По страницам пар) бетных турналоз Библиография ПОЛМИЛЛИОНА МОТОЦИКЛИСТОВ Польский журнал «Мотор*> приводит интересные данные о распространении среди населения мотоциклов. Так, в городе Вроцлаве сейчас насчитывается 60 тысяч мотоциклистов (помимо 11 тысяч владельцев автомобилей). . Десятки тысяч водителей мотоциклов в Катовицах, Лодзи ивдругихпромышленных центрах. Всего вгтране более 500 000 человек владеют мотоциклами. Интересны данные о составе мотоциклетного парка . К аждый четвертый мотоцикл — м аркиВФМ . а каждый восьмой — ВСК (обе машины отечественного производства). Большой популярностью пользуется советский мотоцикл ИЖ, нот орый занимает четвертое (после чехословацкой -'Явы») место. Мотороллеры составляют 6 проц. от общего количества двухколесных, машин. 8 ТИСКАХ ДОРОГОВИЗНЫЧТО ЧИТАТЬ О СПОРТИВНЫХ СУДАХВ водно-моторном спорте огромное значение имеет самостоятельная постройка судов. К ак правило, спортсмены не только сами строят, но и разрабатывают проект ыи рабочие чертежи скутеров , мотолодок, катеров и глиссеров. В редакциюжурнала поступает много писем с просьбой дать рекомендации по строительству спортивных судов. Приводим аннотированныйсписоклитературы , пользуясь которой , водномоторн икисмогут найти ответы на многие интересующие их вопросы. Р. Ш ИБАЕВ . Скутер ДОСФЛОТ-1. Изд. ДОСАРМ. 1949, 38 стр. Конструкция и постройка скутера обычного типа, с двойными скулами, для моторов классов «А», «В» и «С». А. В. П ЕТРОВ . Яхта «Турист». Изд. ДОСАРМ. 1950, 60 стр. Конструкция И постройка деревянного швербота с упрощенными обводами (плоскодонного). Предусмотрена возможность установки подвесного мотора. Ю. В. Е МЕЛЬЯНОВи Р. Н. Ш И ­ БАЕВ. Водно-моторный спорт. Изд. «Физкультура и спорт». 1950, 200 стр. В книге дано общее описание устройства спортивных мотосудов. В приложении приводится методика расчета глиссеров и гребных винтов. Л. Л. Е РМАШи др. Клееная древесина в катеростроении. Судпромгиз. 1950, 150 стр. Конструкция элементов катеров с применением фанеры и клееных деталей; изложены методы построения обводов, позволяющих использовать для обшивки листы фанеры. Ю. Е МЕЛЬЯНОВи Н. К РЫСОВ . Справочник по мелким судам. Судпромгиз. 1950, 396 стр. и альбом чертежей — 127 стр. Систематизированные данные о 600 типах мелких судов, их механизмах и оборудовании. Книга имеет много крупномасштабных теоретических и конструктивных чертежей катеров различного назначения. Ю. Е МЕЛЬЯНОВ . Лодка с подвесным мотором. Изд. ДОСААФ. 1953, 64 стр. 2-е издание: 1956, 94 стр. Конструкция и постройка 3—4-местной открытой лодки для подвесного мотора мощностью 3 — 15 л. с. с фанерной или досчатой обшивкой. Д. П. Т ИХОНОВ . Как самому построить лодку. Изд. «Физкультура н спорт». 1955, 24 стр. Конструкция и постройка легкой 3-местной фанерной открытой лодки для маломощного подвесного мотора. Э. Э. К ЛОС С. Моторная лодка «Мир». Изд. ДОСААФ. 1957, 32 стр. Конструкция и постройка легкой 3—4-местной фанерной мотолодки для подвесных моторов мощностью 6—25 л. с. Ю. Е МЕЛЬЯНОВ , В. Д ЗЯКЕВИЧ . Катер с автомобильным мотором. Изд. ДОСААФ. 1957, 136 стр. Конструкция и постройка спортивно-туристского речного катера со стационарным двигателем мощностью 14—55 л. с. Даны советы по обшивке из фанеры, из досок, а также вариант стального корпуса. Имеются краткие рекомендации по конверсии автомобильных двигателей для установки на катере. Ф. М. Ш ЕДЛИН Г. Теоретический чертеж мелких судов. Судпромгиз. 1958. 76 стр. Общие (но не специальные!) вопросы построения теоретических чертежей мелких судов. A. П. Ж АРОВ . Практическое пособие по эксплуатации моторных лодок с двигателями Л-6/3. Изд. Речной транспорт. 1958, 67 стр. Описание стационарного бензинового двигателя Л-6/3 мощностью 6 л. с , а также его установки иа лодке. Э. Э. К ЛОС С. Суда любительской постройки (альбом). Изд. ДОСААФ. 1959. 36 стр. Чертежи и краткое описание постройки следующих судов: двухместной байдарки; двухместной мотолодки для подвесного мотора «Москва» мощностью 10 л. с ; 2—4-местного прогулочного швербота; моторной лодки «Мир»; четырехместного катера «Волга» для стационарного мотора мощностью 20—25 л. с. (например, от мотоцикла М-72) и четырехместного катера «Москвич» для моторов от автомобиля «Москвич» (моделей 400. 401, 402). Обшивка всех указанных в книге судов сделана из фанеры. И. Н. Ю ВЕНАЛЬЕ В. Аэроглиссер. Изд. ДОСААФ. 1959. 38 стр. Устройство и постройка 1 — 2-местного простейшего глиссера длиной 4мс воздушным винтом и мотоциклетным двигателем мощностью 18—22 л. с. Водно-моторный спорт. Подготовка спортсмена-разрядника. Под ред. Ю. Е МЕЛЬЯНОВА . Изд. «Физкультура и спорт». 1959, 216 стр. Инструктивные материалы по подготовке спортивных мотосудов к соревнованиям, по форсированию лодочных (катерных) двигателей и расчету гребных винтов. Л. Л. Р ОМАНЕНКОи Л. С. Щ ЕР ­ Б АКО В. Моторная лодка. Судпромгиз. 