Участники соревнований проходят через центр Москвы. Фото В. ОЛЬШЕВСКОГО.ПОБЕДИТЕЛИ РАЛЛИВ классе до 1500 см 3 — В. Локтионов, В. Лапин (МАМН ДОСААФ): ДО 2200 см 3 — А. Понизовкин, В. Птушкин («Труд»); более 2200 см 3 — П. Казьмин, Э. Лифшиц (МАМК ДОСААФ). Лучший результат на специально подготовленных машинах показали Н. Аллолонов и С. Маршак (МЗМА). Командное первенство выиграла 2 команда Московского автомотоклуба ДОСААФ. «.Приз дружбы», к оторыйразыгрывал ­ ся между участвовавшими вне конкурса спортсменами Эстонии. Латвии и Литвы. завоевала команда республиканского автомотоклуба ДОСААФ Эстонской ССР.роне от магистрали. Но отклонение от маршрута не дало штрафных очкоз. Оказалось, что судьи накануне переместили пункт KB немного в сторону от перекрестка дороги, идущей из Барановичей на Минское шоссе. За эту судейскую оплошность «зацепились» заблудившиеся участники. Появились протесты, и главная судейская коллегия приняла решение нейтрализовать все опоздания, возникшие на KB близ Барановичей. Таким решением фактически была признана ошибка судей. Хотя вряд ли можно считать это решение правильным. Ведь спортсмены должны нести ответственность за движение вне официально объявленной трассы, даже если на ней находился перемещенный пункт КВ. В Минске судьи также перенесли пункт KB на некоторое расстояние вперед. Это дало повод другим опоздавшим участникам опротестовать наложение штрафов. И хотя пункт был смещен менее чем на километр, а предупредительные флаги просматривались с того места, где должны были находиться судьи, главная судейская коллегия, сказав «а», сказала и «б». Она нейтрализовала опоздание и на этом пункте КВ. Эти досадные промахи должны послужить поучительным уроком для организаторов ралли. Невыразительно прошло организованное на старте состязание по фигурному вождению автомобилей. Скорости были низкими (10—15 км/час). Несмотря на это, многие участники не сумели выполнить такие простые упражнения какпроезд по «колее» и остановка автомобиля на линии «стоп». Это доказывает, что спортсмены не проводили углубленных тренировок ив большинстве своем ехали «на авось». Не были показаны высокие скорости ив дорожных гонках на 2—12 км . Такое отношение к скоростным состязаниям может серьезно подвести спортсменов в будущем, так как значение этих состязаний в общем зачете будет из года в год возрастать. Проведенные ралли еще раз подтвердили правильность отказа от дифференцированных скоростей для автомобилей определенных классов в дорожных соревнованиях. Больше того, и в скоростных состязаниях нет необходимости устанавливать исходные нормативы для каждого класса машин. Подведение итогов значительно упростится, а главное ускорится, если в личном зачете сравнивать не превышение норматива, а общее время, показанное на автомобиле данного класса (возможно, и независимо от зачетного класса). В этом случае командный результат целесообразно определять не по сумме времени, а по занятым местам — в классах или по абсолютному зачету. Такой принцип принят в международных ралли «За мир и дружбу». Его следовало бы применять иу нас, изменив для этого систему за чета и внеся соответствующие поправки в Положение о розыгрыше первенства СССР 1960 года. Наши замечания отнюдь не исчерпывают всех положительных и теневых сторон прошедших соревнований. Однако можно сделать вывод, что организаторы и участники не приложили достаточных усилий, чтобы провести ралли на более высоком уровне. Хочется пожелать, чтобы крупнейшие соревнования этого года — международные ралли «За мир и дружбу» и розыгрыш первенства СССР были свободны от организационных неполадок. Будем надеяться, что спортсмены проявят максимум мастерства и добьются высоких результатов как в дорожных соревнованиях, так ив скоростных состязаниях. Г. СОЛОВЬЕВ, зам. председателя автомобильного комитета ФАМС СССР. ОТ РЕДАКЦИИ. В связи с неясностью позиции автора статьи, считающего перестановку пункта KB близ г. Барановичи оплошностью судей ив то же время ставящего под сомнение правильность решения о нейтрализации опозданий на этот пункт, редакция запросила мнение президиума Всесоюзной коллегии судей. Как сообщил председатель президиума коллегии А. В. Карягин, при рассмотрении протестов по этому поводу судейской коллегии соревнований пришлось считаться с тем фактом, что местонахождение пунктов KB № 12 и 14 было обозначено на маршрутной карте по меньшей