БиблиографияПо страницамзарубежныхжурналов---h«РЕВОЛЮЦИЯ В ДЕТРОЙТЕ»КТО ЖЕ ПРАВ?учебниках и пособиях по автоделу часто встречаются разные наименования одних и тех же деталей, а порой не совпадают и цифровые данные. Это создает немалые трудности в преподавании. Начинающие автомобилисты вынуждены с первых шагов ставить под сомнение данные учебников, а иногда и заучивать противоречивые установки. Так, в четвертом издании учебного пособия для подготовки шоферов III класса авторы А. В. Карягин и Г. М. Соловьев (Воениздат МО СССР, Москва, 1959) клапаны главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-51 называют нагнетательным и обратным (стр. 399), в то время как в учебнике шофера II класса под редакцией И. П. Плеханова (Научно-техническое издательство Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, Москва, 1959) те же клапаны'того же главного тормозного цилиндра именуются впускным и выпускным (стр. 272). В Справочнике шофера-любителя К. С. Шестопалова (Госиздат «Физкультура и спорт», издание четвертое, Москва, 1959) на стр. 109 указано, что свободный ход педали тормоза автомобиля М-21 «Волга» равен 10—15 мм, а в Справочнике автомеханика под редакцией Л. Л. Афанасьева (Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, издание третье, Москва, 1959) на стр. 323 свободный ход педали тормоза М-21 «Волга» определен в 1117 мм. Относительно свободного хода педали сцепления автомобиля М-20 «Победа» в этих книгах сказано: в первой, что он равен 38—45 мм, во второй — 3545 мм. В учебном пособии для подготовки шоферов III класса А. В. Карягина и Г. М. Соловьева (Воениздат МО СССР, Москва, 1959, издание четвертое) на стр. 363 говорится, что давление воздуха в шине переднего колеса М-20 2,0 кг/см2, а в учебнике шофера I класса В. И. Грузинова и В. М. Кленникова (Автотрансиз-Вдат, Москва, 1958, стр. 177) —2,20 кг/см . А вот несколько подобных примеров из литературы по правилам движения. К. С. Шестопалов (Справочник шофера-любителя) о знаке «Грузовое движение запрещено» говорит: «При наличии на знаке цифры сквозное движение запрещается только грузовым автомобилям, имеющим грузоподъемность равную и больше обозначенной на знаке». В пособии же по правилам движения автотранспорта К. М. Полтева (Научно-техническое издательство Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, Москва, 1959, третье изд.) говорится об автомобилях «...грузоподъемность которых по стандарту больше указанной на знаке...». Объясняя знак «Обгон запрещен», К- С. Шестопалов пишет: «В зоне этого знака допускается обгон гужевого транспорта, движущегося со скоростью менее 20 км/час», не оговаривая возможности перестроения перед перекрестком. К. М. Полтев допускает расположение транспорта в 2—3 раза перед перекрестком и обгон повозок и транспорта, движущегося со скоростью менее 20 км/час. На стр. 206 Справочника шофера-любителя о месте установки знаков «Железнодорожный переезд» говорится, что они устанавливаются один на расстоянии 45—55 м, другой на расстоянии 100180 м от железной дороги. А в иллюстрации к тексту показано расстояние 45—55 и 165—235 м. Этот перечень можно было бы продолжать без конца. Нам представляется, что изданием автомобильной литературы следует заняться какому-то единому центру, который должен координировать и приводить к стандарту все важнейшие формулировки, согласовывая их с Едиными правилами движения. Иначе неразбериха и путаница будут продолжаться и впредь. Ю. БАЧКОВ, преподаватель автодела.3Так озаглавил свою очередную корреспонденцию из США Эрнст Берендт, постоянный корреспондент швейцарско ­ го еженедельника «Аутомобиль Ревю» в Нью-Йорке. Собственно, речь идет о революции, которая произошла во вкусах покупателей автомобилей, а отнюдь не ; на многочисленных автозаводах Детройта, но события и цифры, которые при ­ водит автор, действительно, свидетельс твуюто значительных изменениях в Детройте — к акужепроисшедших , т аки назревающих. В первом квартале . т екущего года амер иканская автомобильная промышленность выпустила продукции на 15 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года. «Это обстоятельство вызывает в памяти печальный анекдот, — п ишет Берендт, — о человеке, к оторый утонул в рене, средняя глубина которой