тгаоггоЕЗДИТСоветы автомоделисту НА КРАЮ ОБРЫВА Я хочу рассказать о том, как чуть было не стал виновником аварии из-за того, что не пользовался ручным тормозом. Однажды около моста — путепровода, который соединяет Ростов-на-Дону с' пригородами, неожиданно заглох мотор i моего «Москвича-401». Я поставил автомобиль на краю насыпи и вышел из него в надежде, что кто-нибудь из проезжающих водителей поможет разобраться в ' причинах неполадки. На счастье, поблизости оказался сержант ОРУДа. Минут -двадцать мы с ним копались в моторе. Затем, зная, что аккумулятор разряжен, я решил запустить' остывший двигатель не со стартера, а заводной ручкой. Включил зажигание, с силой повернул двигатель. ...Все произошло мгновенно. Мотор на( чал набирать обороты, и автомобиль задним ходом двинулся к обрыву. В | доли секунды я догнал машину, открыл | дверцу и затормозил. Всего несколько, сантиметров, оставшихся до края насыпи, спасли мой «Москвич». А ведь его 1 существование могло бы прекратиться i только из-за того, что у меня выработалась скверная привычка: на стоянке, включать заднюю скорость и не пользоваться ручным тормозом. Еще одна неприятность была со мной Iв прошлом году. Мы с женой отправились в путешествие по Кавказу, теперь^ уже на «Победе». Машина легко брала подъемы не' только на второй, но и на прямой передаче. Но вот после очередного «серпантина» автомобиль выскочил на горизон-, тальный, как мне показалось, участок шоссе. Вдруг я почувствовал, что «Победа» теряет скорость. «Не прихватило ли] тормозные колодки от частого пользования тормозом на спусках?» —мелькнула ( мысль. Не выключая зажигания, останавливаю автомобиль, выхожу из него, но! опять забываю о ручном тормозе. И тут машина начинает медленно катиться к ' обрыву. Заднее правое колесо автомобиля уже скользнуло по его краю, когда ( жена, находившаяся в «Победе», затормозила ее. Только теперь я внимательно посмотрел на шоссе и понял, что подъем еще' не закончен. Горизонтальным оно мне | показалось потому, что глаз, как это часто бывает в горах, потерял способность j определять крутизну уклона. Третий поучительный случай произошел на автостраде Ростов — Харьков. Я I заметил, что спидометр дает неправиль-< ные показания. Дорога шла немного в, гору. Я съехал на обочину и — умудренный опытом — поставил машину на ручной тормоз. Ликвидировав неисправность, | включил первую, вторую, а затем и прямую передачу. Автомобиль тяжело тронулся с места, хотя мотор работал на ) максимальных оборотах. Но вот подъем окончен. Ставлю рычаг( переключения' передач в нейтральное положение, чтобы двигаться на спуске noj инерции, но чувствую, что машина останавливается. И тут-то я, наконец, вспомнил о ручном тормозе: он был зажат! t Дорогие коллеги-автомобилисты, никогда не забывайте о ручном тормозе. Невнимательное отношение к нему может' привести к непоправимым последствиям/ 3. РУТШТЕЙН, автолюбитель. г. Южно-Сахалинск.ТОПЛИВНЫЕак добиться высоких результатов в автомодельных соревнованиях? Мы уже рассказали читателям о форсировании двигателя, о конструкции баков. Одним из важных факторов, влияющих на скорость движения модели, является также состав топлива, на котором работает мотор. При составлении топливных смесей автомоделисту следует учитывать целый ряд физических свойств их компонентов (см. таблицу). Для приготовления топливных смесей необходимо иметь чистые, герметически закрывающиеся сосуды. Готовые смеси рекомендуется хранить в темноте. Если на вашей модели установлен компрессионный двигатель, то топливная смесь готовится в следующем порядке: в сосуд последовательно заливаются масло, эфир и керосин. В полученный после их перемешивания раствор опускается закупоренная ампула с амилнитритом. Затем с помощью щипцов ампулу раздавливают. Это обеспечивает растворение в топливе ценных летучих продуктов, содержащихся в амилнитрите. Топливо для двигателей с калильным зажиганием составляется в иной последовательности. Сначала смешиваются касторовое масло и спирт. Потом добавляются нитробензол и нитрометан. Помните, что с нитробензолом следует обращаться осторожно, так как он очень ядовит. Полученную таким образом смесь надо тщательно перемешать и профильтровать через 5—6 слоев марли, после чего дать ей отстояться двое-трое суток. Затем треть подготовленного топлива сливают или всасывают в резиновую грушу, добавляют присадки и снова фильтруют. Этой смесью заправляют модели, участвующие в соревновании. Заправлять модели можно с помощью мягкого полиэтиленового бачка. В его пробку с этой целью вставляют кусок металлической трубки,-на которую одевается еще хлорвиниловая трубочка. НеСМЕСИКкоторые моделисты для заправки используют большие резиновые груши. Перед пуском и после окончания работы двигателя необходимо его тщательно промывать. Это особенно важно в тех случаях, когда к топливу добавлялись присадки. Двигатель промывают бензином, смешанным с минеральным маслом МК-22 или МС-20 в пропорции 5 : 1 . Если двигатель новый, то после промывки его обкатывают на смеси, составленной из равных частей керосина, касторового или минерального масла и эфира. Если мотор не заводится, количество эфира нужно увеличить до 40 проц., соответственно уменьшив количество керосина. Для выступления на соревнованиях приготовляются смеси, обеспечивающие максимальную мощность мотора. В компрессионных двигателях мы рекомендуем применять смесь, составленную из следующих компонентов: керосина — 32 проц., касторового масла — 20, масла МК или МС — 5, эфира — 40 и амилнитрита — 3. Амилнитрит, который добавляют в готовую смесь, приобретается в аптеке. При температуре воздуха не выше 20" можно брать эфира 50 проц., касторового масла — 18, керосина — 30, амилнитрита — 2. Если температура воздуха выше 25°, не следует применять смеси, содержащие меньше 20 проц. масла. Этого правила надо также придерживаться, когда двигатель теряет компрессию. В таких случаях' целесообразно использовать следующую смесь: керосина — 35 проц., касторового масла — 30, масла МК или МС—5, амилнитрита — 2, эфира — 28. Для двигателей с калильным зажиганием можно употреблять смесь, состоящую из 75 проц. метилового спирта и 25 проц. касторового масла. В случае применения этилового спирта вместо метилового рецепт будет следующий:ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПОНЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В ТОПЛИВНЫЕ СМЕСИТеплотворностьтоплива, чал/г Керосин Метиловый спирт Эфир серный Бензол Нитробензол Нитрометан Ацетон 10300 5365 8921 1002Всмеси. кал /л716Количество воздуха на 1 г*Скрытая теплота испарения, кал,Самовоспламенение**число14,90 5.20 6,84 1 1.50 6,82 1,37 7.721—263.0 84.8 94.0 79,2400 475 188 58030—40981032 1305872100— -7556_ - 980123,0— —500— — —* Т еоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного грамма топлива. ** Температура самовоспламенения при нормальноматмосферномдавлении .18