1959, 252 стр. Основы проектирования мелких моторных судов. B. А. Л АЗАРЕВ . Использование автомобильных моторов в катеростроении. Судпромгиз, 250 стр. (печатается). Подробное изложение вопросов конверсии серийных автомобильных двигателей и их использования на катерах. Книга снабжена большим числом схем и чертежей.«Весна пришла. Зашелестела листва. запели птицы . Весенний шум поднялся и на страницах автомобильной печати. К сожалению, в шелесте газетных листов опять слышны напевы, не отличающиеся новизной» — в такой , поначалу ироничесной, манере пишет парижс кий еженедельник «Орор» о том, что весьма волнует всех французских автомобилистов: о сохраняющихся очень выгокими ценах на бензин. «Несмотря на то, что горючее доставляется теперь во Францию непосредственно из африканс ких источников по недавно пущенномув эксплуатацию нефтепроводу, — пишет еженедельнин. — бензин не подешевел, а цены на дизельное топливо даже снова несколько повысились». Д ругойпарижский орган, газета «Аргус» опубликовала статью, в которой напоминает, что Франция является единственной страной в Европе, в которой развитие автомобильного транспорта сдерживается совершенно ненормальн ым , вошедшим в систему удорожанием бензина, в то время, к ан во всех странах цены на бензин медленно, но верно снижаются . Если за период с )957 по 1959 год количество автомобилей (грузовых и легковых), э ксплуатируемых во Франции , увеличилось на 24 процента, то расход бензина увеличился за тот же период лишь ' на 7 процентов, что свидетельствует отом , что машины простаивают или, во всяком случае, эксп луатируются не в полную меру. Объяснение этому журнал видит в удорожании бензина, цены на который за период с 1956 по 1958 год возросли на 34 процента, и в течение прошлого года не только не были снижены , в опреки многочисленным обещаниям, но вновь возросли на несколько процентов. Газеты опасаются, что и лето 1960 года принесет в этом отношении новые разочарования. «Министру финансов Вильфриду Баумгартнеру, — п ишет «Орор» о своей статье, — следовало бы посоветовать быть более осмотрительным в этом деле. Бенз ин — это горючее, и игра с ценами на него есть ничто иное, к ак игра с огнем».„МОТОРНАЯГосударственным издательством судостроительной литературы выпущена книга «Моторная лодка» *, рассчитанная на широкий круг любителей водно-моторного спорта и водного туризма. В книге дана классификация и типы мелких моторных судов, рассказано об основах их проектирования и постройки, а также о двигателе и устройстве моторного судна. Хотя авторы не смогли полностью решить поставленную в предисловии задачу: «обобщить отечественный и зарубежный опыт... по вопросам, связанным с проектированием и постройкой моторных судов выбранного типа», материалы, представленные в книге, имеют несомненный практический интерес. В первую очередь к ним относятся теоретические чертежи с таблицами плазовых ординат * Л. Л. Романенко и Л. С. Щербаков. Моторная лодка (пособие для любителей). Судпромгиз, 1959, 252 стр.ЛОДКА"ряда катеров, простейшие графики (номограммы) для определения элементов вновь создаваемых мотосудов и для подбора гребных винтов к различным отечественным двигателям, полезные технологические советы (например, по методам работы с водоупорными клеями) и т. д. Следует, однако, отметить некоторые неточности, имеющиеся в книге. Противоречит общепринятой приведенная основная классификация мотосудов; обводы в форме «тетраэдра» так же, как и «морские сани», изображены неправильно. Не может быть рекомендована формула для определения скорости катеров, дающая заведомо заниженные результаты, неточны и важные данные об удельных давлениях на гребной винт. Несмотря на эти недочеты, книга «Моторная лодка» принесет большую пользу спортсменам — строителям мотосудов. Инж. Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ.ПОДОПЛЕКА «ПАРАДОКСА»Несмотря на длившуюся нескольно месяцев забастовку рабочих сталелитейной истеклотехнической промышленности США , количество проданныхв 1959 году автомобилей в этой стране достигло рекордной цифры : л ишь дважды за всю историю автомобильной промышлен ­ ности СШАв течение года продали автомобилей нескольно больше, чем в прошлом году (свыше шести миллионов). Амер иканские газеты не без смущения сообщают об этом «парадоксальном» явлен ии : действительно, производство автомобилей вСШАв 1959 году было ниже, чем в любом году прошедшего десятилетия (за исключением 1951/52 годов), а продано автомобилей намного больше. чем в любой год того же десятилетия. «Секрет» р аскрывается просто: количество проданных автомобилей возросло исключительно за счет... импорта дешевых малолитражных машин из некотор ых стран Европы. В 1959 году вСША было продано 609 593 импортных автомобиля.31