ВЫПРЯМИТЕЛЬИнж. Ю. ГОРНУШКИН аждый владелец автомобиля или мотоцикла сталкивается с вопросом: как зарядить аккумулятор? Для этой цели служит, как известно, выпрямитель. Но где его взять? Оказывается, можно изготовить самому так называемый «алюминиевый» выпрямитель, который вполне пригоден для зарядки автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов от сети переменного тока. Л1 1ЗЭ**КL^CРис. 1. Устройство выпрямителя. Принцип его действия заключается в следующем. Если опустить в раствор углекислого аммония два электрода — алюминиевый и железный — и подвести к ним переменный ток, то такая система будет пропускать его только лишь в одном направлении, т. е. преобразовывать переменный ток в постоянный, выпрямлять его. Объясняется это односторонней проводимостью окисной пленки, которая образуется на поверхности алюминия при взаимодействии его с раствором. Для изготовления выпрямителя нужно взять какой-нибудь сосуд 1 (рис. 1) емкостью 3—10 л. Можно, например, использовать обыкновенную эмалированную кастрюлю. Чем больше емкость сосуда, тем лучше: выпрямитель будет меньше нагреваться во время работы. Для этого сосуда нужно сделать деревянную крышку 2, в которой укрепляются алюминиевый 3и железный 4 электроды. Электрод 3 проще всего изготовить из куска алюминиевой проволоки диаметром 4—5 мм, свернув ее в плоскую спираль так, чтобы получился круг диаметром 45—50 мм (рис. 2, а). Электрод 4 (см. рис. 1) можно вырезать из куска жести в виде квадрата со стороной не менее 50 мм. К нему надо припаять железную проволоку диаметром 2—3 мм для крепления к крышке (рис. 2, б). Если сосуд металлический (например, жестяной), то можно обойтись без специального железного электрода. В этом случае им будет служить сам сосуд. Электроды устанавливают в крышке так, чтобы расстояние между ними составляло 5—10 см и чтобы они находились как можно ближе к дну сосуда, не касаясь, однако, его. Сосуд наполняют раствором углекислого аммония (его приобретают Рис. 2. Электроды-, а — алюминиевый; б — железный.Припалть UJIU.в магазине химических товаров или учебно-наглядных пособий), после чего выпрямитель готов. Для приготовления раствора нужно развести 100 г углекислого аммония в1л воды. В крайнем случае можно заменить раствор углекислого аммония насыщенным раствором обыкновенной питьевой соды. Выпрямитель с содовым раствором работает так же хорошо, как ис раствором углекислого аммония. Но при нагревании до 60° выпрямляющее действие его прекращается. Поэтому нужно делать перерывы для охлаждения содового раствора. Перед тем как приступить к заряду аккумуляторов, нужно подвергнуть выпрямитель формовке. Для этого включают его в сеть переменного тока последовательно с сопротивлением Rи электрической лампой мощностью 100—150 вт (рис. 3). Формовку продолжают до техРис. 3. Схема включения выпрямителя в сеть при формовке.iSlг8<*з_г.1 d=eРис. 4. Схема, включения выпрямителя в сеть с конденсатором. Емкость конденсатора подбирается в зависимости от типа заряжаемого аккумулятора и напряжения сети (см. табл. 1). При использовании конденсаторов малой емкости соединяют их между собой параллельно. Общая емкость будет равна сумме емкостей всех конденсаторов.Таблица ВЕЛИЧИНА СОПРОТИВЛЕНИЯ И ЕМКОСТЬ КОНДЕНСАТОРА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА АККУМУЛЯТОРА И НАПРЯЖЕНИЯ СЕТИ Марка и модель автомобиля или Тип аккумулятора Зарядный ток в амперах Величина сопротивления в омах для сети с напряжением 127 в 220 в30 30 30 30 70 230 60 60 60 60 135 4201Емкость конденсатора в мкф для сети с напряжением 220 в 127 в100 100 100 100 45 15 50 50 50 50 25 8«Волга» М-21 «Победа» М-20 «Моеквич-402» «Москвич-400» М-72 ИЖ-49, К-125- 6СТ-54 6СТ-54 6СТ-42 ЗСТ-60 ЗМТМ-14 ЗМТ-73О3 3 1,5 0.5»4+J П пршигепатьХ«-г+зпор, пока на поверхности алюминия не перестанут появляться искры. После этого выпрямитель готов к работе. Для заряда подключают аккумулятор вместо лампы, которая использовалась при формовке, так, чтобы его положительная клемма была соединена с алюминиевым электродом, а отрицательн ая — с одним из проводов сети. Сопротивление R ограничивает ток в цепи и позволяет при заряде аккумулятора обходиться без контроля и регулировки зарядного тока. Сопротивление изготовляют из нихромовой проволоки, намотанной на керамическую трубку. Величина его выбирается в зависимости от типа заряжаемого аккумулятора и напряжения сети (см. табл. 1), а диаметр и длина проволоки — в зависимости от величины сопротивления и зарядного тока (см. табл. 2). Выпрямитель, включенный по указанной выше схеме, потребляет довольно много энергии, более 90% которой рассеивается в ограничительном сопротивлении. Значительно улучшить экономичность выпрямителя можно, заменив сопротивление конденсатором С (рис. 4). В этой схеме допускается применение любых конденсаторов за исключением электролитических. Рабочее напряжение их должно быть не менее 200 в для сети 127 ви не менее 300 в для сети 220 в.Параллельно конденсатору нужно включить сопротивление величиной 50100 тыс. ом (типа ВС), через которое он разряжается при выключении выпрямителя. Выпрямитель следует подвергать формовке перед каждым включением для зарядки аккумуляторов. Если он работал Таблица 2 ДИАМЕТР И ДЛИНА ПРОВОЛОКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕЛИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ И ЗАРЯДНОГО ТОКА Величина Длина Зарядный сопротивДиаметр ток ления в проволоки проволоки в мм в амперах в мм омах3 1,5 0,5 30 60 70 135 230 420 1,0 1,0 0,7 0.7 0,4 0,4 26 48 21 42 26 50недавно, то формовка занимает 1—2 минуты, если долго бездействовал, то для нее требуется более длительное время. К включенному выпрямителю, а также к заряжаемому аккумулятору прикасаться не следует, так как они непосредственно соединены с электросетью.23