ЛЬВОВСКИЕ МОТОВЕЛОСИПЕДЫВ. СУВОРОВ, главный конструктор Львовского велозаводаСравнительно недавно во Львове началось производство мотовелосипедов В-902, но они уже завоевали широкое признание. Мотовелосипед — это легная и удобная машина, имеющая большое будущее. Какими же конструктивными особенностями обладают мотовелосипеды, в чем их достоинства, что и когда предполагается сделать для их усовершенствования? Редакция получает много писем с такими вопросами. Для краткого ответа на них предоставляем слово главному конструктору завода.На мотовелосипеде В-902 установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения Д - 4 с рабочим объемом 45 см3и мощностью 1 л. с. Диаметр его цилиндра — 38 мм , ход поршня — 40 мм, степень сжатия — 5,2. Передача усилий от двигателя на заднее колесо осуществляется целью.Рис. 1. Подставка мотовелосипеда В-902: 1 — кронштейн, 2 — натяжная пружина. 3 — подножка. 4 — ось.Рис. 2. Устройство для регулировки натяжной цепи ножного привода.Мотовелосипед развивает скорость до 45 км/час и расходует 1,5 л топлива на 100 км пробега (в качестве топлива применяется автомобильный бензин в смеси с5 проц. масла АК-10). Емкость топливного бака составляет 2,3 л. Органы управления смонтированы на руле. С левой стороны устанавливается ручка управления полусухим двухдисковым сцеплением, с правой — ручка управления дросселем карбюратора; здесь же. расположен рычаг тормоза переднего колеса. Мотовелосипед имеет жесткую, неразборную раму, спаянную из труб разного диаметра. Передняя вилка снабжена пружинными амортизаторами. Натяжение пружин регулируется навинчиванием и вывинчиванием гайки. Подвеска заднего колеса жесткая. На переднем колесе установлена втулка, внутри которой размещен тормоз колодочного типа. О на изготовлена из алюминиевого сплава и армирована стальным тормозным барабаном. Тормозные накладки выполнены из фер радо. Для уменьшения давления на грунт применены уширенные шины размером26X2 " . Благодаря им и низкому расположению седла машина обладает хорошей устойчивостью и удобна в эксплуатации. Одна из особенностей мотовелосипеда заключается в наличии подставки (рис. 1), состоящей из кронштейна и подножки. Подставка позволяет регулировать и пускать двигатель в стационарных условиях и облегчает техническое обслуживание. Во время езды подножка откидывается и фиксируется натяжкой пружиной. Двигатель пускается посредством ножного педального привода. Пользуясь им, можно ехать с выключенным мотором, причем в этом случае дополнительного торможения не создается. Мотовелосипед имеет натяжное устройство (рис. 2) для регулировки цепи ножного привода. Торможение заднего ко ­ леса осуществляется так же , к акив обычном велосипеде. В-902 снабжен специальным ящиком для инструмента, багажником, грязевыми щитками и щитками для ножного и моторного приводов. Львовский мотовелосипед пользуется большим спросом. Однако отмечая его положительные стороны, потребителивысказывают и критические замечания. Учитывая их, конструкторы в содружестве с работниками экспериментального цеха усовершенствовали амортизацию передней вилки, натяжное устройство, подножку, внедрили некоторые пластмассовые детали, в частности, капроновые подшипники «ареточного узла, инструментальный ящик, конусы рулевой колонки. Работы по модернизации В-902 подготовили создание нового мотовелосипеда «Белка», которому присвоен индекс В-905. «Белка» имеет привлекательный внешний вид. Отличительная ее черта — применение V-образной однотрубчатой рамы из литых и штампованных узлов. Она обладает достаточной прочностью и позволяет еще более снизить расположение седла. Это исключает необходимость при частых остановках слезать с мотовелосипеда. Двигатель мощностью 1,5 л. с. вынесен под раму, где приваривается крон ­ штейн для его крепления. Такая подвеска двигателя облегчает посадку водителя и предохраняет его одежду от загрязнения. Кронштейн одновременно является верхней частью подножки. На мотовелосипедах В-905 будет устанавливаться полужесткое седло мотоциклетного типа с подушкой из пористой резины. Подвеска заднего колеса снабжена амортизатором, выполненным в виде входящих друг в друга металлических стаканов, внутри которых разме ­ щена пружина. На щитке заднего колеса предусмотрена установка фонаря и номерного знака. Устройство для регулировки натяжения цепей располагается на наконечнике рамы. Инструментальный ящик, имеющий форму пенала, размещается под багажником. Опытные образцы мотовелосипеда «Белка» успешно прошли испытания и рекомендованы к серийному производству. Сравнительные данные мотовелосипедов В-902 В-905 База, мм 1105 1100 Низшая точка, мм 100 150 Высота, мм 980 850-950 Вес, кг 32 до 25 Грузоподъемность, до 100 до 100 кг Скорость, км/час до 45 до 50 Емкость бака, л 2,3 3,5 Мощность двигатеДО 1,5 ля, л. с. 1,024