —- победителю в классе мотоциклов до 500 смз.(Снимки фотохроники ТАСС).ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫКласс до 125 см3 (женщины)* К. Вострякова (ДОСААФ), Р. Ивонина (ДОСААФ), И. Озолина (ЦСК МО]. Класс до 175 см 3 * В. Лаврентьев («Трудовые резервы»), В. Морозов («Буревестник»), А. Евстигнеев {«Трудовые резервы»]. Класс до 500 см 3 Ф. Шайнуров (ДОСААФ) — 24 очка, Л. Шадрин («Труд») — 23 очка, Г. Плешаков (ДОСААФ]—22 очка. (женщины) и 175 смз соревнования проводились по системе с выбыванием. Класс до 125 см3 (мужчины] А. Савельев (ЦСК МО ) — очков, Р. Богданов (ДОСААФ) — 27 очков, В. Шушманов (ДОСААФ)— 23 очка. Класс до 350 см а Г. Плешаков (ДОСААФ)— 30 очков, Ю. Дудорин (ДОСААФ) — 26 очков, Л. Шадрин («Труд») — 25 очков.