Обсуждаем статью «Диктовать или не диктовать!» есть поставить на нейтраль. Только по еле этого можно осторожно отпустить I рычаг сцепления. В дальнейшем ней- | тральное положение коробки передач [ следует находить до момента полной остановки, то есть на ходу. Езда на первой передаче с частыми остановками — наиболее важное упраж- | нение во всем комплексе обучения. Вы- I полняя это упражнение, обучающийся Е овладевает необходимым автоматизмом \ движения, отрабатывает правильное обращение с рычагом муфты сцепления, приучается пользоваться тормозами, усваивает правильную посадку. Освоив движение по кругу в левую сторону, надо сменить -направление, превращая постепенно круг в вытянутый прямоугольник. После каждого поворота необходимо обязательно остановиться. Только после того, как обучающийся научится свободно выполнять повороты jв обе стороны, остановку и трогание с места, можно переходить к более сложным упражнениям — «змейке» и «восьмерке» (см. рисунки). Оба эти упражнения выполняются на первой передаче. Для езды «змейкой» хорошо воспользоваться какими-нибудь легкими столбиками, кирпичами или нарисованными на асфальте кружочками. Они должны располагаться по прямой линии на расстоянии полутора—двух метров друг от друга. Огибая их, мотоциклист движется по зигзагообразной линии — «змейке». Для «восьмерки» надо вычертить два соприкасающихся круга диаметром в пять—шесть метров каждый. В этом случае рычагом сцепления пользоваться не следует. Входя в окружность, надо несколько увеличить обороты двигателя, выходя из нее — уменьшить. Чем меньше восьмерка, тем медленнее должен двигаться мотоцикл. «Вписываться» в «восьмерку» надо попеременно — то вправо, то влево. После отработки этих упражнений можно начинать движение на второй передаче. Делается это следующим образом. На первой передаче необходимо развить скорость 15—20 км/час, затем «сбросить газ» и одновременно выключить сцепление. Пока обороты двигателя не упали, быстро поднять носком ноги рычаг перемены передач до упора, то есть на весь возможный его ход. После этого рычаг сцепления плавно отпустить и вновь увеличить обороты двигателя. Третья передача включается точно так же, с той лишь разницей, что разгон на второй передаче должен быть в пределах 30—35 км/час. Переход на низшие передачи не вызывает затруднения, если вы предварительно снизите обороты двигателя, действуя и рукояткой «газа» и тормозами, быстро выключите муфту сцепления, нажмете подошвой на рычаг перемены передач до отказа, то есть переведете его в положение второй передачи. Затем рычаг муфты- сцепления отпускают и несколько увеличивают обороты двигателя. Обычно езда на мотоцикле производится только на прямой передаче, а все остальные являются лишь вспомогательными, употребляют их при движении в трудных дорожных условиях. Надо иметь в виду, что до сдачи экзаменов в ГАИ и получения водительского удостоверения вы еще не водитель, ану<£1С£&,I • большим интересом прочел я статью т. Берестинского «Диктовать или не диктовать?». Автор статьи правильно говорит, что на диктовку подробного и подчас несовершенного конспекта преподавателем затрачивается 20—25 процентов учебного времени. Чтобы избежать этого, т. Берестинский предлагает универсальный способ • — полный отказ от конспекта и замену его учебниками. Но может ли учебник заменить конспект? Конечно, нет. И вот почему. Первая трудность заключается в выборе учебника для рекомендации его слушателям. Как известно, единого «стандартного» учебника для подготовки водителей нет. В школах и на курсах шоферов пользуются учебниками различных авторов. Наибольшее распространение имеют учебники тт. Анохина, Карягина, Соловьева. Однако и эти издания все же не могут полностью удовлетворить слушателей, имеющих различное образование и способности. В учебнике описывается устройство автомобиля не в строгом соответствии с требованиями программы, да и объем материала, изложенного в книге, подчас недостаточен. Следовательно, пользование слушателями во время самостоятельной работы только одним какимлибо учебником не обеспечит высококачественной подготовки. Второй трудностью применения метода, предлагаемого автором статьи, является недостаточное количество учебной литературы по автомобилю. Особенно остро это ощущается в тех городах, где имеются крупные учебные заведения по подготовке водителей. Помимо этого, литературу, имеющуюся . в учебном заведении, необходимо все время обновлять, ибо техника движется настолько быстро вперед, что пособия стареют. Следовательно, и здесь необходим конспект, в котором будет отражаться развитие советского автомобилестроения. Автор статьи указывает, что вопросы, предлагаемые слушателям для повторения, способствуют целеустремленному изучению материала. С этим я не согласен, ибо конкретные вопросы не ориентируют слушателя на глубокое изучение всей темы урока. Кстати, из примера, приведенного т. Берестинским, видно, что на материал, изложенный за один час, в среднем приходится один вопрос для повторения, что, конечно, недостаточно. Вопросы, предлагаемые автором учебника в конце описания какого-либо раздела, необходимы прежде всего тому, кто изучает устройство автомобиля саСм. «За рулем» № 7 за 1959 год./мистоятельно. Пользоваться же этими вопросами как основой повторения для курсантов будет неправильно. Я считаю, что замена конспекта вопросами, как предлагает Г. Берестинский,— это не обучение, а натаскивание курсантов, то есть метод, отвергнутый нашей советской школой. И, наконец, последнее. Полный отказ от конспекта в процессе обучения отрицательно скажется на подготовке курсантов к выпускным экзаменам. Не имея общих положений и выводов по изучаемому курсу, слушателю будет очень трудно в короткий срок восстановить по книге весь изученный материал. Из всего сказанного можно сделать вывод: конспект необходим. Вопрос только в том, как его лучше вести, чтобы он представлял для слушателей ценность ив то же время не отнимал большого количества времени на составление. Для достижения этого требуется, на мой взгляд, прежде всего тщательная, продуманная до мелочей подготовка преподавателя к уроку. Какие же методы применяются нами для составления хорошего краткого конспекта? Я часто использую классную доску, которая делится на две—три части, последовательно заполняющиеся в ходе урока схемами, рисунками, названиями деталей. На уроке я всегда очень подробно останавливаюсь на физических />ооцессах и принципах работы из>"" 'емых агрегатов и механизмов. Объяснения обычно сопровождаются вычерчиванием на доске заранее продуманных схем, рисунков. К слову говоря, наши учебники бедны такими схемами, а если они и есть, то не всегда выполнены удачно. По мере объяснения схемы я выписываю на доске названия основных частей, деталей данного механизма, и это находит свое отражение в конспектах слушателей. В данном случае на уроке отсутствует диктовка, но в конспекте курсанта остается отчетливый след изучаемого материала. Помимо этого, в конспект записывается краткая характеристика и назначение прибора или механизма. Другой метод заключается в том, что на первых уроках преподаватель заведомо замедленным рассказом и подчеркиванием главных мыслей приучает слушателя к записям в тетрадь следом за ним. В дальнейшем курсанты постепенно приучаются вести записи быстрее. Выбор того или иного метода зависит от темы урока, общеобразовательного уровня слушателей, от того, как данная тема описана в учебнике. Л. ЛЕБЕДЕВ, Усмань. преподаватель.лишь ученик. Поэтому не выезжайте на улицы и дороги до тех пор, пока вам не вручено удостоверение водителя мо ­ тоцикла. Д. АБЕЗЬЯНИН, преподаватель, спортсмен 1-го разряда.ч19Швv 1I