В СТРАНАХ НАРОДНОЙДЕМОКРАТИИПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД КИТАЯОколо Чанчуня вырос первый Чанчуньский автозавод. Выпускаемые здесь грузовики «Цзефан», вездеходы, легковые автомобили «Хунци» и другие машины активно служат делу социалистического строительства. К ак только войдешь на территорию завода, бросается в глаза широкая центральная магистраль. По сторонам ее зеленеет трава, высажено много различных цветов, стоят рядами тополи. Иногда кажется, что это не территория завода, а богатый зеленью парк. На южной оконечности магистрали высятся четыре дымящие высоченные трубы тепловой электростаи ции. На территории завода расположены огромные корпуса кузнечного, литейного, механического, моторного, штамповочного, сборочного и других цехов. Кроме оснащенных совершенным оборудованием основных цехов, имеется еще ряд вспомогательных предприятий, способных производить различный инструмент, осуществляющих ремонт оборудования, снабжающих электроэнергией, сжатым'воздухом, газом, кислородом. Завод располагает также совершенной конструкторсно-экспериментальной базой. Рядом с цехами и другими постройками завода выросло больше 100 трех- и четырехэтажных жилых домов для рабочих ислужащих ; открыты для них общественные столовые, детские сады, ясли, школы, больницы, магазины и клубы. Трамвай и автобусы связывают завод с г. Чанчунем. томатические бетономешалки, на завод по производству армированного бетона. Техникой она овладевала прямо на строительстве. Работы здесь не прекращались круглый год. Ни ветер, ни мороз, ни дождь не могли остудить пыл молодых патриотов.ПОЛЬСКИЙ МОПЕДНаряду счетырехтактными мотоциклами «Юнак», имеющими рабочий объем 3 цилиндров двигателей 350 см , и мотоциклами ВСК, имеющими двухтактные 3 двигатели класса 125 см , п ольская пром ышленность освоила такжеи производство мопедов отечественной конструкции. Выпуск их уженачался на металлозаводе во Вроцлаве. Общий вид мопеда, получившего наименование «Рысь», представлен на фото (рис. 1). Обращает на себя внимание развитая облицовка, о беспечивающая хорош уюзащиту двигателя, агрегатов и цепей. Шасси мопеда состоит из трубчатой рамы смаятниковой подвеской заднего колеса и телескопической вилкой на переднем колесе. Амортизаторы маятниковой подвески заднего колеса закрытыизящной облицовкой, а передняя телес копическаявилкавыполнена заодно с корпусом фары . На мопеде установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с возвратной продувкой, имеющий рабочий объем цилиндров 49,8 смЗ (диаметр цилиндра — 38 мм, ход поршня — 44 мм) и степеньсжатия 6,5. Двигатель выполненв одном блоке с двухдисковым пробковым масл яным сцеплением, двухступенчатой коробкой передач и педальным кик-стартером. Передачи переключаются, как обычно, поворотом рукоятки на руле. Двигатель развивает мощность 1,6 л. с. при 5000 об/мин. З ажигание осуществ ляется от маховичного магнето, мощностью 16 ватт.ПОМОЩЬ ДРУЗЕЙЦ тройную помощь нам оказал Совет" с кий Союз. У жев 1951 году правительство СССР послало к нам своих специалистов для оказания помощи в выборе места строительства. Советские и китайские специалисты совместно исследовали обширные районы Северо-Восточного и Южного Ки ­ тая. Вслед за этим в Советском Союзе начались работы по проектированию первого автозавода. Для этого там было мобилизовано 26 проектных организаций. Более 100 машиностроительных заводов Москвы, Ленинграда, Свердловска, сибирского города Ирнутска и других городов Советского Союза получили заказы на производство оборудования для нашего первого автозавода. Особенно большой вклад в дело строительства нашего первого автозавода внес Московский автозавод имени Лихачева. В результате трехлетнего упорного труда, помощи народа всей страны, кооперирования больше чем с 60 предприятиями огромные трудности были преодолены, и на ровном месте вырос современный автомобильный завод. Прошло менее 4 лет с момента выпуска первых