28
29
МОТОЦИКЛ МЦ-125, МОДЕЛЬ 3Популярный во многих странах мотоцикл МЦ-125, в ыпускаемый народным предприятием «Мотоциклетный завод Цшопау» в ГДР, был до сих пор известен в двух модификациях — МЦ-125/1 и МЦ-125/2. Начиная с 1948 года с этими индексами было выпущено более 200 000 мотоциклов, з начительная часть которых пошла на экспорт. В настоящее время на заводе начато серийное производство новой усовершенствованной модели мотоцикла, получившей индекс МЦ-125/3. Она представляет собой дальнейшее развитиетехнических идей, з аложенныхв кон струкции машин МЦ, но в то же время имеет много новшеств. Так, цилиндр двигателя (как и прежде, двухтактного с возвратной продувкой) приобрел новую. форму; продувка значительно улучшена. степень сжатия повышена до 8 : 1 ; увеличено также проходное сечение карбюратора. Все это привело к увеличению мощности двигателя и его крутящего момента. При том же рабочем объеме (123 смЗ) и размерностях (диаметр цилиндра 52 мм, ход поршня 58 мм) мощность двигателя теперь равна 6,5 л.с. п ри 5200 об/мин, а максимальный крутящий момент 0,95 кгм при 3500 об/мин. На мотоцикле имеется многодисковое масляное сцепление и новая четырехступенчатая коробка передач. В связи сповышением мощности, а следовательно, и скорости мотоцикла (либо допустимой нагрузки на заднюю ось, т аккак мотоцикл имеет дополнительное седло) изменены размеры шин. Так. разм еры заднего колеса увеличеныс 2,7э — 19 до 3,00 — 19. Р азмер переднего колеса остался без изменений (2,75 — 19). Р асширенытакжеикрылья мотоцикла, к оторыетеперьзначительно лучше защ ищают водителя и седока от пыли и грязи при быстрой езде. Мощность осветительного динамо постоянного тока доведена до 60 ватт; оно питает шестивольтовую батарею емкостью 8 ампер-часов. Б атарея размещена в объемистом инструментальном ящикес левой стороны (по. ходу) машины. Мотоцикл расходует от 2,3 до 4,1 литра топлива на 100 км пробега (в зависимости от характера движения) и развивает максимальную скорость 85 км/час. Вес мотоцикла сзаправкой — 109 кг.НОВЫЕ МОДЕЛИ «РОБУР»Выпускаемые в Германской Демократической Республике грузовые автомобили и автобусы марки «Робур? экспортируются более чем в 40 стран Европы, Азии. Америки и Африки. Модели «Гарант-ЗОК» с карбюраторным двигателем и «Гарант-32» с дизельным двигателем были созданы в 1953 году и ежегодно модернизировались. К 1960 году, однако, было решено полностью обновить конструкцию. В настоящее время опытные образцы новых грузовиков и автобусов успешно прошли испытания, и на народном предприятии «Робур-Верке» в Циттау заканчивается подготовка их к серийному выпуску. Прототип принятого к производству грузовика показан на верхнем снимке. Он выполнен по компоновочной схеме «кабина над двигателем», грузоподъемность его возросла с2 до 2.5 тонны при незначительном увеличении габаритных размеров. На грузовик может по выбору устанавливаться либо четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 3345 см 3и степенью сжатия 6:1 либо дизель с рабочим объемом четырех цилиндров 3927 см 3 , имеющий воздушное охлаждение с автоматическим регулированием. В обоих случаях ' мощность двигателя равна 70 л. с . а максимальныйкрутящий момент 22 кгм, однако в связи с большим сухим весом дизеля (380 кг) м аксимальная скорость дизельного грузовика несколько меньше, чем умашиныскарбюраторным двигателем. который весит всего 280 кг. Максимальная скорость у обеих моделей соответственно равна 80 км/час и 8о км/час. Способность преодолевать подъемы у карбюраторной машины также несколько лучше (37 проц. против 35 проц. с дизелем). Зато грузовик в дизельном варианте гораздо более экономичен — он расходует от 11,5 до 13 литров на 100 км пробега против 18 — 23 л/100 км у карбюраторного. Применительно к двигателям это выражаетсяв следующих данных: расход бензина — 254 г/лсч. расход дизельного топлива — 205 г/лсч. Цельнометаллическая трехместная кабина имеет круговое остекление, обеспечивающее хорошую обзорность с места водителя. Сиденье водителя выполнено регулируемым, для обогрева