22
23
М0Т0 ВП УТИСерия седьмая.тытуристамТОРМОЗА И ШИНЫУхудшается торможение. Это можег произойти, когда в тормозной барабан попадает вода. Чтобы ускорить подсушку, надо, нажимая на рычаги тормозов, проехать некоторое расстояние. При очень частом торможении сильно нагреваются тормозные колодки и барабаны, вследствие чего значительно ослабевает эффективность действия тормозов. В этом случае рекомендуется остановить мотоцикл, чтобы дать им остыть. Нередко во время эксплуатации накладки покрываются маслом и не обеспечивают хорошего торможения. Чтобы избавиться от этого дефекта, накладки следует тщательно промыть в чистом бензине, затем протереть и хорошо просушить. Для того чтобы тормоз не «заедал», тормозной кулачок и его ось нужно смазывать солидолом. Шины. Случается, что при движении из-за снижения давления в шине мотоцикл вдруг начинает плохо «держать» дорогу. Если при этом резко затормозить, вентиль и камера наверняка будут повреждены. Во избежание этого для остановки следует пользоваться лишь тормозом исправного колеса. Часто случается, что камера повреждена, а поблизости нет не только мастерской, но у водителя израсходованы все средства «скорой помощи». Тогда возникает необходимость некоторое расстояние проехать на спущенной шине. При этом надо непременно вынуть камеру, чтобы окончательно не испортить ее. Одновременно следует в покрышку плотно набить тряпки, концы, сено или солому. В крайнем случае можно использовать даже траву. Применив подобный способ заполнения покрышки, при дальнейшем движении нужно значительно снизить скорость мотоцикла. Необходимо помнить, что так можно поступать лишь с передним колесом. Поэтому в случае аварии заднего ведущего колеса, шины нужно поменять местами. Если вышла из строя камера на колесе коляски, последнюю нужно максимально облегчить; тогда, удалив камеру, можно проехать еще значительное расстояние. Одной из причин снижения давления в шинах является недостаточно плотно сидящий на своем месте золотник вентиля. Чтобы проверить его надежность, следует при снятом колпачке смочить отверстие; если вентиль неплотен, образуются воздушные пузырьки. В таком случае нужно хорошо подтянуть золотник. Если это не поможет — заменить золотник или крепко затянуть колпачок пассатижами. Чтобы зимой на скользких дорогах мотоцикл был более устойчивым, рекомендуется на 0,2—0,3 атмосферы снизить давление воздуха в шинах.ПО ГОРНЫМ ДОРОГАМЧто может быть лучше путешествия на мотоцикле во время отпуска ! За месяц проедешь тысячи километров, увидишь неповторимые пейзажи Родины, побываешь в новых интересных местах. Особенно влекут туристов горы — чудесная природа Кавказа и Карпат, знаменитые Военно-Осетинская и Военно-Грузинская дороги, перевалы и ущелья. Хорошо подняться на мотоцикле по узним тропам почти до снежных вершин, а потом «с ветерком» спускаться вниз н подножию. Но нередко радость туриста омрачается из-за неприятностей в пути, которые иногда приводят мотоциклиста на обочину. Происходит это потому, что многие из тех, кто отправляется в дальний пробег, не представляют себе трудностей, встречающихся в горах. Публикуемая статья Б. Белякова рассказывает об опыте эксплуатации мотоциклов в горных условиях.Водить мотоцикл по горнымдорогам значительно труднее , ч ем на обычных равнинных трассах. Эта истина не требует доказательств. Горные дорогинередко лишены асфальтового или гудр онного покрытия; обычно они гравийные. Крутые подъемы и спуски,' р езкие повороты, у зкоедорожное полотно — все это требует повышенного внимания водителя и наличия известного опыта. На затяжных подъемах, к огда приходится полностью использовать инерциюмо ­ тоцикла, д вижение связано спримене ­ нием пониженных передач при макси ­ мальных оборотах двигателя.