мере неточно (если не сказать неправильно), и, следовательно, участники, руководствуясь маршрутной картой, неизбежно должны были пройти мимо пункта КВ. Исходя из того, что местонахождение пунктов KB должно соответствовать указаниям маршрутной карты, а участники соревнований не должны наказываться за произвол и ошибки судей, судейская коллегия соревнований и вынесла решение о нейтрализации всех опозданий на пункт KB Ns 14. На это решение никаких апелляций со стороны представителей команд не было, причем президиум Всесоюзной коллегии судей, обсуждавший итоги судейства данных соревнований, также признал решение судейской коллегии соревнований правильным.НА НОВОМаревый сезон начался в этом го ­ ду необычайно рано. Уже 16 апреля чемпион страны в гонках на гаревой дорожке Фарит Шайнуров поднял флаг двухдневных соревнований на приз открытия сезона. Затем последовала матчевая встреча спортсменов Грузии и Адыгейской автономной области, а спустя еще несколько дней впервые в истории нашего мотоспорта было разыграно первенство гаревиков Российской Федерации. Все эти состязания прошли на новом мотодроме в Майкопе.ГГАРЕВЫЙ СПОРТ ШАГАЕТ НА ЮГЧитатели, видимо, не раз слышали о мототреках, построенных в Уфе и Ровно. Появление третьего «опорного пункта» гаревиков в Адыгейской автономной области — отрадный и знаменательный факт, свидетельствующий о дальнейшем признании этого вида мотоциклетных соревнований, его растущей популярности. Создание мотодрома в Майкопе спортивная общественность встретила с особым удовлетворением еще потому, что он расположен на юге страны, где мож ­ но тренироваться и выступать примерно 9 месяцев в году. Легко себе представить, какое благотворное воздействие на рост мастерства наших гонщиков окажет продление спортивного сезона. Нужно отдать должное инициативе и настойчивости работников Адыгейского областного комитета ДОСААФ (председатель тов. С. Головач). Благодаря их стараниям старый, почти заброшенный ипподром был возвращен к жизни, но уже в новом качестве. Строительство мотодрома началось прошлым летом. На его сооружение вышли все энтузиасты мотоциклетного спорта — комсомольцы и молодежь Майкопа, курсанты автомотошколы, работники клуба и комитетов ДОСААФ . Ипподром обнесли оградой, воздвигли трибуны и соорудили гаревую дорожку . Естественный ее гравийный грунт (подушка) обеспечивает хороший дренаж. Поэтому после планировки достаточно было засыпать сверху шлак, чтобы полу-6 МОТОДРОМЕ В МАЙКОПЕоказывается для него неудачным. Соскочившая цепь вынуждает уфимца покинуть дорожку. По сумме двух дней победу, а вместе с ней и звание чемпиона РСФСР по гаревым гонкам завоевал шофер Башкирского автотреста Игорь Плеханов (27,5 очка), на втором месте — Борис Самородов (25,5 очка), на третьем — Владимир Нерытов (25 очков). В первую пятерку вошли также уфимцы Ю. Дудорин и Е. Константинов. Неудачно выступил чемпион СССР Ф . Шайнуров.БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛМолодые гонщики, стартовавшие в Майкопе, свой первый серьезный экзамен выдержали успешно. Особо следует отметить майкопчанина И. Гриценко, занявшего шестое место в розыгрыше первенства Российской Федерации, способных мотоспортсменов В. валявского (Адыгейская АО), С. Лиоминиди (Грузия), Н. Ткачева (Севастополь). И все же бросался в глаза большой разрыв в мастерстве между ведущей группой гаревиков и основной массой участников. Конечно, у тех, кто недавно вышел на гаревую дорожку не было шансов попасть в первую пятерку. Однако успехи молодых могли быть более внушительны, если бы на местах, в своих автомотоклубах им помогали квалифицированные наставники. К сожалению, среди тренеров за Исключением заслуженного мастера спорта В. Карнеева нет ни одного специалиста в этом виде мотоциклетных соревнований. Да откуда им взяться, если в ЦАМКе ни разу не собирали семинар, если нет ни литературы по гаревым (и ледяным) гонкам, ни методических указаний для тренеров и спортсменов. В еще худшем положении находятся судьи. В Майкопе, например, буквально накануне ив день соревнований проходило ознакомление их с правилами судейства гаревых гонок. Положение осложнялось тем, что общая квалификация майкопских судей явно недостаточна. Во всем городе лишь двое судей первой категории, а остальные — третьей. Ни у судей, ни в автомотоклубе правил судейства соревнований по автомотоспорту не оказалось. Все это говорит о плохой