кабины и обдува ветрового стекла предусмотрен отопитель. Автомобиль оборудован однодисковым сухим сцеплением с торсионными гасителями и гидравлическим приводом; коробка передач пятиступенчатая, имеетс инхронизаторы на всех передачах, за исключением первой. Передаточные числа ее равны , начиная с первой, 7,6-s4,6 — 2,79 — 1.62 — 1. Р ама , выполненная из JJ-профильного стального листа, имеет четыре трубчатые и две профильные поперечины; на конечной задней поперечине имеется сцепное устройство для прицепа, а также семипольный штепсель для подключения его электрооборудования. Обе осп подвешены на полуэллипти- ческих рессорах, с лужащих одновременно для передачи толкающих усилий; кроме того, предусмотрены гидравлические 'амортизаторы телескопического типа и полые резиновые рессоры на передней оси, а на задней оси — р езиновые подушки. На автомобиле установлены весьма эффективные гидравлические тормоза с развитыми рабочими поверхностями. Габаритные размеры автомобиля: длина — 5890 мм, ш ирина — 2250 мм, высота (по кабине водителя) — 2350 мм. Высота борта грузовой платформы — 5 00 мм, свес спереди • 1000 мм, сзади — — 1685 мм. База автомобиля — 3025 мм, колея передних колес — 1560 мм, задних — 1530 мм, просвет — 250 мм. Радиус поворота равен 7 м. На базе этого автомобиля создано несколько модификаций, в частности вездеход с приводом на обе оси, автобус (фото внизу), с анитарный автомобиль. При выполнении привода на переднюю ось автомобиль оборудуется раздаточной коробкой, благодаря которой диапазон передаточных чисел расширяется от 7,62:1 до1:1,8. Некоторые специальные модификации автомобиля имеют задний мост с измененным передаточным числом главной передачи. Опытные образцы описанного грузовика прошли всесторонние испытания на автодроме народного предприятия «Робур-Верке» в Циттау, а также длительную эксплуатационную проверку. подтвердившую зрелость разработанной конструкции.АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ С МАГНИТНО-ПОРОШКОВЫМИВ Англии разработана конструкция полностью автоматизированной трансмиссии, основанной на использовании магнитно-порошковых муфт в сцеплении. Простота и надежность конструкции выгодно отличают ее от получивших преимущественное распространение автоматических гидродинамических передач. Как известно, применение гидротрансформаторов в автоматических передачах требует определенного «избытка» мощности двигателя и связано с неизбежными потерями передаваемых усилий. Этим объясняется, что такие передачи находят себе применение главным образом на автомобилях с мощными двигателями, а на автомобилях среднего и малого литража не всегда себя оправдывают. В основу новой английской автоматической передачи, получившей наименование «Изидрайв», положены совершенно иные конструкторские идеи. В ней нет ни сложного и дорогого в производстве гидротрансформатора, ни планетарной коробки передач, х арактерных для современных автоматических трансмиссий. Обычное сцепление тоже отсутствует — его функции выполняют две электрические магнитно-порошковые муф - ' ты. Вместо планетарной коробки передач имеется система шестерен с косыми зубьями. Принцип действия автоматической трансмиссии «Изидрайв» ясен из схемы. Между приводимым от двигателя цилиндрическим колоколом коробки передач и концентрически расположеннымв нем другим колоколом, который связан валом с соответствующей передачей, имеется тонкий кольцеобразный воздушный шлиц, з аполненный порошком из мягкого железа. Посредством расположенных вокруг электромагнитов, которые получают питание •от генератора двигателя, этот порошок намагничивается соответственно возбуждаемой силе тока и обеспечивает таким образом передачу усилий между обоими колоколами. Передаваемые усилия прогрессируют соответМУФТАМИственно росту силы тока при увеличении числа оборотов двигателя и уменьш аются при снижении числа оборотов. Когда порошок полностью намагничивается и обеспечивает прочное соединение без проскальзывания (такое, например, к акпри полностью включенном нормальном дисковом