/ШАГ К ПЕРВЕНСТВУвого этапа гонок у Билли Андерссона «полетела» коробка передач. Это известие советские механики восприняли как свою собственную неудачу. По приезде в Москву мы вместе с Андерссоном пошли в мастерскую стадиона имени Ленина. Здесь готовились к празднику «Русской зимы». Однако, когда я объяснил, в чем дело, токари сразу взялись за нашу работу. Более двух часов ушло на то, чтобы привести в порядок неисправный узел. Когда работа была окончена, швед стал благодарить и вытащил бумажник. Молодой токарь, увидев это, обиделся. «За деньги я не стал бы делать эту работу», — с досадой сказал он. Когда переводчик передал Адерссону эти слова, известный гонщик до глубины души был взволнован таким проявлением дружбы. оревнования на ледяной дорож ­ ке весьма популярны в Финляндии. Прежде в зимнее время они проводились каждую неделю. Теперь же число их несколько уменьшилось. Объясняется это известной узостью географии ледяных гонок, которые культивировались в основном в Скандинавии. Поэтому мы были рады узнать, что этот вид соревнований успешно развивается в Советском Союзе. Приглашение Центрального автомотоклуба СССР было принято нами с большим удовлетворением. Из Финляндии в СССР приехали два спортсмена мастерского класса (по принятой у нас классификации) — Кауко Йоусанен и Аннти Паяри и два молодых гонщика — Пертти Миккола и Балле Сельверстов, имеющие небольшой опыт международных встреч. Результаты, показанные финскими спортсменами, в общем удовлетворительны, хотя они и могли бы быть лучше. Сказалась осторожность гонщиков, нежелание рисковать. Нужно отметить, что доля риска непременно должна присутствовать в таких соревнованиях, иначе они не будут интересны.С_ Федор ШАХМАТОВ, мастер спорта ;• н ожвтва волнующих Июужбы мне осоННГмнился один. последнем заезде пер[.оветские и чехословацкие мотоспортсмены " в ыступалив соревнованиях на чешских гаревых мотоциклах ЭСО (класса до 500 см 3 ). Шведские и финские гонщики стартовали на мотоциклах. специально приспособленных для мото-МОТОЦИКЛЫ УЧАСТНИКОВМотоцикл финских гонщиков.ОРГАНИЗАЦИЯехословац'кие мотоциклисты всегда • с большой радостью едут в Советский Союз. В спортивном соперничестве на трассах соревнований родилась замечательная дружба мотоспортсменов двух братских народов. В Чехословакии с интересом следят за ростом мастерства советских гонщиков, сравнительно недавно вышедших на международную арену. В сентябре прошлого года мы горячо аплодировали советской команде, успешно выступавшей на XXXIV мотоолимпиаде. Сотни тысяч наших граждан знают теперь имена лучших советских гонщиков. Особенно восхитили всех Крузе и Решетнике. Они продолжали борьбу, невзирая на серьезные травмы, и показали пример подлинного спортивного мужества. Генерал-лейтенант Грушка вручил советским гонщикам золотой почетный знак СВАЗАРМа. Приезжая в СССР, чехословацкие спортсмены всегда чувствуют себя как в родной семье. Чешский мотоспорт завоевал проч ­ ные международные позиции. Но гон ­ ки на льду — новый для нас вид соревнований. М ягкие климатические условия не позволяют нам широко его культивировать. Поэтому, собираясь в СССР на розыгрыш кубка «Дружба народов», мы не рассчитывали на победу, а думали отом , чтобы перенять опыт мастеров ледяной дорожки . И в этом отношении, мне кажется, м ы достигли цели, хотя среди призеров соревнований и нет имен чешских гонщиков. Поездка наша в СССР преследовала и еще одну цель — проверку пригодности гаревых мотоциклов ЭСО кмо ­ тогонкам на ледяной дорожке . И мне кажется, чехословацкие машины выдержали экзамен. Об этом убедительно го ­ ворят победы, одержанные во многих Цгонок на льду, с двигателями английской фирмы «ЖАП». Чешские двигатели по мощности не уступают им, а по своим конструктивным данным являются более перспективными. Ходовую часть финны и шведы в большинстве случаев изготовляют сами. Рамы шведских и финских мотоциклов по сравнению с чехословацкими имеют более жесткую конструкцию. Угол наклона передней вилки тоже несколько больше. Оба эти фактора положительно влияют на устойчивость мотоцикла, особенно при прохождении виражей. Заслуживает внимания и конструкция передней вилки, которая при сравнительно легком весе обладает достаточной жесткостью. Пружина передней вилки, установленная между двумя перьями у рулевой колонки, работает на сжатие. Ход передней вилки — 45 — 50 мм. На шведских и финских мотоциклах установлены двухступенчатые коробки передач. Общее передаточное отношение на прямой передаче колеблется от 9,5 до 10. Размер переднего колеса 23", заднего — 21". На переднем и заднем колесах применяются точеные шипы оригинальной конструкции (см. рис.). Расположение гайки крепления сверху позволяет быстро, без демонтажа шины, закрепить шип. На некоторых мотоциклах масляные бачки для подогрева масла устанавливались около выпускной трубы.Мотоцикл шведских гонщиков.Отбйрстиш ^ х . * .una'—luauti16