Р. Вит и О. ХалупаЛАГЕРЬ ПОД ПЛАТАНАМИ И ОЗЕРО, ПОЛНОЕ ЗМЕЙ Охридский лагерь живет по своему четкому расписанию. Двухнедельная остановка в открытом месте должна дать ответ на вопрос: полностью ли подготовлена экспедиция к дальнейшей поездке по Азии? Программа дня очень насыщенная. Снимаем обычные и широкоэкранные фильмы, фотографируем пейзажи, людей, цветы, букашек. Магнитофон записывает плеск озера, песни охридских рыбаков и детей, пасущих овец на близлежащих косогорах. Проверяем оба автомобиля и прицепы. Ганзелка старательно посылает в эфир сигналы, чтобы как можно больше радиолюбителей всего мира получило сведения об экспедиции. Передатчик быстро разрядил аккумуляторы. Снова включаем агрегат для подзарядки батареи. Он позволяет нам наладить связь со всем миром и родиной. Наш лагерь почему-то привлек множество мух со всех сторон. Они прячутся под палаткой, проникают в автомобили. Настает время применить средство «Линдафум», которым нас снабдили в достатке, всем интересно, как на него будут реагировать мухи. Зажигаем в нескольких местах таблетки, закрываем щели. Мухи подохли, но окончательный результат оказался неутешительным: на другой день новые рои назойливых «жильцов» заселили наши дома, Халупа за своим обычным занятием.Теплые ночи на Охриде манят спать прямо на берегу озера под синим небосклоном. Озерная вода довольно холодная, удивительно чистая и прозрачная. Но при купании ежеминутно рядом с пловцами появляются головы водяных змей. Сначала мы их немного опасались, но вскоре привыкли. Особенно после того, как, убив одну змею и препарировав ее голову, не обнаружили ядовитых зубов. О. Халупа снял рессоры с прицепов и отремонтировал их в маленькой мастерской в Поградце. В 15 километрах от нашего лагеря работают геологи-исследователи. В Албании добываются многие цветные руды. Волшебно красивы заходы солнца на Охриде, Розовеют белые скалы на противоположном югославском берегу, их багрянец усиливается с каждой минутой. Над вершинами опускается туман и образует беловато-серую шапку, особенно эффектную в красном предвечернем свете. С озера, как с моря, поднимается ветерок, ведь озеро огромное: средняя ширина его 15 км, длина — свыше 30 км. Мы привыкли к лагерю на Охридском озере и немного щемило сердце, когда настала пора вновь упаковывать вещи. Теперь скоро Европа останется позади и начнется настоящая работа на 100 000километровом пути. ЧЕРЕЗ МАКЕДОНИЮ На границе Албании и Македонии находится пограничная станция Тял Танес, расположенная на самой вершине хребта, проходящего вдоль Охридского озера. Югославская таможня расположена на 7 километров дальше, рядом с поселением Струга. Движение тут небольшое, и потому таможенного чиновника приходится ждать свыше двух часов. Югославская Охрида являет собой смешение старого Востока и нового времени. Рядом с турецкими домиками возвышаются новостройки итало-американского типа. Огромный отель «Палац», только недавно построенный, призван привлекать в Охриду гостей из заграницы. Очень элегантный, он играет всеми красками, его роскошное убранство контрастирует с захолустьем Струги и Охриды. Македония — страна богатая: прекрасные поля, огромные сады, откормленные стада и великолепные кони. Везде на полях заметны следы трудолюбия. Деревья гнутся под тяжестью плодов, прекрасные гроздья винограда виднеются из-под листьев. Дорога из Охриды на Битоль новая, местами асфальтированная, местами мощеная. Она имеет две наивысших точки: на высоте 1160 и 1140 Продолжение. См. «За рулем» Mi 1, 2, 4, о, 6 и 7.метров. Но уклон почти незаметен. Едем постоянно на третьей или четвертой передаче. Проезжая часть широкая, повороты имеют большой радиус. Машины работают хорошо, на подъемах двигатели слегка нагреваются. Особенно приятно, что нет пыли: можно ехать близко друг за другом. Вдоль дорог, как и везде на Балканах, встречаем хорошо оборудованные источники. Еще раз отдаем должное этому хорошему магометанскому обычаю. Минуем Битоль и приближаемся к Прилепу. Покупаем масло для замены в красном автомобиле. Масло здесь очень дорогое, один литр стоит 1280 динаров. Но двигатель требует — в этом мы убедились на следующий день. За Прилелом снова начинается холмистый участок, типа «гребенки». Поворот следует за поворотом. Отдыхаем только на подъезде к Скопле, где имеется участок хорошего шоссе. За древним Куманово дорога снова портится, движемся медленно, автомобили сотрясаются от ударов. Остановившись за Кумановым, замечаем падение давления масла в голубом автомобиле. Под двигателем! видна лужица. Доливаем масло. Нужно найти хорошее место для остановки и устранить повреждение. Еще 38 километров едем, оставляя за собой тонкий след автола и внимательно следя за стрелкой масляного манометра. Масляный радиатор заменяем рано утром, Одновременно готовим завтрак и осматриваем окрестности. Дорога покрыта большими валунами и наносами глины. Совсем недавно, не более одного дня до нашего приезда, тут шел, должно быть, сильнейший дождь, который буквально оторвал камни от утесов вдоль дороги и сбросил их вниз. Посмотрев на карту, убеждаемся, что мы в непосредственной близости от болгарской границы. Природа и здесь очень живописна. Дорога идет вдоль реки, мимо зелени садов и чистых строений. Но ее покрытие становится все хуже. Боковые притоки реки перерезали путь глубокими рвами, перед которыми необходимо притормаживать, а иногда и останавливаться. Внезапно дорога резко отходит в сторону от реки и начинает взбираться на почти вертикальный подъем. Кто только мог такое выдумать? Даже на второй передаче двигатель еле тянет. Да, такого подъема мы еще не встречали на своем пути! Когда двигатель нагрелся до 97°, перед нами появилась таможня и шлагбаум. Дружелюбные приветствия, снятие пломб с передатчиков, которые через несколько минут смогут свободно посылать сигналы в эфир из Болгарии. На флагштоке развивается флаг с белой,24