П омимо мастерства водителя, существенное значение имеет подготовка мото ­ цикла. Что следует знать мотоциклисту, р е ­ ш ившему провести отпуск впоездке по горным дорогам? Так как рекомендацийможно дать очень много, мы ограничим ­ ся лишь некоторыми советами, представл яющими , на наш взгляд, наибольший практический интерес. Н ачнем со свечей. И меющиесявпро ­ д аже свечи А11УиА 16У часто подводят водителя. Тяжелый режим работы двигателя на горных дорогах вызывает у них оплавление электродов. С оздаются «мостики» из металла, что приводит к остановке двигателя. П ри появлении пе ­ ребоев в его работе иногда помогает следующий прием. Н ужно выжать сцеп ­ ление или выключить скорость иперио ­ дически увеличивать подачу «газа». И ногда после этого двигатель начинает работать нормально. Если же это не пом ожет —' н еобходимо проверить свечу. О днако рациональнее применять свечи с более высоким калильным числом (например, от двигателя автомобиля ГАЗ-12), так как они обеспечивают без ­ о тказную работу зажигания при больших нагрузках. Н ередкоу мотоциклов с двигателями, с набженнымигенераторами постоянного тока, последние перестают вырабатывать ток вследствие отпайки токопровод ящейшинки от щетки . Из-за этого нарушается обычный путь тока: он идет чер езпружинкуи сильно нагревает ее. П ружина теряет упругость, и генераторвыходит из строя. Чтобы избежать этого, п еред путешествием необходимо проверить работу реле-<регулятора, для чего можно воспользоваться любым ампер ­ м етромсмелкой шкалой. Естественно, для такой проверки не подходит ампер ­ м етр автомобильного типа. Д ля более точной проверкиреле - р егу ­ лятора желательно иметь вольтметр постоянного тока. Если показания этих при ­ боров будут расходиться с исходными данными, приведенными в инструкции, н еобходимо произвести соответствующ ую регулировку. Время, затраченное на нее, с лихвой окупится безотказнойра ­ ботой электрооборудования. В горахнередко приходится на первой передаче преодолевать затяжные подъемы. П ри этом, если реле - р егулятор неисправен, сила зарядного тока превышает допустимую величину и происходит усиленное выкипание электролита. Чтобы выйти из затруднительного положения , н еобходимо включить лампу дальнего света. Генераторы переменного тока, к ото ­ рые установлены на современных мото ­ циклах малых кубатур, лишены перечисленных недостатков. К ак правило, они безотказныв работе и обеспечивают нормальное действие системы зажига ­ ния. О днако их существенный недостаток состоит втом , что при работебез параллельно подключенной аккумулят орной батареи они не обеспечивают хор ошего освещения и достаточной гром ­ кости сигнала. К томуже во время ра ­ боты двигателя на малых оборотах освещенность дороги значительно ухудшает ­ ся, а при остановке двигателя генераторпрекращает вырабатывать энергию и сигнальные лампы перестают светиться. В результате увеличивается опасность нак кнопке сигна/iaу" кпемме каккупуля\ tmopa \ тора22 езда. Поэтому на мотоцикл, эксплуатируемый в горных условиях, для освещения и сигнализации желательно установить аккумуляторную батарею, подсоединив ее по схеме, применявшейся прежде на мотоциклах М-1М (с подзарядкой от генератора через селеновый выпрямитель). Чтобы на длинных пологих спусках охладить перегревшийся при подъеме двигатель, целесообразно ехать накатом, 4 выключив зажигание. Но при этом перестает действовать звуковой сигнал, а он неожиданно может потребоваться. Во избежание неприятностей сигнал (по типу автомобильного) желательно подсоединить непосредственно к аккумуляторной батарее, минуя замок зажигания (см. рис.). большое внимание следует обратить на тормоза, играющие в горных условиях особо важную роль. Нельзя согласиться с довольно распространенным мнением, что передний тормоз не следует регулировать до торможения «юзом». Те, кто постоянно водят мотоцикл в горах, отлично знают, как необходим бывает хорошо действующий ручной тормоз, когда мотоцикл стал на подъеме. Важное значение имеет также умение пользоваться тормозами так, чтобы они не перегревались. На крутых спусках следует непременно тормозить двигателем, включив одну из низших передач. Для' уменьшения нагрева нужно одновременно пользоваться ручным и ножным тормозами. Для предотвращения заноса машины на скользких дорогах рекомендуется пользоваться декомпрессором.