работе с судейскими кадрами. Нужно еще добавить, что до самого последнего времени в городе не было президиума коллегии судей, отсутствовала связь с краснодарской коллегией, местные судьи не приглашались на соревнования в краевой центр и «варились в собственном соку». Рост периферийного мотоспорта и, в частности, развитие гонок на гаревой дорожке, немыслим без наличия хороших тренеров и квалифицированных судей. Соревнования в Майкопе показали, что на этом участке мотоциклетного фронта дела обстоят явно неблагополучно. Спортивная общественность надеется, что Фе ­ дерация автомотоспорта СССР примет конкретные меры по организации подготовки и повышения квалификации тренерских и судейских кадров. С. РЫЛЛО, главный судья соревнований, судья республиканской категории.чить вполне удовлетворительнее покрытие. Уже осенью местные спортсмены опробовали новую дорожку, но настоящую проверку она прошла только во время апрельских соревнований. Все выступавшие на мотодроме спортсмены дали хорошую оценку сооружению. Майкопчане сразу же полюбили новый для них вид соревнований. На второй день розыгрыша приза открытия сезона (это совпало с воскресеньем) дорога к мотодрому, расположенному на окраине города, была буквально забита пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами. На заполненных до отказа автомобилях и автобусах посмотреть необычное зрелище прибыли краснодарцы. Целыми семьями направлялись на соревнования жители близлежащих деревень. Назначенная на то же время встреча футбольных команд класса «Б» прошла при пустых трибунах. Любители футбола на этот раз изменили ему ради мотоциклетных гонок. Значение майкопских встреч заключалось не только в том, что они содействовали пропаганде мотоспорта. Состязания всколыхнули спортсменов-мотоциклистов юга, где о гаревых гонках до последнего времени знали только понаслышке. Впервые в списках участников таких соревнований появились имена майкопчан И. Гриценко, В. Валявского, И. Сподыряка, грузинских спортсменов В. Григоряна, Г. Кулумбегашвили, С. Лиоминиди, А. Кафарова, В. Рухадзе. Спортивный накал борьбы так захватил новичков, что пришлось устроить не предусмотренную календарем матчевую встречу южан «Грузия — Адыгея». Таким образом, если говорить о главном итоге соревнований в Майкопе, то, не погрешив против истины, можно сказать: они способствовали образованию нового центра гаревого спорта на юге страны.бязко. Серьезную конкуренцию оказал ему Борис Самородов. Этот талантливый спортсмен вновь обрел свою боевую форму. Многие были склонны считать, что после травмы он уже не сможет бороться в полную силу. К этому были основания: минувшей зимой он слабо выступал на ледяной дорожке. Но первые весенние старты экс-чемпиона показали его с новой стороны. Манера езды уфимского мастера стала более зрелой, грамотной ив то же время менее рискованной. Только досадный срыв помешал ему стать первым чемпионом Российской Федерации. Борьба за это почетное звание велась в основном между уфимскими спортсменами Б. Самородовым, И. Плехановым, Ю. Дудориным, Е. Константиновым и москвичом В. Нерытовым. К сожалению, в соревнованиях не участвовали опытные столичные гаревики Г. Плешаков, В. Кузнецов и др. В итоге первого дня лидерство захватил Б. Самородов (14 очков). Вслед за ним с отрывом в одно очко шли И. Плеханов, Ю. Дудорин и В. Нерытов. Такая плотность результатов предопределила исключительное напряжение в последний день соревнований. В первом же заезде В. Нерытов предпринимает отчаянную попытку отнять очко у Самородова и... терпит неудачу. Однако самый боевой поединок предстоял в пятом заезде, где с лидером встречался И. Плеханов. Со старта повел Самородов. Его соперник — призер прошлогоднего первенства страны пытается сделать обгон по большому радиусу. Невероятным усилием ему удается вырваться, но ненадолго. Б. Самородсв четко проходит вираж и снова выходит вперед. На последнем повороте Плеханов еще раз достает своего земляка. Борьба достигает высшего накала. Кто же первый? Передние колеса двух мотоциклов одновременно пересекают финишную черту. Случай чрезвычайно редкий! Судейская коллегия решает начислить обоим спортсменам по 2,5 очка. По сумме очков долгое время лидирует Б. Самородов. Похоже, он и станет победителем. Но тринадцатый заезд7СНОВА УФИМЦЫСоревнования на приз открытия сезона 16 и 17 апреля выиграл отлично проведший все заезды одессит Леонид Дро-