сцеплении), снабжение током, необходимым для сохранения магнитного поля, принимает на себя аккумулятор; расход тока на это весьма невелик. В системе имеются две такие электромагнитные муфты. Когда приводное усилие становится выше или ниже потребного., специально отрегулированное реле мягко включает другую электромагнитную муфту ивыключает первую, либо посредством прерывания тока в цепи выключаются обе муфты вообще (холостой ход двигателя), так как порошок немедленно размагничивается. Большим преимуществом магнитно-порошковых муфт является то, что они не имеют износа и не дают никаких потерь переда-28 ВПРЫСК БЕНЗИНА ПО СИСТЕМЕ «СИТРОЕН»Французская фирма «Ситроен» опубликовала первые сведения о разработанной ею новой системе впрыска топлива, которой оборудованы 50 грузовиков, имеющих двигатели с рабочим объемом цилиндров 5 литров. По этой системе бензин впрыскивается перед впускным клапаном через отдельные для каждого цилиндра сопла. Вместе со свежим воздухом смесь всасывается в цилиндры илишь потом завихряется в камере сгорания специальной формы. Особенность новой системы впрыска состоит- не только в способе управления процессом сгорания внутри цилиндра но ив регулировании подвода топлива. Помимо изменения положения дроссельной заслонки, предусматривается также и раздельное поступление воздуха и топлива, которые смешиваются между собой лишь перед впускным клапаном незадолго до его открытия. По всасывающему трубопроводу поступает, следовательно, только чистый воздух, к акв дизелях. Принцип работы новой системы ясен из схемы. Воздух поступает через воздушный фильтр 1, впускной трубопровод 2и дроссельную заслонку 3к каждому цилиндру в отдельности. Перед заслонкой во впускной трубе имеется насадок Вентури. Подвод бензина осуществляется из бака 8 через фильтр 10 насосом низкого давления 9в насос высокого давления 11. Между раздельными системами подвода воздуха и топлива имеется дозирующий аппарат 5с барометрической коробкой 4, подключенной к впускной трубе (конструктивные подробности этого узла не раскрываются). Бензин подается сюда насосом высокого давления. причем дозирующий аппарат обеспечивает возвращение в бак излишнего для процесса сгорания количества топлива (по трубке 7). Доза, необходимая для впрыска, подается в распределитель 6и оттуда по отдельным трубопроводам согласно порядку зажигания к соплам 12. Впрыск осуществляется не непрерывно, а в точном соответствии с порядком работы, т. е. открытием соответствующих впускных клапанов. Впрыснутое перед впускным клапаном топливо перемешивается при сжатии с воздухом в вихревой камере 13 и затем воспламеняется свечой 14. Отработавшие газы упаляются по выпускным трубопроводам 15 и 16./#*^*^*/>*C/^VМОТОРОЛЛЕР «БЕЛЛА-204»)Фирма «Цюндапп» выпустила к 1960 году новую модель мотороллера «Белла». которая представляет собой как бы сочетание нескольких модификаций мотороллеров, выпускавшихся фирмой. Модель «Белла-204» имеет двухтактный короткоходиый двигатель с рабочим объемом цилиндров 198 смз (диаметр цилиндра 64 мм. ход поршня 62 мм), развивающий мощность 12 л. с. при 5400 об/мин. Двигатель устанавливается с небольшим наклоном вперед. Первичная передача крутящего момента от двигателя на четырехступенчатую коробку передач осуществляется втулочной цепью в масляной ванне с передаточным числом 1,78. Сцепление многодисковое, также работающее в масляной ванне. Передаточные числа коробки передач 3,14 — 1,96—1,40 — 1. Вторичная роликовая Цепь заключена в кожух и обеспечивает передачу на ведущее заднее колесо. Рама мотороллера выполнена из сварных труб, представляющих собой прочный хребтовый каркас, на который четырьмя болтами, расположенными под сиденьем, крепится кузов. Сиденье откидывается в сторону на ремне. Это позволяет быстро осуществлять снятие кузова при техническом обслуживании и ремонте мотороллера, облегчая доступ к основным его агрегатам. Кроме того, в кузове имеются большие боковые вырезы. позволяющие выполнять важнейшие работы по регулировке и обслуживанию. не снимая кузова. Конструкция подвески