В Дарьяльском ущельи. Перед выездом в горы очень важно так подготовить двигатель мотоцикла, чтобы он давал максимальную мощность. С этой целью необходимо точно установить угол опережения зажигания и правильно отрегулировать карбюратор. Однако наибольший прирост мощностиФото Ю. Клеманова. может быть достигнут лишь при тщательной очистке от нагара выпускных каналов и глушителя. Кроме того, следует добиться полного открытия перепускных и впускных окон. Все каналы, по которым рабочая смесь поступает в цилиндр, нужно отполировать до зеркального блеска. Повышать степень сжатия не рекомендуется. Не следует также отсоединять глушитель. Это в большой степени повысит утомляемость водителя. В высокогорных районах часто выпадают обильные дожди, образующие бурные потоки. Иногда неискушенные водители, преодолевая брод, неверно определяют его глубину, и через карбюратор вода попадает в двигатель. Удалить же ее из картера двухтактного двигателя нелегко. У брода следует останавливаться и глушить двигатель. Плотно закрыв впускное и выпускное отверстия цилиндра, лучше перекатить мотоцикл на руках. Хочется поделиться своими впечатлениями об эксплуатации в горах машин различных марок. Несмотря на сравнительно малую мощность двигателя, неплохо зарекомендовали себя в горах «Ковровцы». На К-125 я проехал около 17 тысяч километров. И всегда был доволен его хорошей проходимостью. Но многие предпочитают совершать пробеги по горным трассам на мотоциклах больших кубатур. За последнее время на крутых дорогах горных отрогов нередко можно встретить мотороллеры. «Вятка» вполне успешно эксплуатируется в горных условиях, хотя она и не лишена некоторых недостатков. Больше всего неприятностей доставляет пробуксовка сцепления при езде с пассажиром. В этих случаях мы подкладываем под пружины сцепления пять шайб величиной с десятикопеечную монету и дефект устраняется. Б. БЕЛЯКОВ, мотолюбитель. г. Янги-Абад, Узбекская ССР1РЕЗУЛЬТАТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПЕРВЕНСТВА 1960 ГОДА ПО КОЛЬЦУ1-й этап (Тарту) Победители Марка мотоцикла С-157А С-157А С-159 С-157А С-175 ОСК С-259 С-258 С-354 ИЖ-58Ш ИЖ-500Ш ИЖ-500Ш М-52 средн. скор. 101,27* 98,68 108,91* 105.94 113,84* 113,05 117,56* 111.20 120,20* 117,48 122.73* 111.97 108,15 скор. лучшего круга 105,84 103,73 114,40* 108.05 116,11* 115.25 121.75* 116.81 124,47* 121.55 125,48 127,53* 112,03 2-й этап (Таллин) средн. скор. 93,97 91.59 105,33* 100.95 103,96* 99,67 108,77 107,42 110,78 109.51 108,53 111,21 103,45 скор. лучшего круга 96,04 96,43 109,51* 103.34 106.15* 100.85 111,02 104,77 113,64 111,58 112.05 113,73 105,23 Кол-во очков gas сч« -Я о ° И. Озолина (СА) Т. Тахк (ДО) A. Васин (СА) B. Катомин (Б) Н. Михайлов (Б) А. Олейников (СА) Н. Севостьянов (СА) Е. Макеев (ДО) Б. Иванов (СА) Б. Агапитов (Т) Л. Кубасов (Т) В. Медведев (Т) К. Маас В. Вяльяотс (ДО) Е. Косматое И. Хохлов (ДО) 16 10 16 12 16 10 16 10 16 10 169"яо"ОcsgО 1О<0оэ 2 о° Ч оОсею s о° п11а 1aS"~а,-,4 «eg 9М-76113,37116.11104.28106,15ИПр нмечанне: * — рекорд ные резул ьтаты тра ссы. ycj товные обозначения: Б — «Бурср естник». 1 — «Даугг ва», ДО — ДОСААФ, К — *Калев • , СА — Советская Ар кия, Т — «Труд». TF — «Труд овые розе23-)ВЫ>.