автомобилей «Цзефан». Коллектив молодого завода за это время добился огромных успехов как по увеличению выпуска машин, т акив усовершенствовании методов их производства. Рабочие ислужащие завода систематически перевыполняют государственный план. Темпы производства автомобилей быстро растут. Если количество выпущенных автомобилей в 1956 году принять за единицу, то в 1957 году и 1958 году их количество увеличилось соответственно в6и 14 раз. Вследствие непрерывного роста продукции, повышения технического уровня и роста производительности труда себестоимость продукции в 1958 году по сравнению с 1956 годом снизилась примерно вдвое. За три года коллектив предприятия сэкономил для государства средства, равные 'А затраченных на строительство завода. Заметно улучшилось и начество выпускаемой продукции. Гарантийный пробег грузовых машин возрос с 25 до 50 тыс. к м . Больших успехов добился завод такжеив освоении новых видов продукции, подготовке технических кадров, повышении производственной мощности цехов. По первоначальному проекту автозавод должен был выпускать только одну марку грузовых автомобилей. Для удовлетворения растущих потребностей страны были в экспериментальном порядке разработаны конструкции автомобилей среднего нласса «Дунфын» («Ветер с востока»), высшего класса «Хунци» («Красное знамя»), трехосного грузовика, вездехода, а также других типов автомобилей и моторов. Эти марки автомобилей и моторов уже выпускаются. Другим свидетельством быстрого развития автозавода является стремительный рост его мощности. Проектная мощность завода равна 30 000 автомашин в год. Однако ужев 1958 году без дополнительного расходования средств и установления оборудования завод выпустил 60 000 машин. Это стало возможным благодаря массовой технической революции на заводе, благодаря тесной связи рабочих и технического состава с руководством, благодаря внедрению в производство в течение одного месяца более 2000 рационализаторских предложений. Рабочие ислужащие полны решимости вывести свой завод в число лучших автомобильных предприятий мира. (Сокращенный перевод из газеты фанцзюнь бао»),ЭНТУЗИАЗМ СТРОИТЕЛЕЙВ памяти китайского народа навсегда ° сохранится 15 июля 1953 года. В этот день в центре площади, на месте будущего завода, была установлена белая мраморная плита с начертанными на ней словами председателя Мао, специально написанными для первого автозавода. Огромные задачи социалистического строительства требовали сооружения автозавода в возможно короткие сроки. На место строительства непрерывным потоком начали поступать материалы и механизированное транспортное оборудование из Пекина и Шанхая, Чунцина и Аньшаня, лес из Чанбайшаня, песок и галька из Сунхуацзяна. К месту строительства потянулись опытные металлисты Шанхая и молодые крестьяне провинции Гирин, выпускники высших учебных заведений и демобилизованные воины Народно-освободительной армии. Молодежь пошла работать на землеройные машины, подъемные краны, авКолонна автомобилей «Цзефан» («Освобождение») покидает территорию первого автомобильного завода.Облицовка, которой закрыт весь силовой агрегат, к репится всего на трех болтах и легко снимается , о ткрывая доступ ккарбюраторуи электрооборудованию. На рисунке2показаначасть мопеда при снятой облицовке, где 1 — регулировочный винт амортизатора задней маятниковой подвески; 2 — наполнительное отверстие для маславкоробке передач; 3 — установочный винт сцепления; 4 — р егулировочный винт боуденовского троса для переключения передач; 5 — скоба глушителя, 6 — хомутик креплениявыпускной трубы. На мопеде примененытормоза полно-' ступичного типа, диаметром 97 мм. Габаритные размеры мопеда; длина — 1850 мм, высота — 1080 мм, база колес — 1175 мм. При нормальной нагрузке (1 пассажири 30 кг багажа) мопед развивает максимальную скорость до 50 км/час и расходует 1,8 л топлива на 100 км пробега. «Цзе- 1 Емкость бака (5.75 л) обеспечивает радиус действия более 300 км.28