ПРИСПОСОБЛЕНИЕдляНАКАЧКИ ШИН|_| а автомобилях Уральского автоза* * вода в течение многих лет применяется поршневой одноцилиндровый компрессор для накачки шин с шестеренчатым приводом от коробки передач. Компрессор обеспечивает накачку шины до давления 5—5,75 атм в течение 15—20 .минут. Однако компрессор является сравнительно сложным, трудоемким, дорогим и недостаточно долговечным узлом. Он включает более 50 деталей, вес его 12 кг , стоимость 65 рублей, трудоемкость механической обработки и сборки 150 минут. Поэтому целесообразно заменить такой компрессор более простым приспособлением для накачки шин. На автомобилях ГАЗ-51 специальный компрессор отсутствует, накачка шин производится приспособлением, ввертываемым в одно из свечных отверстий головки блока цилиндров двигателя.0/^чугловым корпусом 6, в котором расположены запорный клапан 5и нагнетательный клапан 8. Впускные клапаны 1и9 такие же, как ив приспособлении ГАЗ. Штуцеры 2и4 соединены трубкой 3. К штуцеру 7 присоединяется шланг, по которому воздух подводится к шине. Впускной клапан 1 ввертывается в свечное отверстие 2-го цилиндра двигателя, впускной клапан 9 — в свечное отверстие 4-го цилиндра. Схема работы приспособления показана на рис. 3. При ходе поршня 2-го цилиндра вниз через впускной клапан9К шинеРис. 2.ИСжатие Рис. 3.Рабочий ходОднако для замены компрессора I УралЗИС оно непригодно. Практика показала, что при работе приспособления ГАЗ-51 <: двигателем УралЗИС-355М ] необходимое давление в шинах достигается лишь в течение 25—35 минут. В целях повышения эффективности приспособления типа ГАЗ-51 рационализатор Уральского автозавода К. К. Якимович предложил накачивать шины приспособлением двухступенчатого действия, работающим одновременно от двух цилиндров двигателя. В настоящее время такое приспособление придается каждому автомобилю УралЗИС-355М, а также изготовляется заводом для машин данного выпуска. Приспособление (рис. 1 и 2) состоит из впускного «лапана 1с приваренным штуцером 2, впускного «лапана 9с300 400 500 600 700 800 900 Ю00ОБОРОТЫ в мин.приспособления в цилиндр входит наружный воздух, в это время в 4-м цилиндре поршень идет вверх. После 2 /з хода поршня 2-го цилиндра вниз поршень в 4-м цилиндре идет вниз и также засасывает наружный воздух. При последующем движении поршня вверх воздух во 2-м цилиндре' сжимается и по перепускной трубке нагнетается в 4-й цилиндр, < котором продолжается в всасывание воздуха. Часть воздуха, поступившего из 2-го цилиндра в 4-й, уходит через открытый 'в это время впускной клапан (двигателя) 4-го цилиндра, а часть добавляется к воздуху, засосанному через впускной клапан приспособления в 4-й цилиндр. При последующем перемещении поршня в 4-м цилиндре вверх после закрытия впускного клапана двигателя поршень сжимает воздух (запорный клапан закрыт), при этом открывается нагнетательный клапан и воздух идет по шлангу в шину. Диаграмма зависимости давления воздуха на выходе из приспособления от оборотов коленчатого вала двигателя приведена на рис. 4. Испытания двухступенчатого приспособления показали его высокую эффективность и долговечность. При 400 — 600 об/мин оно развивает наибольшую производительность, а двигатель на этих оборотах работает устойчиво на 4 цилиндрах. Время накачки шины 8,25—20 до давления 5 атм составляет 5—7 минут. Установка приспособления на двигатель и снятие его занимают 2—3 минуты. Следует отметить, что в процессе работы приспособление заметно нагревается, поэтому после накачки его нужно снимать в рукавицах. Рисунок Г. Возлинского.