Летом прошлого года в нашей стране гостил польский конструктор и гонщик Ромуальд Ижевский, один из создателей специального мотоцикла ФИС для гонок по гаревой дорожке. Он оказал советским спортсменам большую дружескую помощь. Возвратившись на родину, т. Ижевский выступил а журнале «Мотор» со статьями, в которых высоко оценил мастерство наших гаревинов. По просьбе редакции, т. Ижевский написал нам об организации гаревых гонок в ПНР и поделился впечатлениями о своей поездке в СССР. .Мотоцикл ФИССоздатели гаревого мотоцикла ФИС тт. Ижевский и Федко.„ШУЖЕЛЬ" В ПОЛЬШЕВ 1953 году на одном из гаревых треков состоялись товарищеские состязания команд общества «Текстильщик» и общества «Сталь», к которому принадлежу и я. Наши гонщики проиграли. Именно после этого поражения мы вместе с механиком Федко решили создать мотоцикл, который, надежно обеспечивая успех наших спортсменов, мог бы конкурировать с импортируемыми из Англии «Жапами». Через два года был готов первый мотоцикл для гонок на гаревом треке. Тогда же гонщик Назимек из общества «Гвардия» провел успешные ходовые испытания нового мотоцикла. После этого Центральный комитет Польского мотоциклетного союза в Варшаве заказал большую партию новых мотоциклов. Благодаря недорогим деталям, которые без больших затрат можно было изготовить в Польше, удалось наладить производство машин, В результате число секций спортсменов-гаревиков быстро возросло. Ныне соревнования по гаревым гонкам проводятся у нас на 30 треках и собирают тысячи зрителей, так как пользуются особой популярностью. Наше детище ФИС (Федко, Ижевский, «Сталь») сейчас хорошо известно-во многих странах, в том числе в СССР. В Польше создано три лиги «гаревиковя, в каждой из которых имеется 8 команд. Встречи на гаревых дорожках происходят у нас в течение всего спортивного сезона. Соревнования на первенство страны начинаются ранней весной. В перерыве между первой и второй половиной соревнований проводятся международные встречи, матчи между клубами, розыгрыш различных призов. Затем продолжаются состязания в лигах. В течение года команды каждой лиги встречаются дважды: один раз на своем треке и второй раз на треке противника. При наличии восьми команд (по 6 человек в каждой) проводится четырнадцать встреч. У нас применяется очковая система командного зачета (победа дает два очка, ничья—одно). Если две команды получают одинаковое количество очков, то победитель выявляется по сумме очков, полученных в предварительных заездах. В результате такого подсчета определяется команда-победительница (чемпион страны). Команды первой лиги, занявшие два последних места (седьмое и восьмое), на следующий год соревнуются во второй лиге, а их места занимают команды, занявшие первое и второе места во второй лиге. По такому же принципу проводится пополнение третьей лиги, но из нее нельзя выбыть, так как она является начальной. У нас проводятся и личные соревнования на звание чемпиона страны: шестьдесят четыре гонщика — претендента на личное первенство (по годовой сумме очков, полученных в различных соревнованиях) начинают борьбу за участие в четвертьфинале в четырех городах одновременно. Тридцать два основных и четыре запасных гонщика состязаются за право участия в полуфинале. В финал попадает шестнадцать основных и два запасных гонщика. Финал личного первенства проводится на треке той команды, которая в предыдущем году была чемпионом страны. Каждый гонщик выступает пять раз в двадцати заездах, получая за первое место три очка, за второе — два, за третье — одно и за четвертое — ноль. Сумма полученных очков позволяет определить победителей. При равном количестве очков решающим является количество первых, вторых и т. д. мест. А при равенстве и этого показателя преимущество определяется по лучшему времени.ЮморИ В СССРВо время пребывания в Советском Союзе я присутствовал на первенстве СССР 1959 года в Уфе и видел соревнования на приз закрытия сезона в Ровно. Очень сильное впечатление произвели на меня симпатии к гаревым гонкам не только со стороны спортсменов, но и популярность их среди населения, особенно молодежи. Стадионы и мототреки, где проходят гаревые гонки в СССР, всегда переполнены зрителями. В городе Ровно на следующий день после состязаний в местный автомотоклуб пришло много молодых людей, желающих заниматься в секции мотоспорта. То же мы наблюдали ив Уфе. Меня восхищает, как быстро советские гонщики осваивают нелегкую технику взятия старта и прохождения виража. Я видел, как спортсмены, впервые выступающие в соревнованиях, с успехом конкурировали с опытными гонщиками. В Польше таких спортсменов назвали бы «восходящими звездами жужеля». Недостаточное количество гаревых треков в СССР и значительные расстояния между ними затрудняют развитие этого вида спорта. Концентрация машин в одном месте (например, в Центральном автомотоклубе находится более 40 машин, тогда как на местах, где имеются треки, их не больше шести) не позволяет механику хорошо подготовить мотоциклы к соревнованиям. Этого можно избежать, если построить еще несколько гаревых треков и обеспечить их примерно равным количеством мотоциклов, закрепленных за спортсменами. Хочу отметить некоторые организационные неполадки, которые были иу нас на первых этапах развития «жужеля». Это излишне большое количество людей, обслуживающих соревнования, неодновременная заводка и выезд машин на старт. Самым крупным недочетом следует считать малое количество тренировок и соревнований. Но я уверен, что с развитием гаревого спорта в СССР все эти трудности будут преодолены. Успехи советских гонщиков убедительно показывают, что недалеко время, когда этот спорт в СССР достигнет расцвета и ваши гаревики внесут существенные изменения в таблицу розыгрыша первенства мира. Р. ИЖЕВСКИЙ.Р исунки Б. Костина по теме Б. и К. Соколовых.Жешув.30