ьиолиографияИСПРАВИТЬ НЕТОЧНОСТИАвтотрансиздат выпустил «Учебник шофера второго класса»!, написанный в соответствии с действующей ныне программой. Учебник состоит из трех разделов: «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Устройство и техническое обслуживание автомобиля», «Эксплуатация автомобилей». Принятая авторами последовательность распределения материала довольно удачна. Она создает логическую взаимосвязь между разделами. Первый раздел написан в доступной форме и занимает всего 20 страниц. Второй раздел углубляет знания учащихся об устройстве, работе и техническом обслуживании новых марок отечественных автомобилей. К достоинствам этого раздела следует отнести также порядок изложения — назначение, устройство, работа, а затем техническое обслуживание, дифференцированное по видам. Авторам пришлось много поработать над тем, чтобы третий раздел — «Эксплуатация автомобилей» расположить всего на 25 страницах и при этом исчерпывающе изложить программный материал. Однако при переиздании книги следует обратить внимание и на ряд неточностей, которые допущены в учебнике. Приведем некоторые из них. Так, в 1-й главе — «Топливо» на стр. 7 описаны основные свойства бензина, его удельный вес и далее: «Сам по себе удельный вес не характеризует качества бензинов, однако, как правило, бензин с меньшим удельным весом обладает лучшей испаряемостью». Известно, что удельный вес является одним из основных физических свойств любого вещества и характеризует качество бензина, хотя бы потому. что влияет на испаряемость. В главе 2-й — «Масла и смазки» на стр. 15 приводится определение процесса регенерации масел. «Регенерация масел — есть процесс восстановления первоначальных свойств отработавших масел, после чего они вновь могут быть использованы для смазки двигателей». Но это не совсем точно. Да и сами авторы через несколько строчек оговариваются: «...регенерация масла неполностью восстанавливает первоначальные свойства, регенерированные масла следует применять в смеси со свежим маслом». По нашему мнению, более правильно было бы дать одно, примерно следующее определение: регенерация масел — есть процесс частичного восстановления первоначальных свойств отработавших масел, после чего они могут быть использованы в смеси со свежими маслами. В главе 3-й на стр. 22 асбест характеризуется как вещество, «обладающее высокой эластичностью». В главе 5-й «Система питания» на стр. 64 указывается, что «Очень богатая смесь, содержащая менее 6 весовых ча-По страницам зарубежных журнала*стей создуха на 1 весовую часть топлива, не воспламеняется», а двумя строчками ниже: «При пуске холодного двигателя смесь должна быть богатой с соотПоследние дни прошлого года и первые недели нынешнего ознаменовались ношением топлива и воздуха 1 : 3 , 1 :4...» на автомобильном рынке США весьма и далее поясняется, почему при пуске необходима смесь состава 1 : 3 , 1 : 4 . Но сенсационным открытием: уменьшение литража двигателей действительно явтут у курсантов обязательно возникнет ляется требованием дня и вырастает в вопрос: почему смесь состава 1 : 6 не воспламеняется, а смесь состава 1 : 3 , 1 : 4 одну из актуальнейших технико-экономических проблем автомобильной индудолжна воспламеняться? На этой же странице при определении состава смеси стрии. на малых оборотах холостого хода укаПервым симптомом оказался итоговый зано, что «Во время работы двигателя на баланс продажи автомобилей в течение малых оборотах холостого хода смесь 1959 года. Когда был подсчитан годовой также должна быть богатой, но иметь нет итог, стало ясно, что наибольший успех сколько меньший, чем при пуске, избывыпал на долю выпущенного концерном ток топлива ( 1 : 9 — 1 : 10)». Не меньший, Америкэн Моторс» в 1958 году автомоа больший, и не топлива, а воздуха. биля среднего класса «Рамблер». Его от-• т ем от типичной для того времени "* В этой же главе на стр. 117 неудачно продукции американских автозаводов быотредактировано следующее определело лишь то, что у него двигатель меньние: «Когда скорость вращения вала шего литража и относительно меньшие двигателя начинает превышаться до габаритные размеры кузова. Это оказа2000 об/мин, центробежные силы возрастают...». лось, однако, достаточным, чтобы «захудалый «Рамблер», к ак его высокомерно На стр. 123 написано: «Нарушение реназывал в своем обзоре детройтский жургулировки центробежного регулятора нал «Отомотив индастриз», оказался для оборотов», но не приведены причины, покупателей желаннее, чем прославленвызывающие нарушение регулировки, хоные «плимуты», «понтиаки» и «олдсмобитя по программе они должны изучаться нурсантами. ли». По количеству проданных автомобилей (около 400 000) марка «Рамблер» опеПри описании последовательности рередила названные выше марки, вышла гулировки центробежного регулятора на на третье место, сразу после «Форда» и малые обороты холостого хода ничего не «Шевроле». Сравнительно с 1958 годом сказано о снятии воздухоочистителя. производство автомобилей «Рамблер» поНа стр. 124 имеется указание: «Из обочти удвоилось, в то время как во всей их фильтров (дизельного двигателя. — автомобильной промышленности США наБ. Г.)