допускает нагрузку мотороллера до двух человек, общим весом до 160 кг. Передняя подвеска выполнена в виде качающегося рычага с пружиной и масляным амортизатором; задняя подвеска представляет собой ма-" ятниковую вилку с амортизатором. Дисковые колеса мотороллера снабжены колодочными тормозами с развитыми рабочими поверхностями (диаметр 150 мм, ширина 25 мм), обеспечивающими замедление до 7 м/сек2. Р азмер шин колес одинаковый (3.50—12). Максимальная скорость мотороллера «Белла-204» — 85 км/час. Вес его с полным бензобаком (8,5 л) и инструментом равен 146 кг. Габаритные размеры: длина - 1920 мм, высота — 980 мм, ширина - 660 мм. База — 13200 мм, высота сиденья от земли — 780 мм. наименьший просвет — 135 мм.РЕЗИНОВАЯ ПОДВЕСКА НА ПРИЦЕПЕФранцузская фирма «Кодар» выпустила конструкцию полуприцепа с резиновой подвеской, автоматически изменяющей подрессоривание соответственно нагрузке. Как видно на рисунке, подвеска осуществлена в виде длинной рессорнойподушки, в которой резиновые элементы размещены друг за другом между двумя плечами окружностей, центры которых рассчитаны и выверены очень точно. При увеличении нагрузки резиновые элементы прилегают к опорной поверхности, т ак сказать, «по очереди», что обеспечивает мягкость работы. Такая подвеска наиболее полно соответствует условиям движения, характеризуемым частыми переходами от полной нагрузки до весьма малой; для выравнивания этих «перепадов» нагрузок найденная конструктивная форма является весьма эффективной. Другим преимуществом новой подвески является возможность легкой замены отдельных резиновых элементов, без помощи ремонтной мастерской, Применение подвески «Кодар» дает известное уменьшение веса прицепа; так, выпускаемая фирмой прицепная цистерна с шасси, оборудованным описанной подвеской, весит при общей грузоподъемности 32 тонны всего 6600 кг.ваемых усилий, поскольку силовое соединение у них обеспечивается без проскальзывания. Таким образом, при применении передачи «Изидрайв» в автомобиле не требуется ни педали сцепления, ни рычага переключения передач. Под рулевым колесом находится небольшой рычажок, которым при обычной езде вообще не пользуются. Его лишь устанавливают в положение «Н» (нейтраль), что необходимо для того, чтобы завести двигатель. После пуска двигателя рычажок устанавливают в положение «Д» (движение), и автомобиль трогается с места при легком нажатии на педаль газа и снятии с ручного тормоза. Дальнейшее переключение передач осуществляется автоматически, соответственно оборотам двигателя, т. е. нажатию на педаль газа. При снятии ноги с педали газа двигатель автоматически отсоединяется от трансмиссии. Если хотят пользоваться двигателем для торможения автомобиля (на спусках), то устанавливают рычажок в положение «Л». В это же положение можноустанавливать рычажок при стоянках автомобиля, для «страховки» ручного тормоза (наподобие того, к ак это делают в обычных автомобилях, оставляя включенным рычаг переключения передач). Для движения задним ходом (при котором включение и выключение сцепления осуществляется также автоматически) рычажок устанавливается в соответствующее положение. Описанный агрегат значительно легчеукрепленный кольцейой. магнитпо весу, меньше по габаритам, проще и дешевле в изготовлении, чем гидротрансформаторы и гидродинамические передачи американского происхождения. Поскольку он к тому же обеспечивает более надежное и эффективное действие (без потерь трансформируемых усилий) и не повышает расход топлива, можно считать, что перед конструкторами открываются более реальные возможности применения автоматических сцеплений и передач в автомобилях среднего и малого литража.постоянное зацепление i] передачи / постоянный а свободный ход .Л^АЛ1ГЗ^ГЯприводной / магнитнопорошковая муфта прямого действия •КОЛОКОЛ Jп ередачи%/УЯ '%,укрепленный —кольцевой магнитмаховикмагнитна порошковая муфта непрямого действия3j~A Ш^и/.л^_ воздух вручную ГГ^^у^Гта...прцвоанои — включаемый t^A^N.. • .ТТТ^.^.>\>Д колокол } задний ход ЧУ УVv/Jf~~~ -~~ магнитный порошок к трансмиссии