ТРЕХЦИЛИНДРОВЫ ДВУХТАКТНЫЙСОЗДАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ — МАСТЕР СПОРТА К. О ШИНЬШф ЧТО ДАЕТ ТРЕХЦИЛИНДРОВАЯ СХЕМА ф 10 000 — 1 2 000 ОБ/МИН, М ОЩ ­ НОСТЬ 35 Л . С. ф МОТОЦИКЛЫС НОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПРИМУТ СТАРТ В КОЛЬЦЕВЫХ ГОНКАХ 1960 ГОДА .вигатели современных мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок характеризуются высокой литровой мощностью. В настоящее время она составляет минимум 160 л. с. как для двухтактных, так и четырехтактных гоночных двигателей. Главный источник получения высокой литрсюй мощности — повышение ко ­ эффициента полезного действия двигателя. Над решением этой . проблемы трудятся не только мотозаводы, но и многие энтузиасты мотоциклетного спорта. Заслуживает внимания работа члена рижского автомотоклуба «Даугава» мастера спорта Карла Ошиньша, который сконструировал и изготовил трехцилиндррвый двигатель рабочим объемом 3 до 350 см . Он состоит из трех одинаковых одноцилиндровых двухтактных двигателей с петлевой продувкой, объединяемых общим картером. Такая конструкция сама по себе не является новой и известна в мотоциклостроении, однако К. Ошиньш внес в нее много оригинального. Двигатель имеет необычное расположение цилиндров. Правый и левый цилиндры размещены параллельно друг другу с наклоном 10° к вертикали, средний — находится под углом 15° к горизонтали. Развал между цилиндрами составляет 55°. На рисунках 1и2 показан общий вид двигателя. Основные технические данные его следующие: диаметр цилиндр а — 52 мм , ход поршня — 54 мм , рабочий объем каждого цилиндра — 116 см 3 . Цилиндры имеют впускной, выпускной и два продувочных канала, Последние расположены в горизонтальной плоскости под углом 120° друг к другу. РазДмеры окон цилиндра: . впускного — 1 8X38мм , выпускного — 1 8X33мм , продувочного — 1 1X21мм . Первоначально в двигателе использовались цилиндры от мотоцикла М-1А, но впоследствии они были заменены другими, имеющими алюминиевую рубашку с запрессованной стальной гильзой. Размеры всех трех цилиндров одинаковые. Каждый из них соединен с картером четырьмя шпильками. Головки цилиндра изготовлены из алюминиевого сплава и имеют сферическую камеру сгорания. Поршень, поршневой палец иком ­ прессионные кольца такие же, как у двигателя М-1А. Особенность шатуна заключается в том, что сечение его стержня — ромбовидное. Коленчатый вал (рис. 3) — неразборный. Он состоит из трех жестко соеди-Рис. 1. Общий дпигателя.видтрехцилиндровогоРис. 2. Двигатель со снятым левым цилиндром.Рис. 3. Коленчатый вал: 1 — болт шестерни; 2 — шестерня3 — шпонка; 4 — л евый вал; 5 — лабиринтовый сальник; 6, 9 — шариковые подшипники; 7 — средний вал8 — п равый вал; 10 — ш пилька- ^