... сливают по 0,1 л топлива». Это блюдался застои. Это небывалый успех, справедливо лишь для фильтра грубой который нинак нельзя отнести за счет очистки, а из фильтра тонной очистки каких-либо особых конструктивных сосливают 0,2 л топлива. вершенств автомобилей «Рамблер». В главе 6-й — «Электрооборудование» Другим важным итогом является тот на стр. 128 дается понятие об электричефакт, что импорт малолитражных автоской цепи, пригодное только для частмобилей из Европы достиг небывалого ного, редко встречающегося случая, когдля США уровня: в 1959 году не менее да сопротивление потребителей равно ну10 процентов от общего количества пролю: «Любой источник постоянного тока данных автомобилей составили автомобиимеет два полюса: положительный ( + ) и ли, ввезенные из Франции, Англии и отрицательный ( — ) . Если эти полюсы ФРГ. Юркие «европейцы» чувствуют сесоединить между собой проводником, то бя на наших улицах, к ак завоеватели, получим замкнутую электрическую сетует америнанский журнал «Мотор цепь...». Авторам следовало бы дать обКар». щее определение электрической цепи. Но еще более убедительно в пользу «малых литражей» говорит сводка о сбыНа стр. 156 указывается: «Выпрямите автомобилей в первые недели нотель, включенный в цепь генератора (певого 1960 года. Выпущенные в конце ременного тока), почти не пропускает топрошлого года первые «компактные авка в направлении от аккумуляторной батомобили» (см. «За рулем» Mr 1) сразу тареи к генератору, вследствие чего приже завоевали передовые позиции и польменение реле обратного тока для соедизуются значительно большим спросом, нения генератора с внешней цепью стачем обычная продукция автомобильных новится практически невозможным». Тут заводов. Число продаж автомобилей необходимо пояснить, что применение «Корвэйр» и «Форд-Фалкон» составило реле обратного тока не только невозможв январе от 9000 до 10 000 в неделю. До но, но и не нужно, т аккак его функции 10 000 автомобилей в неделю доведено выполняет выпрямитель. производство «Рамблеров», а также модеНесмотря на неточности, «Учебник шоли «Ларн» на объединенных заводах фера второго класса» является хорошим Паккард—Студебекер. Если иметь в виду, учебным пособием для самостоятельных что общее производство автомобилей в занятий водителей. США значительно сократилось из-за 1 длившейся в течение последних месяцев Б. ГЕЛЬБУРТ, А. А. Сабинин, И. П. Плеханов, В. А. 1959 года забастовки рабочих металлурпреподаватель учебного комбината Черняйкин. Автотрансиздат. Москва. гической промышленности, т о цифры «Главмосавтотранса». 1959. выпуска «компактных автомобилей» начинают выглядеть еще более внушительно и приобретают еще больший удельный вес. Если в «модельный год 1959» (т. е. в период между автомобильными выставками 1958 и 1959 годов) было выпущено 505 748 автомобилей «Рамблер» и «Ларн», то к концу января 1960 года (т. е. за первый квартал нового «модельного года») общий выпуск компактных автомобилей достиг 506 000. К ак сообщает «Уолл-Стрит Джорнэл», компактная моОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, дель «Дарт» составляет уже сейчас ПОМЕЩЕННЫЕ В № 2 ЖУРНАЛА 75 проц. всей продукции автомобильных заводов Доджа. По последним данным, три основных 5. Провод, соединяющий корпус фа4. При заправке системы охлаждения автомобильных концерна в США, тан ры с массой мотоцикла, установлен для водой она начала вытекать из карбюратора потому, что водитель завернул один уменьшения сопротивления в цепи и для называемая «Большая тройка», готовят новые модели «компактных» автомобипредупреждения повреждения подшипиз болтов крепления головки блока (на лей. Заводы Форда начнут в марте выников рулевого стержня вследствие стороне расположения клапанов) без пуск модели «Комета», которая является электроэрозии. При отсутствии провода, шайбы. В результате торец болта выдагодной сестрой «Фалнона», а «Дженерал соединяющего корпус фары с рамой, вил чугунную стенку, отделяющую воМоторс» объявил о выпуске с июня 1960 подшипники оказываются в цепи тока', дяную рубашку блока того участка года «компактного автомобиля из семьи который при включении, например, впускного канала, который находится «Бьюик». Осенью 1960 года должен подальнего света достигает 5 — 6 а. возле седла впускного клапана. Когда явиться новый «Рамблер» с открытым водитель обнаружил свою ошибку, он 6. Водитель слегка покрыл графитной кузовом типа «кабриолет». установил вместо этого болта шпильку, мазью все сочленения и трущиеся бокоСообщается, что ужев 1960 году выкрепящую на головке блока кронштейн вые поверхности колодок; после этого пуск «компактных автомобилей» состадля фильтра тонкой очистки. Таким обони стали легко центрироваться и задевит 23 процента от общего производства разом, отверстие, обрзовавшееся в свсде вание за тормозной барабан прекратиавтомобилей в США. впускного канала, оказалось заделанным. лось.«КОМПАКТНЫЕ» АВТОМОБИЛИ ВЫТЕСНЯЮТ «СУХОПУТНЫЕ ДРЕДНОУТЫ»£Ч_31