не превышала 20 см. На ряде участков глубина реки составляла даже 10 см , но на месте происшествия , к сожалению, почти 3 м. Так ив Детройте. Производство возросло на 15 процентов, но при этом многие заводы не достигли даже и половины прошлогоднего выпуска , а все шесть заводов Фор ­ да, вместе взятые, выпустили меньше автомобилей, чем один завод фирмы «Шевроле», входящий в концерн «Дженерал Моторс». Число непроданных автомобилей. с копившихся на складах автозаводов и диллеровских площадках, достигло рекордной цифры 1 миллион». Детройт «нашел» новое обоснование сему, — с аркастически сообщает Берендт, — оказывается этой зимой был все время собачий холод, а ктоже покупает автомобили вплохую погоду. Так-то так , но почему же тогда мороз и штормовой ветер не удержали покупателей от приобретения европейских машиникомпактных автомобилей, а стандартные американские автомобили с двигателями в 200 — 300 л. с. «мерзнут» даже на ярком весеннем солнышке? «Все дело втом , — заключает автор, — что революция во вкусах америк анских покупателей, за которой неизбежно последует революция в автомобильном производстве Детройта. стала фантом, свершилась. Может быть, некоторое время часть американцев еще бу-, дет покупатьв силу инерции стандарт ­ ные, «типично-американские» автомобили. Но центр тяжести недвусмысленно переместился по направлению к комп актности . К омпактных автомобилей будут производить все больше и больше, так кан именно им обеспечен наилучш ий сбыт. А это значит, что ивтехнике производства — п ринципах проектирования, технологии иорганизации дела должны произойти существенные перемены — закономерное следствие соверш ившейся «революции» во вкусах амер иканских покупателей».РАЛЛИ В ТЕМПЕ ГОНКИЗначительное усложнение условий проведения ралли — особенно тех, которые входят в зачет розыгрыша европейского чемпионата, — вызывает все больше нареканий со стороны международной спортивной общественности и печати. «Такие соревнования, к ак «Ралли Монте-Карло», давно потеряли право на существование», — утверждает западногерманская газета «Спорт-Курир». Изд ающийсяв ГДР журнал «Моторспоот», к ритикуяжесткие условия «Ралли Монте-Карло», сравнивает их с проведенными в ГДР «Ралли Влртбург». которые были подлинно спортивным мероприятием, д оступным для широких масс автомобилистов. Даже граф Джиовани Лурани — известный спортсмен , ставший теперь одним из видных деятелей ФИА, счел необходимым сделать заявление, в котором протестует против чересчур высоних средних скоростей , задаваемых в последнее время на международных соревнованиях по ралли. Он указывает, что эти скоростные условия и тысячекилометровые дистанции современных ралли настолько выматывают водителей. что книмуже становятся неприменимы элементарные нормы ответственности. «Повсеместно дискутируется вопрос об опасностях гонок типа гран-при и на спортивных автомобилях, но всегда забывают об опасностях, которые таят в себе современные ралли», — пишет Дж . Лурани..КонсультацияМОПЕДЫ И МОТОВЕЛОСИПЕДЫС будущего года на дорогах страны появится новый вид моторного транспорта — мопеды, которые начинает выпускать рижский завод. Порядок пользования ими установлен несколько иной, чем мотовелосипедами. Как известно, для управления мотовелосипедами специальных водительских прав не требуется. Это объясняется тем, что мотовелосипед не представляет серьезной опасности для движения. Единственное его отличие от эксплуатации обычных велосипедов заключается в том, что езда на мотовелосипедах, как и на велосипедах с мотором, разрешается лицам, не моложе 16 лет (на велосипед ах — не моложе 14 лет). Новый вид транспорта — мопед представляет собой, по сути дела, легкий мотоцикл. Его вес — 45 кг, мощность1,5 л. с. Он развивает скорость более 40 км/час. В связи с этим в правилах движения по улицам и дорогам СССР установлено, что для управления мопедом необходимо иметь удостоверение на право вождения, выдаваемое Госавтоинспекцией лицам, не моложе 16 лет. Мопеды должны регистрироваться в ГАИ по месту жительства владельцев. Владельцы самодвижущихся машин с мощностью двигателя не более 1 л. с. удостоверения не получают, однако, если они изготовлены своими силам", на их применение необходимо разрешение ГАИ.31